на главную страницу

28 Июля 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Впередсмотрящие

Юрий БЕЛИЧЕНКО, "Красная звезда". Новороссийская ВМБ.



Этот термин, утративший свое прямое служебное содержание вместе с корабельными парусами, применим сегодня, как мне кажется, к постам наблюдения радиотехнической службы. Один из них расположился на самом краешке каменистого мыса у входа в Цемесскую бухту.
Несколько накаленных солнцем спецмашин с антеннами, пара невысоких строений да наблюдательная вышка за высоким забором - невелика территория. А впереди - то горячее и спокойное, как нынче, то колеблемое крутыми ветрами море. И штат поста невелик: два офицера, мичманы да около десятка матросов - всего 15 человек. И таких стационарных постов на нашем Черноморском побережье пять. Вместе с подвижными станциями наблюдения все они объединены в часть, которой командует капитан 2 ранга Сагит Камидулович Туяков - круглолицый, подтянутый и интеллигентный казах, выпускник Ленинградского высшего военного училища радиоэлектроники имени А.С. Попова. И штаб части обосновался именно на этом посту. А общая задача ее - наблюдение за морской обстановкой в зоне ответственности НВМБ - береговой линии от Керченского пролива до границы с Грузией.
Грустно сознавать, что сегодня это - весь российский участок побережья древнего моря, которое, меняя в истории свои названия, называлось когда-то Русским морем.
- Кроме радиолокационного, мы ведем противоминное, радиационное и иные виды наблюдения, - рассказывает командир. - Наша служба - служба постоянного дежурства. Вахта посменная: три вахты в сутки. Задача - своевременное обнаружение морских целей, определение их координат и элементов движения.
- Но ведь эти примерно задачи выполняют и морские пограничники. В чем разница? - интересуюсь я.
- Морские пограничники в основном следят за двенадцатимильной зоной, а пост наблюдает суда и корабли на дальности в 150-200 километров от берега, распознавая их принадлежность с помощью соответствующих средств и сигналов.
По горячим ступенькам поднимаемся с командиром в машину станции наблюдения. На вахте - оператор главный корабельный старшина Александр Мельничук. На экране локатора, работающего в автоматическом режиме, мерцают отметки подходящих к бухте судов. Здесь очень оживленный район мореплавания, так что скучать вахтенному оператору не приходится.
Александр - коренной северянин, родом с Ямала, но к российскому югу уже успел привыкнуть и службу несет отменно.
Вместе с заместителем командира по воспитательной работе капитаном 2 ранга Игорем Монастырским поднимаемся на вышку, где расположен мостик визуального наблюдения. Когда прямо в нее осенью ударяет бора, как называют здесь осенние и зимние норд-осты, на вышке не устоять. Заглядываю в смотровые приборы. Бухта как на ладони: гребни волн, стоящие на рейде суда, катера, загорелые фигуры купающихся четко видны вплоть до Кабардинки и противоположного мыса Дооб.
- Поди, на купальщиц заглядываетесь? - спрашиваю шутя у ведущего наблюдение матроса.
Он улыбается, отрицательно качает головой, но ясно же, что посматривает...
А внизу, на территории поста, - обычный береговой морской быт. Из кухни тянет запахом борща. Возится со щенками свободный от вахты матрос. Хозяйственники, обливаясь потом, ждут прибытия какой-то инспектирующей комиссии - жизнь...
- Быт здесь нелегкий, - рассказывает Монастырский. - Штаб части "десантировался" сюда из ставшей заграничной Феодосии в 1997 году. Большинство офицеров и мичманов своих квартир не имеют. Матросский же быт помалу обустраиваем с помощью шефов из сибирского города Надыма. Призывники оттуда обычно приходят служить в нашу часть. А Надымгазпром помогает нам чем может - мебелью, стройматериалами, дает небольшие средства для текущих ремонтов. Нынче, когда бюджетных средств отпускается мало, без шефов не обойтись. Вот и применяемся к общей обстановке. На том и стоим.
...Штормовой ночью 1943 года сюда, к этим выщербленным морем камням у поселка Мысхако, подошли катера и высадили десант во главе с майором Цезарем Куниковым. Отсюда, поливая землю своей и вражеской кровью, десантники продвинулись вперед, к Новороссийску, отвоевав плацдарм, вошедший в историю под именем Малая земля. Они не отступили, удержались, а потом гнали врага с Кавказа вплоть до Тамани.
Нынешние моряки чувствуют под ногами героическую землю того плацдарма. И, пристально вглядываясь вперед, в приграничные морские дали, понимают: с этой побережной полосы, с этого кусочка земли, над которой развевается сегодня Андреевский флаг, отступать России уже некуда.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker