на главную страницу

28 Июля 2001 года

Линия жизни

Суббота

"Волга" для командира "Карелии"

Роман ФОМИШЕНКО, "Красная звезда".



При первом знакомстве с капитаном 1 ранга Михаилом Банных я невольно подивился: тридцать пять лет, а уже командир подводного ракетоносца. Этот факт только усилил мое желание узнать человека поближе. Случилось это во время учения, на котором подводники стреляли "баллистикой" по камчатскому полигону, и я, еще не зная толком биографии Михаила Владимировича, смог наблюдать его в деле.
На центральном посту даже в минуты, когда шла подготовка к стрельбе, ни одного окрика. Прием докладов, подтверждений, короткий приказ - и снова анализ поступающей информации. Лицо строгое, и только когда последняя ракета мягко вышла из шахты, оно снова ожило. "Отлично, мужики..."
...Спустя всего пару недель капитана 1 ранга Банных увидел в деле сам Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент России. А имя командира РПКСН "Карелия" навсегда вошло в историю отечественного флота и еще долгое время не сходило с информационных лент мировых агентств...
Моя вторая встреча с Михаилом Владимировичем произошла спустя год. Мы сидели в конференц-зале с мебелью и телевидеоаппаратурой, которую глава государства подарил экипажу "Карелии", а тот в свою очередь передал в штаб соединения. Командир "стратега" был также сдержан в разговоре, но все же старался как можно подробнее отвечать на вопросы. Диалог быстро наладился, и я с интересом слушал историю его жизни.
Оказалось, поступая в Нахимовское училище, а затем в Училище подводного плавания им. Ленинского комсомола, он совсем не мечтал стать командиром. Не привлекала тогда его эта стезя. А вот возиться с картами, транспортирами и параллельными линейками будущему золотому медалисту и младшему штурману РПКСН "Рязань" было по душе.
Спустя месяц после окончания училища ушел на свою первую боевую службу. "Морячил" два года и зарекомендовал себя настолько здорово, что помощник флагманского штурмана соединения, ныне главный штурман Северного флота капитан 1 ранга Александр Викторович Шеметов "двинул" штурманенка на должность командира штурманской боевой части новой подлодки. Как правило, на такую должность назначают не ниже, чем капитанов 3 ранга, ну, в крайнем случае, капитан-лейтенантов. А тут - старлей...
Михаил уехал переучиваться в учебный центр и быть бы ему наверняка достойным продолжателем дела российских штурманов, да свела судьба с Андреем Николаевичем Булгаковым - его новым командиром, сегодня начальником цикла тактики в Обнинском учебном центре. Квалифицированный организатор, прекрасный морской тактик своим примером и взглядом на флотскую службу он сумел повлиять на мировоззрение Банных.
- Андрей Николаевич сыграл определяющую роль в том, что я пошел по командирской линии, - вспоминает капитан 1 ранга Банных. - Сумел переубедить меня, зажег новой перспективой...
На самую верхнюю ступеньку командирской лестницы капитан 1 ранга Михаил Банных взошел весной 2000 года. Этот кульминационный момент в карьере молодого командира "Карелии", образно говоря, наблюдали первые лица государства и военного ведомства. По итогам года тот морской выход на флоте признали самым значимым мероприятием всего учебного периода, а действия экипажа "Карелии" важнейшими для оценки состояния общей боеготовности подводных сил страны. Самого же Михаила Владимировича назвали на флоте лучшим командиром корабля и вручили от спонсоров ключи от новенькой "Волги".
В те дни Михаил Банных мог бы честно сказать себе: "Свое главное командирское дело я сделал". Опуститься в кресло и беззаботно прослужить с родным, вышколенным экипажем еще лет с пяток. Глядишь - еще одну "Волгу" завоевал бы... Но Банных удивил многих: спустя несколько месяцев после памятного выхода с Верховным Главнокомандующим на борту он ушел с "Карелии", на определенное время отошедшей от выполнения боевых задач. Ушел на новую лодку, ремонт которой с большими потугами шел на стапелях судоремонтного завода. И начал все с самого начала.
- Из всех боевых служб мне особенно запомнились две - самая первая и первая в должности вахтенного офицера. А вот в качестве командира пока не получилось... Но я очень об этом мечтаю. Ведь все мы служим для того, чтобы плавать, выполнять боевые задачи. Для этого мы стали подводниками. Ради этого я и ушел на "Верхотурье", отказался от отпусков, академии... - объясняет свое решение Михаил Владимирович.
На "Верхотурье" ему действительно пришлось начинать с самого нуля. Он полушутливо-полусерьезно так и сказал своему экипажу на первом собрании: "Всем все прощаю. Работаем с чистого листа". Опытный командир понимал, что прежде всего людей надо по-настоящему заинтересовать. Особых материальных благ предложить не мог. Поэтому начал сплачивать коллектив вокруг главной общей мечты - как можно больше плавать. У него нашлось немало единомышленников. И если в самом начале Банных мог, не колеблясь, положиться только на 18 своих прежних подчиненных, которые пришли вместе с ним с "Карелии", то со временем число помощников заметно выросло. С другой стороны, проявились и те, кто просто "лежал" на должностях. С такими пришлось расстаться, а на их места пришли молодые, перспективные ребята.
- Добреньким дядей быть не в моем характере, - говорит Банных. - Да и время сегодня требует конкретных дел, а не туманных рассуждений на тему об общечеловеческих ценностях... Воля и выдержка у него, как я понял, будь здоров. Как-то на одном из выходов на его лодке "забухтовались" буксируемые антенны. Несколько сот метров тросов основательно сплелись в гигантскую "бороду". Лодка давала циркуляцию в ночном море, а связисты 14 часов распутывали стальную паутину. Все это время на верхней палубе, на корме лодки, то и дело заливаемой студеными волнами, находился Михаил Банных. Как помощник командира, он отвечал за безопасность работ и ни на минуту не оставил подчиненных...
Но пусть не сложится у читателя мнение, что Михаил Владимирович - любитель "закручивания гаек".
- Я приветствую спокойные, товарищеские отношения в коллективе, - говорит капитан 1 ранга Банных. - Подводная служба сама отсеивает людей, которые не могут поддерживать с окружающими ровные отношения.
По словам Михаила Владимировича, такие "ровные, спокойные и товарищеские" отношения сложились в новом коллективе не сразу. Лишь через год он ощутил ту привычную, как на "Карелии", атмосферу единого экипажа. В том числе (удивительное дело) на гарнизонном конкурсе строевой песни, когда они заняли 2-е место.
Сотня мужиков, орущих на плацу крайне оптимистические песни, - зрелище своеобразное, хотя и привычное военным очам. Но редко кто сдержит легкую улыбку, заслышав басистое "Выходила на берег Катюша..." Вспоминая училище, пионерские лагеря, я тоже улыбаюсь, в очередной раз пытаясь найти ответ на вопрос: "Как могут влиять вокальные данные экипажа на его боеготовность?".
Могут, оказывается. И еще как. На "Карелии" лет пять кряду, вплоть до самого перевода, Михаил Владимирович, подменяя командира, выводил экипаж на все смотры, и обязательно "карелы" брали 1-е место. Ух, как этим гордился экипаж, и дух его от этого чувства безмерно крепчал.
У нового экипажа своей песни не было. И это сильно удручало командира. Он даже конкурс объявил на лодке с премиальным фондом в 1.000 рублей. Мол, кто лучшую песню придумает - тому приз. Сочиняли многие. Но все не то. Махнул командир рукой. Бразды правления старпому передал и на трое суток углубился в сборники стихов. И нашел-таки подходящие строки. Кое-что вместе с экипажем переделали, с музыкой шефы помогли - целую филармонию подрядили.
Премьера состоялась в этом марте, в День моряка-подводника. Подчиненные капитана 1 ранга Банных хорошо заявили себя, уступив только признанным фаворитам - морякам "Карелии". Но уже через два месяца на День Победы взяли первое место.
- Я тогда в командировке был. Но мои ребята спели лучше всех, - вспоминает Михаил Владимирович. - Думаю, это хороший показатель того, что коллектив стал единым.
Сегодня экипаж "Верхотурья", можно сказать, вплотную подошел к осуществлению своей мечты. Да, возникают периодически проблемы, и наверняка непредсказуемое время задаст еще не одну вводную. Но эта команда обязательно покажет себя в серьезной морской работе. Как говорит сам Михаил Владимирович, он сделает все возможное, чтобы его экипаж не стал очередной командой "кладовщиков", хранящей до востребования знания, опыт и мастерство.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker