на главную страницу

18 Июля 2001 года

Расследование

Среда

Российский "лохотрон"-2,

или как госчиновники "обули" швейцарскую "Ногу"

Борис СОЛДАТЕНКО, "Красная звезда".



На днях "Красная звезда" в публикации "Российский лохотрон" рассказала, как благодаря многоходовой афере высших должностных лиц Министерства финансов РФ, Главного управления военного бюджета и финансирования Минобороны РФ и высших должностных лиц правительства Украины российское военное ведомство лишилось 450 миллионов долларов США. Одним из фигурантов того громкого дела был бывший первый заместитель министра финансов РФ Андрей Вавилов. Ныне на него тоже заведено уголовное дело. Правда, в его материалах фигурирует не только скандально известная британская компания "United Energy International Ltd", в чьих недрах остались выделенные для обороны деньги, но и швейцарская фирма "Нога", которая вот уже почти восемь лет пытается безрезультатно возвратить выданный России кредит...

Кредит почти не виден

В отличие от руководителей Правительства Российской Федерации рядовые жители страны впервые услышали о швейцарской фирме "Нога" во время разразившихся несколько лет назад скандалов. То руководство фирмы пыталось через своих представителей, правда, по судебному иску, отобрать у России участвующий в парусной регате парусный барк "Адмирал Седов", то пытается арестовать в Ле Бурже выставочные экземпляры российских новинок самолетостроения, то даже угрожает арестом самолета Президента РФ... Причем, согласно сообщениям СМИ, эти попытки швейцарцев выглядят какими-то нерешительными и спонтанными "кавалерийскими наскоками" на российскую собственность.
Что же такое фирма "Нога" и почему она добивается ареста нашего имущества? Чтобы ответить на эти вопросы, возвратимся к концу восьмидесятых годов прошлого столетия.
Хозяином швейцарской фирмы "Нога" является пожилой и довольно-таки известный швейцарский предприниматель и деятель международного еврейского движения Нессим Гаон. Впервые, по косвенным данным, с Советским Союзом этот "капиталист" познакомился через председателя Советского комитета защиты мира журналиста и политического обозревателя Генриха Боровика. Позже Гаон уже по своим "связям" выходит на будущих первых лиц будущего Правительства РФ и организует им встречу с известными политиками и предпринимателями США в Вашингтоне. Очень надеясь на то, что он первым попадет на российский пока еще закрытый для Запада рынок.
И тут руководитель "Ноги" первый раз за свою успешную жизнь предпринимателя попадает на российский "лохотрон".
Вице-премьер Правительства РСФСР Геннадий Кулик предлагает Нессиму Гаону финансировать идею с чеками "Урожай-90", а также принять в ней участие. Смысл проекта был на редкость прост - вырастить помидоры, накормить ими до отвала Россию да ими же еще отдать долг иностранцам. Разводить помидоры было решено в Крыму. Туда отправили оборудование на сотни тысяч долларов США и специалистов из Израиля. Однако в конце 1991 года, когда помидоры еще не успели вырасти, Крым помахал России рукой. Россияне остались без ярко-красного овоща, а господин Гаон без... миллиона долларов США.
Но мог ли Гаон из-за стечения обстоятельств уйти с российского рынка? Как истинный игрок, он думал о большом выигрыше в перспективе и знал, что на пути больших денег всегда возможны потери. К тому же у него были прямые выходы на первых лиц тогда еще Правительства РСФСР, которые искали денег на борьбу с Горбачевым и новые заказы на Западе. Только одно не учел руководитель "Ноги" - смена членов российского правительства шла с такой скоростью, что деньги брали одни, а возвращать уже приходилось другим...

"Черная дыра" правительственного кармана

2 января 1991 года Совет Министров РСФСР уполномочил Минсельхоз провести переговоры с "консорциумом западных коммерческих банков" о кредите в 550 миллионов долларов на закупку продуктов и потребительских товаров. Этим же решением были выделены квоты дизельного топлива и мазута для покрытия кредитов. Предполагалось, что с российской стороны гарантом выступит "Внешэкономбанк", а со стороны Запада - во главе ряда банков "Банк насиональ де Пари". Однако с точки зрения "Внешэкономбанка", который являлся собственностью СССР, решение Совета Министров РСФСР как несамостоятельного субъекта федерации было самой обыкновенной "филькиной грамотой". Вот в этих непростых отношениях партнером российского правительства по генеральному соглашению о кредитах и поставках стала швейцарская компания "Нога".
Между тем суммы в договорах фигурировали просто астрономические. Так, согласно отдельным документам по соглашению от 12 апреля 1991 года, "Нога", взявшая в свою очередь кредиты западных банков, открыла российскому правительству кредит на 500 миллионов долларов США, в августе того же года - еще на 50 миллионов долларов США, в ноябре - еще на 372,5 миллиона долларов США, в январе 1992 года - на 400 миллионов долларов США. Всего же, по подсчетам фирмы "Нога", без процентов около 1 миллиарда 426 миллионов долларов США. Иными словами, эти кредиты предоставлялись в форме открытия "Ногой" аккредитивов непосредственным поставщикам товаров, с которыми были заключены соответствующие договоры. В свою очередь Россия должна была расплачиваться поставками нефтепродуктов также через своих представителей-экспортеров по специальному графику.
Позже, во время разбирательства этого дела, анализ сделок показал, что такая форма кредитов скрывала бартерные сделки (родоначальником которых, как мы уже говорили, был Андрей Вавилов) с заложенными в самой их природе возможностями манипулировать ценами. Более того, график поставки нефти из России опережал график поставки товаров в Россию. Иными словами, в тот момент не "Нога" финансировала российское правительство, а было все скорее наоборот.

Долг платежом красен

14 декабря 1992 года, практически в первый день своего вступления в должность Председателя Правительства РФ, Виктор Черномырдин получил письмо от руководителя фирмы "Нога" Нессима Гаона. Суть его была незамысловатой: Россия в нарушение договоренностей прекратила поставки нефти, и образовавшуюся задолженность порядка 300 миллионов долларов США надо бы погасить. Полюбовно. Без суда.
В ту пору господина Геннадия Кулика в Правительстве РФ уже не было, а о сделке помнили лишь три заместителя трех министров: финансов - Головатый, экономики - Ольховиков и внешних экономических связей - Шибаев. Они подтвердили, что сумма сделки приблизительно соответствует указанной в письме, и предложили объявить "Ноге" временный мир и выплатить ей десятую часть долга - 30 миллионов долларов США. В конце февраля 1993 года в этот спор вмешался вице-президент РФ Александр Руцкой, и уже в марте министр МВЭС Олег Давыдов, первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов и вице-премьер Александр Шохин подготовили документ за подписью Черномырдина о переводе на счет "Ноги" 30 миллионов долларов США. Правда, валютой, а не нефтью, как того хотел Гаон. Озлобленный таким поворотом дела руководитель "Ноги" не только возбудил спор в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма, но и добился в июне 1993 года обеспечительного ареста счетов российского правительства в Люксембурге и Швейцарии.
Таким образом, главный юридический изъян сделки с "Ногой", который состоял в потере Россией суверенного иммунитета, выявился сразу же в самой угрожающей форме. Но проявились и другие "болячки" - из-за отсутствия межбанковского соглашения Минфин РФ не могло отследить всю цепочку поступления денег и понять, кто и кому сколько должен.
Уже в августе 1993 года Гаон пишет личное письмо Президенту России Борису Ельцину с просьбой разобраться в создавшемся финансовом лабиринте. Борис Николаевич накладывает на письме резолюцию: "Черномырдину... Такие ситуации, убежден, не будут притягивать деловых людей в Россию. Объясните мне эту ситуацию. Я хочу понять, кто здесь больше прав или виноват?" Прибывшие на прием к Президенту РФ Черномырдин и Шохин объяснили, что руководитель "Ноги" уже обратился в арбитражный суд, и, во-вторых, рассказали об имевших место махинациях со стороны "Ноги", когда на поставляемые товары завышались цены, а на российскую нефть цены занижались.
Конфликт все разрастался. Весной 1994 года группу по расследованию деятельности фирмы "Нога" и ее взаимодействию с Правительством РФ возглавил Олег Сосковец. Изучив все документы, Сосковец при поддержке Геращенко выступает за компромисс с Гаоном и предлагает частично выплатить долг фирме "Нога". Группа Шохина считает иначе и выступает за жесткую судебную процедуру. Правительственная комиссия раскололась на два лагеря.
В конце августа 1994 года на стол Бориса Ельцина ложится анонимная докладная, где говорится, что "с целью предотвращения возможного охлаждения с международным, в частности, еврейским капиталом" необходимо предпринять ряд мер. Врагами мирного урегулирования называются Шохин и Вавилов.
Экспертизу документов фирмы "Нога" по личному указанию Президента РФ проводят специалисты Федеральной службы контррразведки (ФСК), Генпрокуратуры и Государственно-правового управления. После получения заключения экспертов
8 декабря 1994 года премьер-министр Виктор Черномырдин подписывает документ об урегулировании спора путем перечисления фирме "Нога" 50 миллионов долларов США и передачу господину Гаону с дисконтом так называемого нигерийского долга (1 миллиард 750 миллионов немецких марок по номиналу).
Однако не успело это распоряжение премьер-министра выйти из аппарата Правительства РФ, как Олег Давыдов и Андрей Вавилов (третий из них - Александр Шохин уже в отставке), "зазвонили во все колокола". По неподтвержденным данным, мотивом этих действий мог быть их личный интерес к тому самому нигерийскому долгу. Как бы там ни было, а распоряжение Черномырдина от 8 декабря силы не обрело.
Спустя год, в декабре 1995 года в швейцарском суде уже рассматривался вопрос о банкротстве "Ноги". Фирма так и не смогла вернуть кредиты, собранные в 1991 году под сделку с российским правительством.

Обыкновенный беспредел

Разбирательство Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма завершилось 1 февраля 1997 года в Нью-Йорке. Вместо требуемой задолженности в сумме 680 миллионов долларов США суд признал лишь нарушение графиков поставки нефти и удовлетворил претензии "Ноги" на 23 миллиона долларов США.
Однако еще в июне 1994 года адвокаты "Клири-Готлиб" представили возражения на иск "Ноги" и встречный иск Правительства РФ. Этот доклад могли прочитать в Белом доме и в Кремле многие заинтересованные лица. Схемы денежных передвижений и поставок товаров из фирмы "Нога" имели до боли знакомую и родную "советско-российскую", многими годами обкатанную, наглую и одновременно совсем не изощренную схему хищений бывшей "социалистической собственности". Приписки, обман, "откаты" режут глаза на каждой странице.
По нашей версии, все это было выгодно и российским чиновникам, и руководству "Ноги", если весь этот сложный механизм должен был прикрывать так называемый откат. Все встает на места, если мы допустим, что во взаимоотношениях с "Ногой" заранее закладывалась 30-процентная "верхушка". За это и шли все взаиморасчеты. Но, как мы уже говорили, господин Гаон не понял, что таких людей в российском правительстве было много, вначале - одни, потом - уже другие, послезавтра - третьи...
Кто же он, хозяин фирмы "Нога", - наглый предприниматель или жертва собственной доверчивости? Скорее всего, господин Гаон - пострадавшая сторона. Он попал в неприятную ситуацию, оказавшись заложником западных банков, и теперь обращается к России с мольбой вернуть свое. Но сделать это не легко - ведь не все документировано. Многое осталось на уровне договоренностей.
Гаон - банкрот, в России - новый премьер-министр, Вавилов - в отставке. Кому же теперь возвращать кредиты?..


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker