на главную страницу

25 Июля 2001 года

История Отечества

Среда

Легенда о масонском заговоре

Александр БОНДАРЕНКО.Фото Юрия ПИРОГОВА.



Ранним утром 13 (25) июля 1826 года на Кронверке Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге был произведен обряд "гражданской казни" декабристов - участников восстания на Сенатской площади и членов тайных обществ. Летели в костры мундиры и ордена, над головами коленопреклоненных офицеров ломались шпаги... После того здесь же были повешены руководители Северного и Южного обществ - Кондратий Рылеев и Павел Пестель, командовавшие возмутившимся на Украине Черниговским полком Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин, убийца графа М.А. Милорадовича Петр Каховский. Стоит уточнить, что полковник Пестель был арестован за день до восстания и казнен только за свои политические убеждения и намерения.

В то же время в Кронштадте был проведен обряд "гражданской казни" над офицерами флота.
Все течет, все изменяется, и если раньше обо всех этих людях однозначно говорилось как о героях, "первенцах русской свободы", "рыцарях, кованных из чистой стали", то ныне звучат самые разные оценки... В частности, в определенной литературе, наводнившей книжные прилавки, прочно утвердилась версия "масонского заговора 1825 года" против России. Прошлое нельзя переделать, но можно переписать. Реалии и понятия сегодняшнего дня наплывают на "дела давно минувших дней", придавая им совершенно иной смысл... А потому попробуем разобраться в реальности этого "масонского заговора".
Разумеется, нелепо было бы отрицать, что, говоря словами историка С.П. Мельгунова, "многие из будущих декабристов прошли масонскую школу". Исследователь декабризма В.И. Семевский подсчитал, что в известном "Алфавите декабристов", перечне всех привлеченных к следствию, значится 51 масон, а из числа преданных Верховному уголовному суду масоном ранее был каждый пятый... Назову несколько имен "активных франкмасонов": полковник Федор Николаевич Глинка, многолетний адъютант графа Милорадовича, в 1816 году состоял в ложе "Избранного Михаила"; гвардии полковник Сергей Петрович Трубецкой с 1816 по 1819 год был членом ложи "Трех добродетелей" и даже являлся ее наместным мастером; отставной полковник Александр Николаевич Муравьев - член ложи "Елизаветы к добродетели" в конце 1810 года, одной из лож во Франции в 1814 году, ложи "Трех добродетелей" в 1816 - 1818 годах... Пожалуй, "рекорд" по продолжительности пребывания в масонах поставил полковник Павел Иванович Пестель, который на протяжении пяти лет был членом петербургских лож "Соединенных друзей" и "Трех добродетелей" и вышел оттуда в 1817 году. К числу тех самых "Соединенных друзей" принадлежал, кстати, и генерал Александр Христофорович Бенкендорф, будущий шеф жандармов...
Вроде бы список впечатляет. Но можно заметить, что будущие декабристы "отдали дань" масонству задолго до того, как рескриптом от 1 августа 1822 года император Александр Павлович запретил масонские ложи и тайные общества и даже распорядился отобрать у всех чиновников подписку "о неучастии" в делах оных.
Поэтому неизбежен вывод, что для некоторых масонство стало как бы ступенькой к тайному обществу, и эту ступеньку они перешагнули достаточно быстро, не особенно задерживаясь на ней. Почему? Да потому, что в России, как писал историк Н.М. Дружинин, "политические идеи эпохи не нашли себе непосредственного выражения в деятельности масонской организации, но участие в разнообразных ложах союза Астреи послужило предварительной школой, которая подготовила будущих деятелей политического движения"...
Известно, что русское масонство XIX века - явление совершенно иного порядка, нежели нынешнее. Нелишним будет уточнить и то, что официально масонские ложи появились в России в 1731 году, а реально - еще при императоре Петре I, после его возвращения из-за границы. То есть во времена декабристов явление это на нашей почве было уже давнее. А раз так, то под влиянием российской действительности оно неизбежно во многом изменилось, трансформировалось и существенно отличалось от того, каковым пребывало в то же время на Западе. Таковы особенности русского бытия, что любые заимствованные из Европы движения и течения у нас изменяются практически до неузнаваемости.
"Масон должен быть покорным и верным подданным своему Государю и Отечеству; должен повиноваться гражданским законам и в точности исполнять их; он не должен принимать участия ни в каких тайных или явных предприятиях, которые бы могли быть вредны Отечеству или государю... Каждый масон, узнавший о подобном предприятии, обязан точно извещать о том правительство, как законы повелевают", - значилось в основном кодексе союза "Астреи".
Даже в суровом Уставе КПСС не было таких откровенных требований... Недаром один из главных тогдашних масонов - великий магистр ложи "Астрея" граф В.А. Мусин-Пушкин писал министру полиции С.К. Вязмитинову, что "франкмасонство делает людей вернейшими гражданами". Однако руководитель российской полиции в том усомнился, ответив, что петербургские ложи "более могут быть уподоблены клубам, нежели нравственным каким собраниям". Отбрил, что называется, понимая, что, хотя в России все общества и партии всегда изначально имели самые благие намерения, да только в результате ничего хорошего не получалось.
Впрочем, именно так, по-несерьезному, мы и представляли себе русское масонство начала XIX века, ибо все читали "Войну и мир". Там граф Л.Н. Толстой изобразил все весьма подробно... Если же обратиться к труду А.Н. Пыпина "Общественное движение в России при Александре I", то можно узнать, что "в ложах собирались люди самого различного свойства: и деятели библейского мистицизма, мрачные обскуранты из старых масонов и их учеников, и безобидные филантропы, и представители либерализма, и люди весьма сомнительных профессий, тогдашние или будущие доносчики и шпионы"...
Быть масоном считалось модным, это давало возможность молодым людям, в особенности провинциалам, заиметь полезные связи, войти в общество да и время вне службы чем-то занять - ведь столь популярные тогда виды светского досуга, как карточная игра и кутежи, требовали немалых средств... Известный военный историк А.И. Михайловский-Данилевский писал: "знатные люди у нас редко были масонами; ложи были обыкновенно наполнены людьми среднего состояния: офицерами, гражданскими чиновниками, весьма редко - купцами, а более всего литераторами".
Это в Европе масоны либеральничали всерьез, вели свои страны к грозным потрясениям, из которых потом пришлось выходить дорогой ценой пролитой крови, потихоньку готовили будущее "мировое правительство", а у нас в России все было по грибоедовскому принципу: "Шумим, братец, шумим!" Какой уж тут "масонский заговор" против русского царя и Российской империи?
Для полноты картины можно еще добавить, что в масонах некогда состоял не только великий князь Константин Павлович, но и, есть такая убедительная версия, сам император Александр...
Кстати - это общеизвестно и не требует особых разъяснений - международная политика этого государя в среде патриотически настроенного дворянства отнюдь не вызывала симпатии, ибо была ориентирована не на российские интересы. И вполне объяснимо возмущение, с которым сообщал в Париж заместитель французского посла граф Буальконт 29 августа 1822 года:
"В гвардии сумасбродство и злословие дошли до того, что один генерал недавно нам сказал: иногда думается, что только не хватает главаря, чтобы начался мятеж. В прошлом месяце в гвардии открыто распевалась пародия на известный мотив "Я долго скитался по свету", которая содержала в себе самые преступные выпады по адресу Его Величества лично и на Его поездки и конгрессы: эта пародия распевалась многими офицерами..."
Что ж, государь подвергался вполне справедливой критике. В "Русском биографическом словаре", изданном в 1896 году, написано: "С 1816 года в жизни императора Александра войны сменились путешествиями и конгрессами".
"Кочующий деспот" - пригвоздил монарха А.С. Пушкин...
Некоторые из будущих декабристов считали, что русскому царю за границей делать абсолютно нечего.
ОбратимсЯ к "Конституции" Никиты Михайловича Муравьева:
"103. Особы, составляющие семейство Императора, не отличаются от частных лиц, подчинены тем же учреждениям и тому же влиянию Правительства, как и все прочие, и не пользуются никакими особыми правами и преимуществами.
105. Правитель Империи не может удалиться из оной без важных неудобств:
1. Ход дел в Правлении замедляется;
2. Равновесие власти расстраивается;
3. Неприлично, чтобы первослужитель Народа находился не среди оного;
4. Народ может претерпеть важные оскорбления в лице его от иностранцев;
5. Такое путешествие повлечет за собою издержки, возбраненные сим Уставом;
Сверх того, в отдалении от Отечества Император может скорее следовать внушениям иностранных завистников и сделаться орудием их злоумышлений; а потому Император ни в каком случае не имеет права выехать из пределов Отечества, даже в заморские владения Отечества.
106. Выезд Императора из России не иначе поставляется, как оставлением оной и отречением от звания Императорского..."
Вот так. Императору, мол, хватает дел в собственном Отечестве, главная его задача - забота о подданных, а международные дела должен вести канцлер или министр иностранных дел... Но ведь тем самым получается, что заговорщики выступали против поездок царя к европейским масонам. Известно, что в Европе масонство гнездилось в высших кругах общества.
Не прибегая ни к каким версиям или догадкам, ограничусь цитатой из "Трактата Священного союза", некой воистину мистической декларации, которую русский царь, австрийский император и прусский король подписали 26 сентября 1815 года: "Необходимо сообразовать политику держав с высокими истинами, преподанными нам вечной религией Бога-Спасителя. Единственным принципом поведения должно быть: оказывать друг другу взаимные услуги, выказывать друг другу взаимные симпатии и неизменную благосклонность; считать друг друга членами одной и той же христианской нации ввиду того, что три государя сами смотрят на себя как на людей, которым провидение вручило для управления три отрасли одной семьи". Текст словно бы взят из устава ложи "вольных каменщиков"...
Так где же, с чьей стороны был тогда масонский заговор, против кого плелись его сети?
События, связанные с восстанием на Сенатской площади, равно как и сама судьба императора Александра I, мечтавшего удалиться от государственных дел и окончить дни свои на покое, до сих пор хранят немало тайн, ожидающих своих внимательных исследователей.
Зато хорошо известно другое: ни жестокие приговоры, ни каторга, ни ссылка не смогли сломить декабристов. Если для многих из них события 14 декабря явились романтическим порывом, героической случайностью, например, поручик А.Е. Розен, который членом тайного общества не был, просто остановил свой взвод на Исаакиевском мосту, перекрыв движение всему лейб-гвардии Финляндскому полку, - то последующую их жизнь в Сибири, службу на Кавказе можно назвать каждодневным подвижническим трудом. Декабристы немало способствовали развитию просвещения, культуры, сельского хозяйства, промышленности и торговли в Сибири и Забайкалье. Боевыми подвигами прославились многие из тех, кому пришлось воевать на Кавказе и в Персии, - как офицерами, так и солдатами, нижними чинами. Но эти темы требуют отдельного рассказа, и мы к ним обязательно вернемся...
Своего исследования требует также и революционная деятельность русских масонов, правда, другого времени. Есть версия, что именно они сыграли главную роль в свержении императора Николая II. К масонам тогда принадлежали и многие представители военной верхушки России, и это масонство по своему характеру, планам и целям было гораздо ближе к современному...
На снимках: памятник Петру I на Сенатской площади, обелиск на месте казни.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker