на главную страницу

28 Июля 2001 года

Российское оружие

Суббота

"Водник" на дорогах Чечни

Вадим КОЖУХОВСКИЙ. Ханкала, Чечня.



Более года назад несколько экземпляров симпатичных бронированных "монстриков" под названием "Водник" были зачислены в состав Объединенной группировки федеральных сил в Чечне. Отчетливо помню свое первое знакомство с ними. Обгоняя колонну, четырехколесный броневичок резво пронесся мимо по бездорожью, сиганул через заросший травой бруствер, выскочил на грунтовку и, рассекая пылевую завесу, взял курс в сторону блокпоста.
- Это один из наших "Водников", - сказал майор Игорь Сумин, тогдашний начальник службы ВАИ Ханкалинского гарнизона. - По согласованию с руководством Министерства обороны завод-изготовитель выделил их для проведения тестовой эксплуатации в боевых условиях. Пара машин досталась нам.
Это и привело меня в импровизированный автопарк ваишников. Хозяева "Водников" с удовольствием согласились продемонстрировать эксплуатационные качества машин. Нужно заметить, что для Вооруженных Сил нижегородцы сконструировали несколько вариантов "Водника". В ГАЗ-3937 водитель и командир сидят друг за другом, а справа от них - силовая установка. На ГАЗ-39371 носовая часть (отделение управления) выдвинута вперед, за арки колес. При этом кабина рассчитана сразу на троих: водитель и связист - один за другим, командир - справа. В обоих вариантах, как я убедился, обзор водителю обеспечен хороший. При этом обе модификации имеют низкий силуэт, что особенно важно в условиях боевого применения. Внутрь машины можно попасть через верхние люки или боковые бронированные двери.
Главная изюминка новой машины - модульная схема конструкции (шасси, кабина, кузов). На шасси, они же - корпус автомобиля, крепятся два съемных модуля - передний и задний. Объем, ограниченный передним модулем, включает в себя силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний же модуль, в зависимости от предназначения машины, может быть исполнен в разных вариантах.
У "Водника" четыре мощных колеса от БТРа. Ходовая часть и подвеска этой машины заимствованы от бронетранспортера, есть и система централизованной подкачки шин. Привод передних колес отключаемый. Кстати, сами колеса автомобиля вынесены за пределы несущего корпуса и находятся в открытой нише. Такое решение подсказал конструкторам опыт эксплуатации колесной техники в боевых условиях. При подрыве на мине основной удар воздушной волны приходится на крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает опасность поражения личного состава, находящегося в бронированном корпусе машины.
На связь экипажи "Водников" тоже не жаловались. И в той, и в другой машине смонтированы радиостанции Р-173, а также внутренние переговорные устройства. После беглого осмотра хотелось посмотреть, каков "Водник" в деле. За руль сел срочник Роман Бабешкин. Вместе с заместителем начальника гарнизонной ВАИ капитаном Олегом Максимцом загружаемся в машину и мы.
Ярославский турбодизельный двигатель воздушного охлаждения завелся легко. Сначала выруливаем на бетонку. Уже через 18-20 секунд стрелка спидометра достигает "сотки". Похвально для 6,5-тонной машины. Интересуюсь у водителя, каков же расход топлива. Оказывается, не очень большой - в пределах 20 литров на 100 км. Двух топливных баков (на 80 и 120 литров) вполне хватит, чтобы совершить длительный марш.
Сесть за руль Максимец мне разрешил, хотя в глазах читалась опаска. Назвать органы управления "Водника" легкими нельзя, хотя они чем-то схожи с теми, что стоят на "Волге" - ГАЗ-31029. Но и вес у "Водника" соответствующий. Тем не менее гидроусилитель руля со своими функциями справляется.
Пора опробовать и бездорожье. Штатный водитель занимает свое место, и мы сворачиваем прямо на бугристое поле. Для пущего эффекта он направляет "Водник" прямо в кустарник, который машина будто и не замечает. В грунтово-песчаном карьере, который разрабатывают неутомимые военные строители, "Водник" тоже не почувствовал себя усталым. Неважно, воронка ли перед ним с дождевой водой, песок или грязь - машина уверенно идет в выбранном направлении.
В свое время мне - выпускнику Алма-Атинского ВОКУ довелось не только осваивать азы эксплуатации техники на вузовском полигоне в песках Муюнкум, но и послужить в Средней Азии. Свидетельствую, что на песчаных грунтах (или близких к таковым) "Водник" зачастую демонстрировал более высокую проходимость, чем те же ГАЗ-66, БТР-70 или БТР-80.
Броню машины мы опробовали на стрельбище у десантников. Очередь из 7,62-мм пулемета Калашникова с расстояния 15 метров оставила на борту "Водника" лишь едва заметные вмятины. Как объяснил Максимец, сплав брони у этих машин улучшенный. Кстати, стекла у "Водника", состоящие из двойных пакетов, тоже пуленепробиваемые и, по расчетам, должны выдерживать до 5 прямых попаданий из снайперской винтовки с коротких дистанций.
Очередной экзамен сдан, и "Водник" возвращается в парк. Но почему же - "Водник"? Военные считают, что такое название конструкторы подарили новой машине, чтобы подчеркнуть еще одну ее характеристику. Герметичный несущий корпус позволяет "Воднику" не только преодолевать броды, но и плыть. В стандартной комплектации, правда, не очень быстро - 4 км/ч. А кому такая скорость мала, может установить водомет, на машине для этих и других целей предусмотрена коробка отбора мощности.
Уже с самого начала явления "Водника" свету его стали сравнивать с "Хаммером" - этакой гордостью американского ВПК. Есть что-то схожее в очертаниях, что и говорить. Между тем некоторые автообозреватели считают, что сравнения здесь некорректны. Дескать, и компоновка у них разная, и класс. Может, и так. Но вот что говорят факты. После второй мировой войны автомобилестроительные фирмы многих стран активно занялись совершенствованием боевых и технических качеств армейских автомобилей. Надежность, проходимость, ресурс - приоритеты подсказала сама жизнь. Большинство конструкторских проблем были решены уже к концу 1960-х годов. Количество видов автотехники неуклонно росло: с одной стороны, здоровая конкуренция, с другой - многообразие задач требует различных конструкторских решений. Так бы продолжалось и дальше, но тут возникла проблема - универсализация. К примеру, в армиях стран НАТО уже к середине 70-х сложился настолько "разношерстный" автопарк, что его обслуживание и ремонт превратились в проблему.
На ОАО "ГАЗ" выбрали свой путь. В полевых условиях, с минимальной потерей во времени, на шасси "Водника" можно смонтировать любое сменное оборудование. Будь то кузов, бронированный отсек или минометная установка.
К моменту моего знакомства с "Водниками" Ханкалинской ВАИ эти машины прошли по 10.000 километров.
- За это время ни одной крупной неполадки с ними не случалось, - отметил помощник начальника ВАИ старший прапорщик Андрей Немыкин. - Думаю, что капремонт им потребуется лишь после 125-130 тысяч километров пробега.
На свои машины сотрудники службы ВАИ не нарадуются. "Водникам" не раз уже приходилось догонять не только грузовые машины, но и юркие УАЗы с нарушителями комендантского режима. Для сопровождения колонн "Водники" также оказались техникой удобной и практичной. И бойцам ОМОНа при надобности есть где разместиться, и башенная спарка из разнокалиберных пулеметов добавляет уверенности. Ко двору, в общем, пришлись нижегородские "Водники" в Чечне.
На снимках: "Водник" на службе в СКВО; так на машине меняются модули.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker