на главную страницу

21 Июля 2001 года

Россия и мир

Суббота

Русские песни над Тигром

Сергей СУМБАЕВ.Багдад - Москва.



Ирак. Чуть ли не каждый день из этой страны приходят сообщения о воздушных налетах, в ходе которых американские и английские летчики наносят так называемые точечные удары, ведущие к гибели ни в чем неповинных людей. И об ответных действиях иракских сил ПВО, которые ведут заградительный огонь по вторгшимся на территорию страны иностранным самолетам. Об Ираке также чаще вспоминают в связи с международными санкциями, которые по сути изолировали страну от внешнего мира. Все это вместе создает из Ирака образ осажденной крепости. Что по большому счету соответствует действительности. Хотя и в осажденной крепости продолжается жизнь.

Багдадский аэропорт. Он открыт для полетов, но из-за санкций их интенсивность невелика. Тем не менее в полном объеме сохраняется обслуживающий персонал в лице носильщиков и уборщиков. Когда прилетел наш самолет, это стало для иракцев своего рода событием. Сразу же нашлась работа таможенникам, пограничникам, полицейским, охранникам, да и тем же носильщикам. У стойки таможни досматривают багаж на предмет провоза вещей, обязательных к декларированию, - фотоаппараты, компьютеры, видеокамеры и т. д.
Мой большой ранец зеленого цвета привлекает особо пристальное внимание таможенника, который тут же задает вопрос: "Почему ранец военный?" Я представляюсь. Услышав, что перед ним журналист газеты Министерства обороны России, таможенник бегло пролистал паспорт и, возвращая его, радостно закричал: "Ты из России. Ты наш друг!" Полиция, в отдалении наблюдавшая за этой сценой, успокоилась и начала улыбаться. Я понял, что слова: "Россия", "российский журналист" здесь имеют определенную ценность.
Очередное понимание этого произошло на следующий день, во время демонстрации, посвященной дню рождения Саддама Хусейна. Множество народу, для гостей и журналистов отведены специальные трибуны. Всюду полиция и гражданские распорядители. За время блокады от европейцев в Ираке, особенно в провинции, отвыкли. Поэтому когда распорядители начинают интересоваться вашей личностью, не стоит обижаться, это не от недоверия или особой бдительности, а просто люди хотят познакомиться с человеком из другой страны.
Естественно, что такого внимания был удостоен и я. И когда на вопрос распорядителей: "Откуда?", я ответил, что из России, они начали хлопать меня по плечу и говорить: "Россия - друг! Мы русским рады". После чего меня повели по трибунам показывать своим родным и знакомым, которые таким же образом выражали радость встречи с представителем России.
Один из вечеров в Багдаде. Солнце уже село, на улице прохлада - всего +23°. Уже можно идти гулять. Гостиница расположена практически в центре, хотя само понятие центр Багдада довольно размыто. Мы идем по улице вдоль набережной Тигра. Открыты магазины и кафе. В одном из них сидят местные старики, похожие на своих сверстников из московских парков, только вместо шахмат они играют в нарды. Все, кого мы встречаем на улице, с нами здороваются, от чего создается такое ощущение, что идешь по поселку где-то на юге России.
Выходим на широкую улицу, по которой багдадцы совершают вечерний променад. Большая часть, естественно, мужчины, они сидят в кафе и ресторанах, курят кальяны, ведут разговоры за жизнь. На тротуаре сидит чистильщик обуви. Завидев нас, предлагает почистить обувь. Мы предлагаем пареньку сфотографироваться и здесь делаем для себя еще одно открытие - иракцы очень любят позировать перед фотоаппаратом. На свет вспышки сбегаются чистильщики со всей улицы, люди выходят из ближайших кафе и радостными жестами показывают, что надо сфотографировать и их.
Еле освободились от вновь приобретенных друзей, как к нам подошли трое крепких ребят нашего возраста. Один из них, самый большой по габаритам, говорит что-то типа: "Карлин". Что им надо, непонятно. Он повторяет вопрос. Мы ничего не можем ответить. Нас спрашивают: "Русси?" Отвечаем положительно. Вновь повторяется "Карлин". Обстановка неприятная. И тут мы переспрашиваем с надеждой: "Карелин? Александр? Борец?" Эмоции ребят безграничны. Нас радостно обнимают и кричат "Карлин Александр". Ребята оказались местными борцами, а их кумиром с детства является русский борец Александр Карелин.
ПриЯтно, Что в Багдаде люди знают наших героев. Приятно, что следят за новостями из нашей страны. Иракцы помнят, что в свое время именно наша страна помогла вооружить и обучить армию. Россияне построили в Ираке многие заводы, пустили воду в пустынные районы. А теперь иракцы надеются на Россию как на друга, который поможет им снять санкции и выйти из искусственной изоляции.
Хочется отметить, что для России подобное развитие событий будет только на пользу. Учитывая традиционно хорошее отношение иракцев к России, мы сможем рассчитывать на крепкие торговые отношения с этой богатой страной Ближнего Востока. Нельзя забывать и о научно-техническом потенциале Ирака, который довольно высок. Стоит посмотреть на примеры различных стран Запада, которые выступают за продление санкций и в то же время через подставные компании, или попросту не афишируя свою деятельность, налаживают связи с Багдадом.
Никакие "умные санкции" Ираку не нужны. Сами иракцы, кстати, ехидно сравнивают "умные санкции" с "умными бомбами", которые сильно рекламировались во время операции "Буря в пустыни", но в действительности своего предназначения не выполнили. Так же и с "умными санкциями" - в Багдаде считают, что облегчения народу они не принесут, а только создадут новые проблемы. И вообще здесь больше рассчитывают на собственные силы.
И в этой связи несколько слов об иракской армии. Несмотря на тяжелые условия, она сохраняет достаточный уровень боеготовности. Служить в армии почетно. Военнослужащий гарантированно получает возможность питаться и одеваться. Что касается формы, то это - зеленые брюки и рубашка, которые по большей части носят в штабах, и специальная - полевая. Относительно последней можно заметить, что ее каждый солдат выбирает по вкусу. Часто, например, приходилось видеть солдат в немецких танковых комбинезонах или похожих на них, но сделанных местными портными. Дело в том, что военнослужащим выдается только материал, а он сам ищет, где и как сшить форму.
Для этого существует огромный военный рынок, где можно купить все предметы обмундирования в готовом виде. Среди них мы увидели американский пустынный камуфляж и другие предметы обмундирования и снаряжения военнослужащих США. Откуда они взялись в Ираке, для нас так и осталось загадкой - продавцы на этот вопрос только приветливо улыбались.
Раз уже зашел разговор о военном рынке, то стоит рассказать и об обычном рынке, который по-арабски называется "сук". Представьте себе узкие улочки, с обеих сторон которых стоят дома в два-три этажа, наверху над улицей какие-нибудь перекрытия от солнца или дождя. Это собственно и есть рынок.
Торговые лавки размещаются со стороны того, что можно назвать фасадом, во внутренних двориках, на всех этажах сразу. Некоторые лавки соединены с жильем самого хозяина. Подобные сооружения занимают несколько кварталов и разделяются по профилю торговли - чеканщики, торговцы одеждой или украшениями... Хозяева сидят у входа и отслеживают потенциальных покупателей. Как только таковые появляются, начинается операция по их заманиванию. Перед потоком слов, изливающегося из хозяина, трудно устоять. Но не торопитесь делать покупку. Называемую цену делите на четыре и предлагайте ее сами. Дальше начинается настоящий театр - хозяин будет уверять, что он назвал и так самую низкую цену только из уважения к вам лично. Он будет не соглашаться, может даже сделать печальное и обиженное лицо. Главное - не поддаваться. Иногда стоит извиниться и выйти из лавки, тогда за вами побегут, называя уже более низкую цену. Иногда, чтобы сбить стоимость товара до приемлемого уровня, приходится по четыре раза покидать гостеприимного хозяина.
На все это не стоит обижаться. Никто никого не хочет обмануть. Для торговца все происходящее даже не столько прибыльное дело, сколько развлечение. Ему нравится сам процесс торга, возможность общения с новыми людьми.
Главное - всегда помнить, что основа успеха в общении с местными жителями - это уважение к ним, к их обычаям и нравам. Если что-то кажется странным или неправильным, вспомните, что люди в этих местах живут уже четыре тысячи лет.
В дни нашего пребывания в Багдаде там проходила международная фотографическая выставка-конкурс. Были даже участники из США и Великобритании, не говоря уже о других странах. В рамках этой выставки была представлена экспозиция, посвященная истории развития фото- и кинотехники. Германские фотоаппараты начала века, первые "полароиды", камеры для подводной съемки - все экспонаты из частных коллекций. Но особенно приятно было увидеть советские фотоаппараты. Правда, владелец коллекции грустно говорил, что теперь никак не может достать новые образцы из России.
Кстати, все указанные выставки проводились в центре искусств, где представлены картины иракских художников и предметы старины. Очень много картин свидетельствуют о том, что иракцы ведут свое происхождение прямо от жителей Вавилона. Желанием следовать традициям воинственных предков и объясняется тот факт, что иракцы считаются одними из лучших воинов в арабском мире.
Однако при всей своей воинственности по отношению к врагам иракцы крайне дружелюбно относятся к тем, кто приходит к ним с благими намерениями. Поэтому если только наша страна поможет иракскому народу снять режим санкций, если наши отношения с Ираком будут основываться на взаимоуважении и взаимовыгодном сотрудничестве во всех областях, то над Тигром вновь зазвучат русские песни, которые иракцы знают и любят петь. А пока эти песни звучали лишь в наш последний прощальный вечер в Багдаде.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker