на главную страницу

18 Июля 2001 года

Люди армии и флота

Среда

Адмиральская вахта

Владимир ПАСЯКИН,
"Красная звезда".



Во время визита на Черноморский флот министр обороны Сергей Иванов дал высокую оценку состоянию дел на ЧФ, отметив на встрече с журналистами, что "ситуация на флоте стала гораздо лучше". За этой короткой фразой - огромный, напряженный труд многотысячного флотского коллектива, которым три года руководит адмирал Владимир Комоедов.

НОВЕЙШАЯ история Черноморского флота удивительно скоротечна и богата на исторические события. Ни один из четырех флотов бывшего СССР не резали и не делили по-живому так, как это было с Черноморским. Только спустя пять лет ЧФ обрел официальный российский статус и на флагштоках кораблей взвились Андреевские флаги. Завершилась пора неопределенности. Правда, трудностей от этого не убавилось. Черноморский флот стал для Украины чужим и в полной мере подвергся таможенным атакам. Значительно осложняли жизнь российских моряков юридические казусы, например офицер или мичман не мог вступить в брак с жительницей Севастополя, Крыма, ибо его удостоверение личности считалось для такого акта недействительным. Начались отключения частей и кораблей ЧФ от энерго- и водосетей, городских телефонных линий, что создавало экстремальную ситуацию. Особенно в зимнее время при отсутствии топлива. Нужно было принимать экстраординарные меры, дабы сохранить боеготовность воинских формирований, здоровье черноморцев. Скольких трудов и сил стоило командующему ЧФ адмиралу Владимиру Комоедову решение этих наболевших и злободневных вопросов!
О ЛЮДЯХ судят по сделанному. Адмирал Владимир Комоедов достойно продолжил вахту, начатую его предшественниками. Чтобы флот нормально себя чувствовал на севастопольской и крымской земле, командующему необходимо было наладить и укрепить добрососедские отношения с руководством города-героя, Автономной Республики Крым, командованием военно-морских сил Украины. И эту, можно сказать, стратегическую задачу он успешно выполнил.
От взаимодействия с городскими структурами во многом зависит бесперебойность подачи на корабли и в части воды, газа, электроэнергии, обеспечение городской телефонной связью. Словом, много проблем удалось совместно решить городским властям и командованию ЧФ. В том числе связанных с пропиской военнослужащих ЧФ в Севастополе, повторным заселением на флотскую жилплощадь, передачей жилого и служебного фонда ЧФ городу... Теперь и в праздники, и в трудные минуты флот и город, как это было до парада суверенитетов, продолжают оставаться вместе, идут рука об руку.
В свое время Герой Советского Союза адмирал Эдуард Балтин, назначенный командующим ЧФ, в интервью "Красной звезде" сказал фразу, ставшую крылатой: "В Черном море мало воды и много политики". Этот постулат не потерял значения и сегодня. Наоборот, значимость черноморского региона в связи с реальными и потенциальными нефте-, газо-, грузопотоками, транспортными коммуникациями, близостью горячих регионов и натовских границ все более возрастает. Быть командующим Черноморским флотом России, дислоцированным в основном на территории Украины, и оставаться вне политики - невозможно. Многие вопросы жизнеобеспечения флота, социальной защиты черноморцев приходится решать на межгосударственном уровне. Большая политика втягивает в свои орбиты министерства обороны и иностранных дел двух стран, таможенные комитеты, правительства и даже администрации президентов. Это еще раз подчеркивает всю тяжесть ноши командующего самого "теплого" географически, а в политическом смысле самого "горячего" флота.
Сегодня в сфере деятельности командующего ЧФ решение широкого спектра специфических вопросов. В частности, взаимодействие с Северо-Кавказским военным округом, группой российских войск в Закавказье, флотами причерноморских государств (а это уже международный уровень). В особый ряд выстраиваются задачи взаимодействия с ВМС Украины. Здесь еще много неурегулированных и вновь возникающих вопросов. Это, наконец, проблемы жизнеобеспечения флота, зависящего от взаимодействия с севастопольскими, крымскими, украинскими властными структурами. Ведь финансирование, конвертация валюты, закупка и поставка на флот ГСМ, продовольствия, ЗИПа, вещевого, шкиперского, технического имущества, лекарственных средств, медицинской аппаратуры и многого другого становятся серьезной головной болью довольствующих флотских структур и для отладки механизма часто требуют личного вмешательства командующего.
Проблема проблем - изношенность кораблей и судов ЧФ. Многие из них давно выслужили установленные сроки. Но списать их, не получив взамен ничего, значило бы ослабить флот. И старые корабли остаются в строю, причем не в качестве номинальных боевых единиц, а выходят в море, выполняют учебно-боевые задачи. Среди них крейсер "Адмирал Головко", отметивший 1 мая свое 37-летие. Огромную роль в его судьбе сыграл адмирал Владимир Комоедов. Как, впрочем, и в судьбе другого, еще более значимого крейсера. Переговоры о выводе гвардейского ракетного крейсера "Москва" из Николаевского судоремонтного завода велись давно. Но только в прошлом году удалось договориться с украинской стороной о выводе "Москвы" из Николаевского завода имени 61 коммунара. Крейсер перешел в Севастополь, и сейчас завершен ввод флагмана ЧФ в боевой строй. Этот вопрос неизменно находился в поле зрения командующего. Строгость, помощь, спрос и контроль со стороны командующего были лучшей гарантией своевременного ввода в строй ракетного крейсера.
Командующему приходится держать в поле зрения десятки, сотни больших и малых вопросов: от ремонта и выхода кораблей в море до ввода в строй первой и второй очереди Черноморского филиала МГУ, от строительства жилья для черноморцев до обеспечения их денежным, вещевым и другими видами довольствия. Никогда не обходит он своим вниманием и школу № 8 Министерства обороны РФ, памятуя о том, что там учатся дети черноморцев - наше будущее, наша смена.
ВЛАДИМИР Петрович Комоедов прошел долгий офицерский путь. Он родился 14 августа 1950 года в Никополе Днепропетровской области в рабочей семье. Каховское "море" подружило его с веслами и парусом, но по-настоящему морем он "заболел", впервые побывав в гостях у родственников в Санкт-Петербурге. Строй боевых кораблей на Неве, шлюпочные гонки, величественная Стрелка Васильевского острова с Ростральными колоннами настолько впечатлили юношу, что он решил поступить в старейшее прославленное военно-морское училище страны - ВВМУ имени М. В. Фрунзе. Его идеей загорелись еще восемь выпускников 19-й Никопольской школы. После выпуска они поехали в Питер держать вступительные экзамены, а поступил он один: сказались блестящие школьные знания.
Офицерскую службу Владимир Петрович начал в Балтийске командиром артиллерийской и минно-торпедной боевой части малого противолодочного корабля МПК-85 в бригаде охраны водного района. На четверть века Балтика с ее шквалистыми ветрами, частыми туманами, сложной навигационной обстановкой стала родной стихией для офицера Комоедова. Здесь он прошел путь от командира БЧ-2-3 до начальника штаба флота, от лейтенанта до вице-адмирала. На каждой из должностных ступенек нужно было утверждаться, доказывать свою состоятельность. И это ему удавалось.
Помощником командира МПК был назначен через семь месяцев после прихода на корабль. Досрочно сдал зачеты на допуск к самостоятельному управлению им. Корабль завершил ремонт в Лиепае, его предстояло перегнать в Балтийск, а командир находился в отпуске. Лейтенант Комоедов, исполняя обязанности командира, повел корабль в Балтийск. На переходе разыгрался сильнейший шторм. Штыри антенн лопались, словно спички, выходила из строя матчасть. МПК напоминал подводную лодку в надводном положении. Сильнейшая качка свалила пол-экипажа. Лейтенант Комоедов с командирского мостика не ушел, уверенно управляя противолодочным кораблем. И, несмотря ни на что, успешно завершил переход.
Спустя 2 года после выпуска он был назначен командиром МПК-85 и получил звание старшего лейтенанта. Его экипаж стал одним из самых боеготовых в дивизионе. А еще через некоторое время после окончания Высших офицерских классов Комоедов досрочно получил звание капитан-лейтенанта. Спустя всего лишь пять лет после выпуска из училища он командовал уже сторожевым кораблем "Кречет", потом, будучи капитаном 3 ранга, возглавил штаб дивизиона противолодочных кораблей. И в 31 год стал командиром дивизиона...
Глядя со стороны за его служебным ростом, у кого-то может сложиться впечатление: шел и идет ровно, гладко. Только за этой "гладкостью" стоят огромный каждодневный труд, стремление быть лучшим среди равных. Офицера Комоедова куда чаще видели его подчиненные, чем жена Ангелина и дочь Татьяна. Его офицерская юность и зрелость прошли на МПК и сторожевых кораблях с их скромным бытом, бесконечными боевыми дежурствами, дозорами, стрельбами, учениями. Флот тогда рос, креп, мужал, и грамотные, энергичные, старательные офицеры всегда были востребованы.
Да, случались неудачи и промахи. Но больше было побед.
Оценку деятельности командующего дал Президент РФ Владимир Путин, со словами благодарности вручая адмиралу Владимиру Комоедову орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени. В тот день президент вручил ордена еще нескольким офицерам ЧФ. И это также было косвенным признанием заслуг командующего. Его морские пехотинцы проявили лучшие качества российских воинов во время контртеррористической операции в Чечне. Отличившиеся были награждены орденами и медалями, а капитан Владимир Карпушенко стал Героем России.
После окончания визита Владимира Путина на Черноморский флот командующий ЧФ в нарушение протокола не провожал президента. С его разрешения он отправился на совещание командующих причерноморских государств. Сторожевой корабль "Сметливый" уже стоял "под парами". Доклад командующего с особым вниманием слушали участники совещания. Сегодня черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия "Блэксифор" уже создана. Не без участия адмирала Владимира Комоедова.
ФЛОТ не раз доказывал свою состоятельность и высокую боевую готовность, несмотря на жесткий дефицит ГСМ, ЗИПов, нехватку людей. Так было, когда на черноморцев возложили задачу переброски российского контингента Воздушно-десантных войск в греческий порт Салоники. В короткий срок в полную боевую готовность привели отряд из пяти больших десантных кораблей. С отличной оценкой завершили тогда боевую службу в Средиземном море корабли ЧФ "Лиман" и "Кильдин", к которым было приковано мировое внимание, поскольку их выходы были связаны с натовской агрессией против Югославии. Несмотря на противодействие со стороны натовской армады, экипажи в сложной обстановке с честью выполнили все поставленные задачи.
В свое время лейтенанту, оставшемуся за командира, удалось в сильнейший шторм привести малый противолодочный корабль из Лиепаи в Балтийск. Позже флотская служба не единожды экзаменовала адмирала Комоедова. И он достойно выдержал все испытания, какими бы трудными они ни были, на деле доказывая свою командирскую состоятельность. Росли должности, а вместе с ними и ответственность. Ширилось поле деятельности. Вот уже три года он несет трудную вахту командующего флотом, являясь одновременно военным полпредом России в Украине, Крыму, Севастополе. Эта функция удваивает, а возможно, и утраивает ношу командующего, заставляя его выступать в роли дипломата, экономиста, политика.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker