на главную страницу

20 Июля 2001 года

Взгляд на проблему

Пятница

Корабли у пирса

Капитан 1 ранга Николай ЛИТКОВЕЦ,
"Красная звезда".
Лейтенант Наталья КУЗЬМИНА.
Владивосток.



Общеизвестно, что в последнее время проводить морские походы с выполнением различных огневых упражнений становится все сложнее. Причиной тому - отсутствие достаточного количества топлива. Вот и на Тихоокеанском флоте мероприятия боевой подготовки планируют в пределах выделенных лимитов. Насколько их хватает, чтобы поднять в воздух самолеты, вывести корабли в море, провести учебные стрельбы на полигонах?
- Скажу откровенно: план за прошлое полугодие мы выполнили далеко не в том объеме, что намечали, - отметил в беседе начальник Управления боевой подготовки ТОФ контр-адмирал Юрий Ярошенко.
Что же тихоокеанцам помешало сделать больше? Как ни печально, но, скажем, в зимнем периоде на Камчатке ни один корабль, ни одна подводная лодка по планам боевой подготовки не вышли в море. Причина - отсутствие достаточного количества топлива и тяжелая ледовая обстановка в районе дислокации. Выходы, как правило, осуществляли лишь те единички, кому необходимо было отрабатывать мероприятия для поддержания линейности. Основные же силы оставались дома.
В Приморье в море выходили ракетные катера, тральщики, большие противолодочные корабли. Минимум плана боевой подготовки выполнили все. Исходя из сложившейся обстановки, часть мероприятий на флоте были вынуждены перенести на летний период обучения. Значительно подвели эсминцы "Быстрый", "Бурный" и крейсер "Варяг". Первые два корабля в истекшем полугодии в море не выходили по техническому состоянию. Их пообещали вовремя отремонтировать, однако обязательства завод не выполнил, ремонт затянулся, сроки выхода перенесены. "Варяг" же не вышел в море из-за отсутствия топлива.
Очковтирательством на флоте заниматься не желают, поэтому в отчетах показывают горькую правду жизни. Конечно, можно было больше спланировать базовой подготовки, "сражений" на картах. Но, считает контр-адмирал Юрий Ярошенко, от этого тихоокеанцы выиграли бы немного. "Основная наша учеба - в море. Правильно акцентировал внимание главнокомандующий, побывавший на флоте: требование дня - чаще уходить от пирсов, заниматься боевой учебой в море. Стоя у причала, корабль не занимается настоящей боевой учебой..." - подчеркнул он.
"Выручили" два корабля, которые ходили в дальний океанский поход в Индию. Остатки топлива, оставшиеся от похода, перераспределили на другие корабли, тем самым обеспечив их выходы в море на отработку задач.
Побывавшая на Тихоокеанском флоте в прошлом году комиссия во главе с вице-премьером Ильей Клебановым убедилась в том, что выделяемого флоту лимита по топливу недостаточно. Уезжали проверяющие с твердой решимостью доложить руководству страны о необходимости увеличить поставку горючего на ТОФ по крайней мере в два раза. Воплотились ли благие намерения в жизнь?
- Не могу судить, насколько полно выполнены эти обещания, - продолжает разговор Юрий Иванович. - Топливо поступает еще и для обеспечения жизнедеятельности сил флота. И, судя по тому, как мы перезимовали, можно считать, что его было, наверное, достаточно. Корабли у причалов не замерзали. Но вот что касается боевой подготовки, то здесь картина совсем иная. Ее планирование приходилось проводить вслепую...
Здесь уместно задать вопрос, который до сих пор никем не решен. За счет кого и чего дали топливо на тот же визит в Индию? Если это было выполнением государственной задачи и корабли отправлялись в поход по решению правительства, то и обеспечение должно быть из соответствующих источников. Но, насколько стало известно, оно осуществлено за счет Вооруженных Сил. В Министерстве обороны эту проблему "повесили" на Военно-Морской Флот, в главкомате, вероятно, перекинут на Тихоокеанский. И если это будет действительно так, то лимит, выделенный на боевую подготовку в текущем году, фактически вновь окажется сильно ограничен. В таком случае корабли опять будут простаивать у причалов, а экипажи лишь в мечтах ходить по волнам океана. Подобный горький опыт уже был на флоте, когда несколько лет назад корабли ТОФ сходили с визитом в Китай...
Однако не все так грустно. Даже в крайне жестких условиях выживания Тихоокеанскому флоту впервые в ВМФ удалось применить новый тактический прием стрельбы ракетами "из-за угла". Спрятавшись за остров, не позволивший противнику обнаружить их средствами локации, два катера стреляли с доворотом по пеленгу...
Не менее сложные и успешные зенитно-ракетные стрельбы в тяжелых условиях обстановки произвели экипажи БПК "Адмирал Пантелеев", "Адмирал Виноградов" и ракетный катер. При большом волнении моря, достигавшем 5 баллов, применение оружия приходилось осуществлять при запредельных углах бортовой качки. С поставленной задачей справились успешно.
Сегодня на Тихоокеанском флоте основной упор стараются делать на базовую подготовку экипажей. Кроме того, офицеров и мичманов с кораблей резерва прикомандировывают на те корабли, которые все же выходят в море. А для подготовки экипажей подводных лодок используют хорошую материальную базу учебных центров. В планах продолжающейся летней боевой учебы - сбор-поход, зачетное командно-штабное учение, массовый выход кораблей в море... Но полностью им суждено сбыться лишь при выделении того лимита топлива, который флоту пообещали. Сбудутся ли эти обещания и мечты?


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker