на главную страницу

20 Июля 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Воюет батальон - учится полк

В Московском военном округе опробована новая методика полковых тактических учений с боевой стрельбой

Подполковник Роман БОЙКОВ,
Юрий ШИПИЛОВ (фото), "Красная звезда".



Темой учения предусматривался перевод полка с мирного на военное время, совершение комбинированного марша в район боевого предназначения, подготовка и проведение наступательного боя.
Впервые полковое учение проводилось на Алабинском полигоне. Сделано это в целях экономии средств, которые были бы затрачены при перевозке личного состава и боевой техники на Гороховецкий общевойсковой полигон. Ни для кого не секрет, что боевая подготовка страдает от нехватки ГСМ, моторесурсов, денежных средств. В округе продуман и реализуется комплекс компенсационных мер, а данное учение стало прекрасной возможностью на деле опробовать новую методику, разработанную в Московском военном округе два года назад под руководством тогда еще генерал-лейтенанта В. Баранова. Активное участие в ее создании приняли офицеры Управления боевой подготовки МВО полковники П. Пахомов, В. Стрельцов, подполковник А. Карпов.
Если коротко, суть ее в том, что на учение привлекается минимальное количество личного состава, но ячейка управления - командир роты, командир батальона со своим штабом, командир полка со штабом полка и средствами боевого, тылового и технического обеспечения работают по полной программе. На учение привлекается один мотострелковый батальон ограниченного количества: две роты по
70 % техники и личного состава. Подразделения боевого обеспечения, противотанковый взвод, взвод АГС-17 представляются по одному расчету, по одной машине. Подразделения обеспечения были представлены отделением технического обеспечения, отделением подвоза и хозяйственным отделением. Другие батальоны были представлены как управленческие организации: штаб батальона, командир батальона со штабом на одном бронетранспортере и командиры мотострелковых рот - на одной машине. На одной машине командир минометной батареи. Командиры отдельных взводов на учения не привлекались.
Такие подразделения полкового звена, как рота материального обеспечения, ремонтная, разведывательная, инженерно-саперная роты были представлены командирами и необходимым количеством военнослужащих для выполнения специфических задач. Как правило, подразделения представляли отделение или взвод.
К примеру, положенные семь-десять артиллерийских задач отрабатывал не весь дивизион, а всего два огневых взвода. В роте материального обеспечения были задействованы не взвода, а по одному отделению от них: подвоза боеприпасов, ГСМ, продовольствия, военно-технического имущества. Ими руководил командир роты, получавший в свою очередь задачи от начальника службы, заместителя командира полка по вооружению. Естественно, под общим командованием командира части. Таким образом, при минимально задействованном личном составе и технике обычным порядком отрабатывались управленческие функции офицерского состава в полном объеме.
Необходимо отметить, что те военнослужащие, кто непосредственно не был задействован на этапе боевой стрельбы, в тот момент проводили занятие на зимних квартирах по тематике данного учения в рамках программы боевой подготовки.
На картах и теоретически был отработан вопрос совершения марша комбинированным способом на большое расстояние. Подготовка наступления проводилась в исходном районе, удаленном от линии соприкосновения войск на несколько десятков километров. В последующем отрабатывались вопросы ведения наступательного боя с выходом из исходного района. Апогеем занятий должен был стать этап боевой стрельбы.
Следует заметить, что личный состав и техника, привлеченные на учение, находились в четырех-пяти километрах от соприкосновения с "противником". А управленческое звено оставалось в исходном районе, как того и требовал замысел учения, проводя основную работу на картах и непосредственно руководя и организуя взаимодействие. С началом выдвижения из исходного района отрабатывались вопросы артиллерийского обеспечения выдвижения и развертывания войск, для чего по мере подхода к рубежу развертывания в батальонные колонны была проведена артиллерийская подготовка атаки, состоящая из четырех огневых налетов: трех артиллерийских и одного авиационного. После этого мотострелковый батальон под командованием гвардии майора Дмитрия Жукова начал наступление на обороняющегося "противника".
Наращивая тактическую обстановку, руководитель учения, командир дивизии гвардии полковник Андрей Глущенко неоднократно назначал внеплановые цели. Например, в момент наступления батальона на одном из флангов по боевым порядкам наступающей роты "противник" произвел сосредоточенный минометный обстрел. По обстановке удар был нанесен в тот момент, когда минометная батарея гвардейцев перемещалась за наступающими мотострелками и собственных средств воздействия у комбата не оставалось. Командир попросил нанести удар армейской авиацией, и через несколько минут, увидев обозначенный оранжевыми дымами передний край своих войск, две пары вертолетов Ми-24 нанесли удар. Огневая задача была решена, и наступление продолжилось. К слову, это была не единственная задача, которая решалась в ходе учебного боя. Группе разграждения пришлось устранять при помощи удлиненных зарядов разминирования последствия дистанционного минирования "противника", проделывая проходы в минно-взрывных заграждениях. Разведчики смогли своевременно обнаружить выдвижение резервов "противника", уничтожать которые пришлось средствами старшего начальника - дивизионной артиллерийской группой. В ходе ввода в бой второго эшелона батальона при прорыве взводных опорных пунктов, для сковывания контратаки "противника" отрабатывалась задача постановки противотанкового резерва и подвижного отряда заграждения. То есть была попытка на практике еще раз подробно рассмотреть все возможные варианты наступательного боя без упрощений, но с ограниченным составом сил и средств.
Анализируя действия гвардейцев, заместитель начальника управления боевой подготовки округа полковник Петр Пахомов отметил следующее:
- Задачу воины-таманцы в основном выполнили. Но процент поражения целей позволяет поставить только удовлетворительную оценку. Поскольку все происходит в начале летнего периода обучения, когда идет подготовка уровня "отделение-взвод" и тактическая подготовка еще далека от совершенства, оценка эта вполне закономерна. Выполнена главная цель - опробована новая методика и все командиры частей и соединений подробно ознакомлены с ней.
Остается добавить, что расчеты показывают: данная методика позволяет задействовать на учениях до тридцати процентов личного состава полка. Остальной личный состав, находясь в пункте постоянной дислокации, занимается боевой подготовкой "пеший по-машинному". Налицо при экономии моторесурсов, ГСМ и денежных средств не только проведение плановой боевой учебы в максимально возможных объемах, но и тщательная отработка вопросов управления. Таким образом, прошедшие занятия можно рассматривать как очередной этап поиска компенсационных мер боевой подготовки частей и соединений.
Комментарий заместителя командующего войсками Московского военного округа генерал-полковника Н.Е. Макарова:
- В последнее время вопросы боевой подготовки в войсках стоят достаточно остро, в том числе и в Московском военном округе. В мае мы провели конференцию по боевой подготовке, в ходе которой выработали направления ее строительства, обсудили вопросы учебы солдат, сержантов, офицеров с учетом ограниченного количества топлива, боеприпасов, денежных средств. Был сделан вывод, что необходимо видоизменить процесс обучения. Это учение - проверка на практике возможности экономии средств без ущерба для боевой учебы. Уже ясно, что только горюче-смазочных материалов потрачено в четыре-пять раз меньше, чем на обычном этапе стрельбы. При этом основная цель - научить командиров взводов, рот, батальонов, полка управлять теми силами и средствами, которые им подчинены и приданы. Я думаю, эта цель достигнута. И этот опыт мы будем развивать.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker