на главную страницу

27 Июля 2001 года

Актуальная тема

Пятница

Кому мешает "Концерн ПВО"?

Григорий АНДРЕЕВ.



Отечественный оборонно-промышленный комплекс переживает новый этап в своем развитии. В основном он характеризуется активными попытками государства восстановить управляемость на стратегически важных предприятиях. В результате многочисленных "реформ" последнего десятилетия на них практически сведены к нулю активы и ликвиды, бесконечной чередой идут суды и банкротства, свертывается производство военной и гражданской техники... Если не остановить этот процесс, в самое ближайшее время просто некому будет производить вооружение и военную технику для российской армии. Один из инструментов восстановления государственного контроля над предприятиями ОПК - воссоздание среднего звена управления, утерянного в период укрупнения министерств и ведомств, и делать это нужно проверенным временем в других странах путем создания управляющих концернов, обладающих контрольным либо блокирующим пакетом акций входящих в них заводов и КБ. Впрочем, последняя такая попытка, предпринятая Правительством РФ по созданию концерна производителей систем ПВО, вызвала неоднозначную реакцию в различных кругах. Попытаемся объективно, с государственных позиций разобраться в сложившейся ситуации.

На отечественном рынке зенитного ракетного вооружения работают три самостоятельных субъекта: НПО "Алмаз" им. академика А.А.Расплетина (разработка зенитных ракетных комплексов и систем С-25, С-75, С-125, С-200, С-300ПМУ, С-300ПМУ-2), С-400, "Промышленная компания "Концерн "Антей" (разработка и производство комплексов "Квадрат", "Куб", "Оса", "Top", C-300B, "Антей-2500" для ПВО Сухопутных войск) и ОАО Международная финансово-промышленная группа "Оборонительные системы" (производитель вооружения и техники ПВО, объединяющая разработчиков и серийные заводы кооперации С-300ПМУ).
Все время своего существования НПО "Алмаз" и концерн "Антей", независимо от того, как назывались в разные годы, вели борьбу не на жизнь, а на смерть. Доходило до того, что генеральный конструктор НПО "Алмаз" академик РАН Б.В. Бункин и генеральный конструктор концерна "Антей" академик РАН В.П. Ефремов не садились за один стол и не ставили свои подписи на одной бумаге одновременно. На каждое действие одного немедленно следовало противодействие другого. Так страна получила две системы С-300, абсолютно идентичные по боевым параметрам, но абсолютно разные по конструкторскому исполнению. На С-400 "Алмаза" последовал "Антей-2500" "Антея". Но грянули перестройка и эпоха "реформ", в результате которых денег перестало хватать и на одну систему, но фирмы упорно продолжали междоусобную войну. Искали лоббистов, доказывали при каждом удобном случае, что именно их система лучше. А в последние семь лет в эту борьбу включилось и ОАО "Оборонительные системы", сумевшие объединить рассыпанную и медленно угасающую кооперацию производителей С-300ПМУ и начавшие агрессивно проталкивать эту систему на экспорт. Появление нового игрока совершенно не понравилось первым двум, что привело к еще большему конфликту. Все три фирмы, вместо того чтобы разрабатывать и производить оружие для ПВО, для защиты нашего неба, только и "мочили" друг друга. Открыто и втихомолку. Когда же государство наконец решило навести порядок и призвать драчунов к общей работе на его благо, создав "Концерн ПВО", началось самое удивительное.
Как известно, инициатива создания федерального государственного унитарного предприятия "Концерн ПВО" принадлежит заместителю председателя Правительства РФ Илье Клебанову и Российскому агентству по системам управления. Концерну будут переданы контрольные пакеты акций "Антея" и "Алмаза", также в него войдут и "Оборонительные системы". Созданием новой структуры предполагается устранить дублирование в разработках и производстве зенитного ракетного вооружения и объединить усилия соответствующих предприятий отрасли. И вот тут-то выяснилось, что всем трем основным участникам концерна эта идея совсем не по душе.
Как ни странно, главными противниками создания концерна стали руководители основных субъектов объединения: "Алмаза" (Игорь Ашурбейли) и "Антея" (Вениамин Ефремов). На прошедшей недавно в Москве пресс-конференции они заявили, что пока не желают входить в новый концерн и что слияние поспешно, непродуманно и губительно для ведущих разработчиков систем ПВО. Хотя при этом Вениамин Ефремов и Игорь Ашурбейли сами признают, что создают зенитное ракетное вооружение с аналогичными тактико-техническими характеристиками, хотя и на разной элементной базе и отличиями в архитектурном исполнении. При этом они говорят, что основная проблема заключается в технической несовместимости элементной базы, технологий, а также в различных кооперациях соразработчиков и серийных изготовителей, и предлагают свой вариант развития событий. Он заключается в том, что "Алмазу" и "Антею" надо дать возможность в кратчайший срок самим завершить реструктуризацию, создать интегрированные коллективы разработчиков и изготовителей, провести унификацию и стандартизацию элементной базы, технических и технологических решений, реструктуризацию и выбор единой промышленной кооперации разработчиков и изготовителей всего спектра вооружения и военной техники ПВО. И тогда сформировать на качественно новом уровне единый, полноценный холдинг комплексной противовоздушной обороны, в который войдут концерны огневых, информационно-разведывательных средств и средств управления.
Какое нехарактерное для недавних оппонентов единодушие! Одно только непонятно: что мешало этим фирмам так мирно объединиться до сих пор? И так ли все гладко на самом деле? Выступление академика Б.В. Бункина, присутствовавшего на пресс-конференции, показало - до идиллии тут еще далеко. Его выступление вовремя и умело прервали, а то бы прямо перед журналистами два маститых академика пустились в яростный спор, чья система лучше: С-400 "Алмаза" или "Антей-2500" "Антея". Кстати, именно такой вопрос возник у многих присутствующих, потому что буквально на следующий день одни газеты, опираясь на источники "Алмаза", говорили - "лучше С-400 системы нет", а другие - все наоборот, правда, опираясь при этом на источники "Антея".
Таким образом, нынешнее руководство этих фирм устраивает сегодняшнее положение вещей. Но оно не устраивает государство, тем более что, к примеру, завершение создания новой системы ПВО С-400 "Триумф" откладывается каждый год. Еще необходимо отметить, что государство должно само решать, как распоряжаться принадлежащими ему пакетами акций предприятий. Сегодня этими пакетами распоряжается менеджмент, который, к сожалению, думает не о том, что будет на вооружении Российской армии в новом веке, а о том, как будут распределяться денежные потоки. Собственно, именно этот вопрос и стоял в центре всех выступлений на пресс-конференции.
Еще необходимо отметить, что создание "Концерна ПВО" не подразумевает бездумного слияния "Алмаза" и "Антея". Специалисты понимают, что на нынешнем этапе это просто невозможно. Речь идет именно о восстановлении государственного управления.
Совершенно непонятно в этих условиях молчание руководства ОАО "Оборонительные системы". Либо их не интересует создание ФГУП "Концерн ПВО", куда они должны войти, либо их это устраивает. Все это выглядит довольно странно, так как обвинения, высказанные Игорем Ашурбейли и Вениамином Ефремовым в адрес "Оборонительных систем" настолько абсурдны, что больше выглядят "дымовой завесой" и сговором бывших конкурентов, объединившихся против создания ФГУП "Концерн ПВО". В этой борьбе два открытых противника ("Алмаз" и "Антей") отвели третьему ("Оборонительные системы") роль этакого "крота", тихо и молчаливо подкапывающего под "Концерн ПВО" снизу.
Отдельно встает и тема экспорта систем ПВО. На той же выше пресс-конференции говорилось, что в случае создания "Концерна ПВО" экспортные деньги выйдут из-под контроля государства. Учитывая, что новый концерн будет ФГУПом, то есть чисто государственной структурой, - это полный бред.
Вызывает настороженность у специалистов и заявление руководителей "Антея" и "Алмаза" о том, что они будут разрабатывать новую межвидовую систему ПВО. Во-первых, Министерство обороны как заказчик им этого не поручал, во-вторых, нет денег, а в третьих, не доведена до конца пресловутая С-400 "Триумф". Так о чем же идет речь? Кажется, что на "Антее" и "Алмазе" забыли и о проблеме интеллектуальной собственности. Все авторские права на системы ПВО, разработанные в СССР - России, принадлежат государству, а не каким-то отдельным субъектам "оборонки". Если кто-то об этом запамятовал, то зря.
Если непредвзято оценить сложившуюся ситуацию, очевидно, что "Концерн ПВО" нужен Министерству обороны России, а также "Алмазу", "Антею" и "Оборонительным системам". В вопросе о том, на какой базе и на каких условиях его создавать, надо учитывать все мнения и пожелания.
По последней информации вопрос о создании нового федерального государственного унитарного предприятия "Концерн ПВО" отложен до 20 августа. Это решение было принято на совещании у заместителя председателя Правительства РФ Ильи Клебанова, в котором приняли участие начальник вооружения Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Алексей Московский, генеральный директор Российского агентства по системам управления Владимир Симонов, статс-секретарь - первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Борис Алешин, заместитель министра имущественных отношений Николай Гусев. "Красная звезда" будет следить за развитием ситуации.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker