на главную страницу

24 Июля 2001 года

Тема номера

Вторник

Энергетическая безопасность
России - наш главный приоритет

На вопросы "Красной звезды" отвечает
министр энергетики РФ Игорь ЮСУФОВ

Наиль ГАФУТУЛИН, "Красная звезда".



Проблемы энергетического комплекса и безопасность страны связаны теснее некуда. Отдельный аспект этой взаимосвязи - наличие или отсутствие топлива в баках боевой техники Российской армии. Значительно более широкое значение имеет понятие энергетической безопасности, обеспечение которой является одним из главных приоритетов Минэнерго.
Новый министр энергетики Игорь Юсуфов был назначен на этот пост с должности генерального директора Российского агентства по госрезервам. Деятельность этого ведомства носит отчасти антикризисный характер: Росрезерв обязан аккумулировать и обновлять НЗ страны, который расходуется в непредвиденных ситуациях.
На новом посту от министра энергетики ждут именно антикризисных действий. Хотя ситуация, в которой оказался в этом году российский ТЭК, требует от нового министра почти что чуда. Регионы вновь недостаточно готовы к зиме, что грозит очередными отключениями тепла и света в разгар январских холодов. Впрочем, новый министр сразу после своего назначения "засучил рукава". 18 июля в Минэнерго прошло заседание коллегии, на котором обсудили как раз подготовку к отопительному сезону. Игорь Юсуфов пригласил на нее представителей всех федеральных министерств и ведомств, ответственных за подготовку к зиме. Многие увидели в этом попытку вновь назначенного министра взять инициативу в российском ТЭКе в свои руки. С этого мы и начали разговор.

- Сейчас не время говорить о том, в чьих руках должна быть инициатива в вопросах подготовки к зиме. Задача у нас другая - обеспечить свет и тепло во всех без исключения регионах страны на всем протяжении осенне-зимнего периода.
Так получилось, что после прошлогодней реорганизации правительства часть функций Минэнерго перешла к другим министерствам. После этого мы пережили ту самую "холодную зиму 2001-го", о которой до сих пор говорят. Но сейчас для нас главное - не бороться за полномочия, а обеспечить взаимодействие всех, кто отвечает за подготовку к осенне-зимнему периоду, за северный завоз и так далее. Минэнерго уже отчиталось о своем участке работы. Энергоресурсов за первое полугодие 2001 года произведено на 17 млн. тонн условного топлива больше, чем в 2000 году. Однако радоваться преждевременно. По той простой причине, что в прошлом году энергоресурсов в стране тоже хватало. Другой вопрос, что регионы просто не смогли его купить. Как выяснилось позже, в большинстве случаев это было связано с тем, что федеральные трансферты, рассчитанные на закупку мазута, газа и угля, тратились не по назначению или неэффективно. В Москве же, как в лучшие советские времена, рапортовали "о выполнении и перевыполнении". К сожалению, в этом году мы не гарантированы от повторения подобной ситуации.
- В каких областях положение особенно тревожно?
- Список "мерзнущих" регионов из года в год почти не меняется. Это - Дальний Восток, некоторые регионы Восточной и Западной Сибири, Архангельская и Калининградская области. В последнее время к этому списку прибавились некоторые центральные регионы. Причина все та же - неграмотное формирование местного бюджета, недобросовестное расходование тех денег, которые выделяет Москва. Регионы должны понять, что административной экономики нет и больше никогда не будет. ТЭЦ будут топить тем топливом, которое куплено за деньги. Причем за деньги, которые в регионах есть и которые предназначены именно на подготовку к отопительному сезону.
- Сегодня Минэнерго сосредоточилось на подготовке к зиме. Но в перспективе собирается ли министерство бороться за возвращение утраченных полномочий и приобретение новых?
- Не стоит смотреть на действия министерства через призму борьбы за влияние на российский ТЭК. Речь ведь идет о другом. Государство в значительной степени утратило рычаги воздействия на работу отрасли. На вопрос, готов ли был в свое время российский ТЭК на мгновенный переход к рыночным отношениям, смело можно ответить: "Нет". Потому что, когда крупная нефтяная компания недополучает запланированную прибыль, это - издержки рыночной экономики, а когда зимой в квартире 5-7 градусов тепла - это трагедия человека, за которого не смогло постоять государство. В этом плане Минэнерго действительно намерено возвращать себе полномочия. Государство обязано влиять на ТЭК. Это вопрос не только экономический. Это еще и вопрос национальной энергетической безопасности. Мы должны знать: способен ли ТЭК обеспечить обоснованный спрос достаточным количеством энергоносителей, сможет ли потребитель рационально использовать энергоресурсы, не останется ли страна без топлива в ближайшие годы?
Для того чтобы давать положительные ответы на эти и многие другие вопросы, стоящие сейчас перед российским ТЭК, нужно решить ряд проблем стратегического характера. Главная из них касается приращивания запасов, разведки и освоения новых месторождений нефти и газа. В настоящее время Россия использует по большей части лишь те месторождения, которые были открыты и освоены в советские годы. При нынешних темпах потребления энергоресурсов хватит лет на 15-20...
- А как же быть с куда более распространенным мнением, что нефти и газа нам хватит еще лет на 100?
- Если сохранить нынешний уровень добычи и разведки, запасов хватит действительно не более чем на 20 лет. Это подсчитано специалистами. Однако после начала разработки Тимано-Печорской провинции, шельфов морей, месторождений Восточной Сибири эта цифра, конечно, возрастет.
Кроме того, не надо забывать о еще одном механизме регулирования ТЭКа - топливных балансах. И это снова вопрос государства. Сейчас, к примеру, назрела необходимость переориентации электростанций с газа на уголь. Для этого нужны решения на уровне государства. Если вас интересует цифра, то это уже не 100 или 200, а 2.000 лет. Именно на этот срок (с учетом возможной динамики роста потребления) России хватит разведанных запасов угля.
Сегодня нам из многих краев и областей рапортуют о том, что заготовка угля идет хуже всего. Почему? Ведь летом уголь значительно дешевле, чем, к примеру, осенью. К тому же с наступлением холодов в дело вступают многочисленные посредники, предлагающие уголь в неограниченном количестве, но втридорога! И все-таки активно закупать это топливо начинают тогда, когда оно дорожает. При такой работе некоторых региональных властей кризиса этой зимой трудно будет избежать.
- Игорь Ханукович, помимо регионов, есть еще один постоянный потребитель энергоресурсов - Вооруженные Силы страны. Как Минэнерго намерено взаимодействовать с Минобороны в решении данного вопроса?
- Вопросы поставки топливно-энергетических ресурсов таким стратегически важным потребителям, как
Минобороны, МВД, всегда находятся в центре внимания Министерства энергетики, им неизменно отдается приоритет. Так, в целях контроля за положением дел на рынке нефти и нефтепродуктов и мониторинга цен на них летом 2000 года приказом министра энергетики была создана оперативная рабочая группа, которая сейчас еженедельно проводит оперативные заседания. На них, помимо заинтересованных министерств и ведомств, приглашаются руководители регионов и российских нефтяных компаний. Вопрос обеспечения Минобороны топливными ресурсами находится под моим постоянным личным контролем.
В первом полугодии этого года Минобороны России было отгружено 1,4 млн. тонн нефтепродуктов. Минэнерго совместно с Минобороны и с согласия Минэкономразвития РФ ежеквартально утверждают графики поставок нефтяными компаниями основных видов нефтепродуктов с обязательным их выполнением без предварительной оплаты со стороны Министерства обороны. Это несмотря на имеющуюся у военного ведомства задолженность перед нефтяными компаниями за поставленные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), которая по состоянию на начало июля составила 1,24 млрд. рублей. Учитывая необходимость обеспечения нужд Минобороны России в горюче-смазочных материалах, нефтяные компании производят их постоянную отгрузку.
Сегодня Минэнерго готово к тому, чтобы обеспечить для всех силовых ведомств абсолютно полный перечень энергоресурсов, необходимых для поддержания боеготовности. Известно, что перебои с финансированием для армии не новость. Но тем не менее руководство Минэнерго национальную безопасность всегда считало одним из главных приоритетов. Во время работы в Росрезерве часто сталкивался с реальными проблемами Российской армии, в том числе и группировки, находящейся в Чеченской республике. И знаю, как выходить из подобных ситуаций. Уверен, что в этом году Вооруженные Силы страны будут обеспечены энергоресурсами в полном объеме.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker