на главную страницу

17 Июля 2001 года

История Отечества

Вторник

Каждый на своем посту

Капитан 1 ранга в отставке Леонид ЧЕРНОУСЬКО,
заслуженный работник культуры РФ.



Грозная предвоенная обстановка на Балтике накалялась день ото дня. Шли немецкие самолеты-разведчики, постоянно нарушая государственную границу, провокационные рейды чужих кораблей в наших территориальных водах, задержки советских торговых судов в портах Германии... Вот почему по приказу наркома Военно-Морского Флота адмирала флота Н.Г. Кузнецова основные силы Балтфлота заранее были выдвинуты на передовые базы и находились в полной боевой готовности. Среди них был и эскадренный миноносец "Сметливый", на котором мне, старшему инженер-лейтенанту, довелось служить командиром машинно-котельной группы. Сначала корабль был направлен в Таллин, а затем в Ригу, где и встал на рейде Даугавы.
Никогда не забыть зловещий день 22 июня 1941 года. Фашистские самолеты с черными крестами на бортах на рассвете напали на Ригу внезапно, беспорядочно сбрасывая свой смертоносный груз. Ясно, что враг рассчитывал посеять панику среди населения, запугать его. Но балтийских моряков не запугаешь. Хорошо натренированные зенитчики "Сметливого" под руководством лейтенанта Андрея Ильясова немедленно открыли огонь и отогнали налетчиков. Ни одна бомба не попала на корабли.
Но настоящее боевое крещение наш экипаж получил во второй половине первого дня войны. Эсминец выполнил важную боевую задачу, поставив мины в Ирбенском проливе, который представляет собой как бы горлышко бутылки, закрывающее вход в Рижский залив. Позднее разведка донесла: на выставленных минах подорвались два корабля противника, пытавшихся форсировать пролив.
Серьезную "полундру" мы испытали на обратном пути в Ригу. Находясь в посту энергетики и живучести, я увидел, что корабль вдруг стал резко крениться то на левый, то на правый борт, а потом сотрясаться от сильных взрывов. Нас атаковали вражеские бомбардировщики. Причем они хитро заходили со стороны солнца, выключали двигатели и, бесшумно пикируя, сбрасывали бомбы. Но бдительные сигнальщики своевременно докладывали командиру корабля о моменте отрыва бомб от самолета, и тот командовал: "Лево руля!", "Обе машины - полный вперед! Самый полный!" По воле нашего бравого "бати" капитана 2 ранга Василия Нарыкова корабль резко уходил влево, а бомбы падали в воду далеко справа. При следующей воздушной атаке команда была: "Право руля!" Одновременно Андрей Ильясов дирижировал пулеметно-пушечным огнем, в результате чего один "юнкерс", охваченный пламенем, врезался в воду. А другой, оставляя за собой дымный шлейф, планировал к берегу... "Сметливый" тогда выиграл смертельный поединок с врагом.
Иногда меня спрашивают: вот вы награждены боевыми орденами и медалями, а сколько врагов поразили и видели ли их в лицо? На такой вопрос отвечу так: корабль или подводная лодка - оружие коллективное и очень сильное. И весь экипаж - от артиллериста, ракетчика и минера, до машиниста и электрика - участвует в бою, но каждый на своем посту. Общими усилиями команда "Сметливого" сбила около десяти самолетов противника, потопила подводную лодку, уничтожила десятки танков, орудий и другой вражеской техники на побережье, содействуя сухопутным войскам и десантным силам. Это уже немало для одного корабля. Причем мы нередко поражали цели, не видя их, за горизонтом, ориентируясь по приборам или указаниями корректировочных постов.
Правда, однажды под Ленинградом в поединке с фашистской артиллерией досталось и нашему эсминцу. Подавляя огонь с берега и умело маневрируя, корабль смог избежать прямого попадания. Но после боя мы насчитали более двухсот пробоин в надводной части бортов и надстройках от осколков снарядов, взрывавшихся в воде. Аварийные партии заделали пробоины. Среди матросов и офицеров появились первые раненые. Серьезно пострадала моя правая нога. Лечился в блокадном Ленинграде, эвакуировался в грузовике через замерзшее Ладожское озеро. Признаюсь, что здесь впервые за всю войну прямо-таки испугался, когда увидел, что колеса машины наполовину хлюпают в воде! А дело было в двадцатых числах марта сорок второго года, снег таял и вода покрыла почти всю знаменитую Дорогу жизни. К тому же немцы часто бомбили и обстреливали трассу...
На корабль офицера, ходившего с помощью костылей, не пустили. Но узнав, что я писал статьи в газеты "Красный Балтийский флот" и "Красный флот", предложили должность фронтового корреспондента журнала "Морской сборник". Так и стал я военным журналистом.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker