на главную страницу

20 Июля 2001 года

Тема номера

Пятница

"Курск": операция по подъему началась

Роман ФОМИШЕНКО,
"Красная звезда".



...14 июля. День не по-северному жаркий. Суровый Баренц, разнеженный знойным солнцем, едва подвижен. Его поверхность, почти ровная, хорошо отражает фюзеляж Ка-27, на котором группа офицеров штаба Северного флота во главе с начальником штаба флота - командиром экспедиции особого назначения Героем России вице-адмиралом Михаилом Моцаком направляется на борт БПК "Североморск". Завтра в этот же район прибудет водолазное судно "Майо", после чего операцию по подъему АПРК "Курск" можно будет считать окончательно вступившей в свою практическую часть.
...Экипажи БПК "Североморск", спасательного судна "Михаил Рудницкий", гидрографических судов и кораблей инженерных линий прибыли в район операции задолго до нашего прилета. Две напряженные недели под руководством начальника походного штаба ЭОН контр-адмирала Валерия Филатова военные и гражданские моряки подготавливали акваторию к приходу основных сил экспедиции и проводили итоговое обследование места гибели подводного атомохода. На корабле управления - "Североморске" отрабатывалась организация работы боевых и информационных постов походного штаба, разрабатывались комплекты различных документов. Особое внимание уделялось комплексным мероприятиям по вскрытию воздушной, надводной и подводной обстановки и предполагаемым действиям по вытеснению из закрытого района сил, не участвующих в операции, а также радиационному мониторингу. Специалисты Курчатовского института и НИИ имени Крылова, вышедшие к месту гибели "Курска" на СС "Михаил Рудницкий", взяли несколько проб воздуха, грунта и воды по горизонтам.
Основную работу проделал спускаемый аппарат "Бестер". Он работал на глубине 6 часов, неоднократно зависал над "Курском", выставил, а затем снял экспозиционные датчики. Гамма-фон и удельная активность исследованных сред - на уровне международных стандартов.
О проделанной работе командиры постов отчитались перед вице-адмиралом Моцаком на совещании, которое состоялось сразу по его прибытии на корабль. После докладов под руководством командира ЭОН североморцы обсудили план работы голландского судна и перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе первой рабочей встречи.
На рабочем совещании был рассмотрен пакет документов из 50 пунктов. Часть из них российские моряки подготовили в инициативном порядке. Так, например, спрогнозировали непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть в ходе операции по независящим от нас обстоятельствам, и заранее выработали четкий алгоритм выхода из них. Исходя из опыта флотской службы и морской практики, наш походный штаб посчитал целесообразным сразу оговорить все организационные вопросы, в том числе и претензионного характера.
Несмотря на некоторую настороженность в разговоре, первая встреча оказалась достаточно плодотворной. В тот же день начались первые спуски к "Курску" необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов (НТУПА).
Наши водолазы приезду рабочей группы были рады. Герои прошлогодней, не имеющей аналогов в мире операции охотно вступали в разговор о предстоящих спусках. Об их организации пошла речь и на втором совещании, которое наши специалисты под руководством начальника УПАСР ВМФ контр-адмирала Геннадия Верича провели в этот день на борту "Майо".
Не понять настроения наших водолазов трудно. Несколько месяцев они провели в тренировках. В теории, а затем и на практике изучали сложное оборудование, работали на однопроектном с "Курском" АПРК "Орел" и уже на пути к месту гибели атомохода провели несколько сложнейших спусков, в ходе которых отработали несколько десятков нештатных ситуаций. К этим дням глубоководники достигли наивысшего уровня готовности и, что называется, рвутся "в бой". Как отметил во время нашего разговора сам Геннадий Спиридонович, сейчас среди водолазов присутствует здоровая конкуренция за право работать в первой "двойке".
...Пока в одной из кают идет совещание, вместе с главным водолазным врачом ВМФ полковником медицинской службы Сергеем Никоновым мы осматриваем корабль. Сергей Викторович рассказывает о том, как проходил отбор водолазов, как в один из напряженных моментов подготовки водолазов им помогли сотрудники спецотделения 1-го Военно-морского клинического госпиталя и лично их непосредственный начальник полковник медицинской службы Анатолий Шишкин. Говорим о том, как непросто давались водолазам прошлогодние спуски, и о не менее сложной работе, которая начинается сейчас.
Мы идем по левому борту "Майо". Здесь закреплен гиперболический бот, предназначенный для эвакуации водолазов, находящихся под давлением. Специальной шахтой он соединяется с водолазным комплексом, а по сути представляет собой плавучую барокамеру. Его автономность рассчитана на 72 часа.
В корме, в специальных контейнерах, под сотню баллонов с газовой смесью. Внутри них 98 процентов гелия и только 2 - кислорода. Этот раствор является основой для приготовления рабочей газовой смеси. Здесь же, на юте, специальное такелажное и крепежное оборудование. У борта - массивный НТУПА. Из его корпуса "растут" неуклюжие манипуляторы. Не исключено, в ближайшие дни они пригодятся на глубине.
В просторном ангаре два "колокола". Пока они простаивают, но это продлится недолго. По своей конструкции они похожи на те, что используются на подвижной платформе "Регалии", но меньше по габаритам. Прошла не одна тренировка, пока внутри них каждая "двойка" водолазов и оператор спускаемого аппарата ("бэлмэн") научились облачаться в снаряжение. Ведь если гидрокостюм надевается в мокром отсеке барокамеры, то вся подвесная система, шланговая связка (пуповина) - здесь, в "колоколе". С внешней стороны глубоководного аппарата закреплены баллоны с аварийным запасом газовой смеси, система обогрева водолаза.
- Этот "колокол" может работать на глубине до 450 метров, - рассказывает старший инструктор-водолаз НИИ ВМФ мичман Владимир Селютин. - По пути в точку гибели "Курска" мы провели несколько спусков. По объему эти аппараты на 2 "кубометра" меньше, чем на "Регалии", и поначалу было несколько тесновато. Кстати, именно по этой причине мы решили баллоны аварийного запаса рабочей смеси второго водолаза не брать внутрь "колокола", а спускать на глубину на подвесной платформе . Тренировки пошли на пользу. Сегодня мы полностью освоились в "колоколах".
Владимир Селютин - один из тех, кто участвовал в эвакуационной операции. Водолазным делом занимается 17 лет, начал еще со срочной службы. Отработал под водой 6.000 часов, в том числе и на глубине 200 метров.
Из того, "октябрьского", состава, кроме Владимира Геннадьевича, на "Майо" находятся еще 8 водолазов: капитаны 2 ранга Андрей Звягинцев и Владимир Михайлов, капитан-лейтенант Ринат Гизатулин и мичманы Дмитрий Семизаров, Борис Марков, Вадим Малышев, Сергей Шмыгин, Алексей Ильченко.
...Пост управления спусками (ПУС) - "мозг" водолазного комплекса. Здесь все во власти командиров водолазных спусков ("супервайзеров"). С российской стороны на этой операции их роль будут исполнять главный водолазный специалист ВМФ капитан 1 ранга Алексей Пехов и главный водолазный специалист СФ капитан 3 ранга Владимир Терещенко. Посредством многочисленных мониторов, "картинка" на которые передается в том числе и с камеры, установленной на шлеме водолаза, а также многочисленных контрольных датчиков они будут руководить всеми действиями водолазов. Помогать им будут два иностранных "супервайзера".
Уже сейчас можно сказать, что особенно напряженными выдадутся для команды ПУСа смены с участием российских водолазов. Ведь согласно контракту именно им предстоит выполнить наиболее сложные, нередко сопряженные с реальной опасностью работы: установка оборудования на первом отсеке, по необходимости удаление остатков боевых зарядных отделений, оружия и другие. В случае, если во время выполнения технологических вырезов будут обнаружены тела подводников, наши водолазы проведут их эвакуацию. При этом главный принцип проведения всех водолазных спусков, как говорит контр-адмирал Геннадий Верич, остается прежним - обеспечение полной безопасности водолазов.
Из кормы мы идем по направлению к непривычно высоко поднятому носу "Майо", где размещается вертолетная площадка. На одной из палуб-этажей кабинет Дерка Осинга - руководителя водолазных работ от компании "Smith", действующей в этот момент в интересах "Mammout".
Через переводчика прошу господина Осинга дать оценку готовности российской стороны к началу операции.
- Мы очень внимательно изучили информацию, предоставленную российской стороной, и у меня сложилось впечатление, что наши партнеры очень хорошо подготовились к операции, - говорит Дерк Осинга.
В ночь на 17 июля НТУПА завершили обследование носовой части "Курска". Проанализировав полученные данные, специалисты ЦКБ "Рубин" во главе с заместителем главного конструктора Владимиром Колосковым пришли к выводу, что на линии предполагаемого разреза торпед и остатков боезапаса нет. Вскоре после этого в назначенных местах началась размывка грунта.
Утром в район гибели АПРК "Курск" прибыл теплоход "Клавдия Еланская" с представителями ведущих мировых СМИ. Из-за усилившегося волнения моря командир ЭОНа вице-адмирал Михаил Моцак принял решение не переходить на теплоход и общение с журналистами проходило с борта БПК "Североморск" по радиотелефону.
В настоящее время размыв предполагаемого места разреза завершается. После этого "Майо" заменит в Киркенесе размывочное оборудование на режущее и вернется в закрытый район. Затем глубоководные работы продолжатся.
БПК "Североморск", ВС "Майо".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker