на главную страницу

28 Июля 2001 года

Российское оружие

Суббота

Бегущий по волнам

Дмитрий ЛИТОВКИН, "Красная звезда".



Генеральный директор Открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел", что расположен в волжском городе Рыбинск, Виктор Доскин в Москве частый гость. Впервые за последние несколько лет в судьбе строящейся на верфи его предприятия серии из трех катеров проекта 14310 "Мираж" наметился положительный сдвиг. Командование Федеральной пограничной службы приняло окончательное решение о внесение этих кораблей в список модернизации морских сил ФПС и уже в этом году купит два корабля.
По этому поводу Виктор Доскин не может скрыть радости. Ведь когда обсуждался вопрос о закладке серии катеров, завод принимал решение самостоятельно, на свой страх и риск, вкладывая свои средства. Сегодняшняя ситуация показала, что принятое три года назад решение оказалось верным.
Дело в том, что этот корабль специально проектировали по заказу пограничников для охраны экономической зоны и территориальных вод России. С его помощью пограничники хотели одинаково эффективно досматривать иностранные суда и проводить другие операции: бороться с наркобизнесом, контрабандой и диверсионно-пиратскими группами. Сочетание всех этих боевых качеств потребовало от конструкторов корабля неординарного подхода к работе. В итоге это вылилось в создание оригинальной конструкции обводов корпуса, использование уникальных материалов. Корпус корабля сделан из коррозийно-стойкого алюминиево-магниевого сплава. Благодаря этому он оказался необыкновенно легким и при этом очень прочным.
Помимо нестандартного решения с корпусом, конструкторы смогли уместить на небольшом корабле водоизмещением 120 тонн целый арсенал современных систем вооружения. Так, на баке - носовой части корабля размещена 6-ствольная автоматическая 30-миллиметровая артиллерийская установка - система "Гатлинга" с крутящимися стволами АК-306. Дальность ее стрельбы -5.200 метров, скорострельность от 600 до 1.000 выстрелов в минуту. За свою скорострельность моряки прозвали эту пушку "металлорезкой". Любой корабль, попавший в зону такого огня, буквально разваливается пополам.
Кроме пушки, "Мираж" вооружен ракетным комплексом "Штурм" с ракетами "Атака". С помощью этого комплекса корабль может успешно бороться как с надводными, так и береговыми целями на дистанции 6 километров. Помимо ракетного комплекса, есть на катере два пулемета калибра 14,5 миллиметра. Экипаж, естественно, может иметь автоматы, пистолеты и другое личное оружие.
Но оружие само по себе мало что значит, если у катера нет систем поиска и наблюдения за нарушителями границы или экономических зон. По словам Виктора Доскина, на "Мираже" для этих целей устанавливаются самые современные системы связи и навигации ведущих зарубежных фирм. Соседствуют с ними приборы ночного видения: в тепловом, пассивном излучении, а также специальный прожектор, луч которого может достать нарушителя на дистанции 2 километра. На вооружении корабля еще и мощный радиолокационный комплекс, способный "засветить" нарушителя, находящегося в четырех десятках миль от корабля (морская миля - 1.852 метра).
Высокая скорость "Миража" достигается не только за счет силовой установки и особых гидродинамических обводов корпуса. Изюминка корабля в том, что на его днище - в центре, за реданом, и на корме расположены восемь специальных устройств - интерцепторов - поперечных пластин, которые могут опускаться в воду при движении катера или убираться в корпус. Они как бы отжимают "Мираж" от воды, приподнимают его над волной, в два раза уменьшая соприкосновение днища с водой, а значит, уменьшая силу трения и значительно увеличивая скорость движения.
Интерцепторы - небольшие по высоте, всего несколько сантиметров пластины, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от скорости хода корабля, длины и высоты волны, периода ее колебания, направления и силы ветра. В принципе они постоянно находятся в движении. Причем без участия человека. Этим процессом управляет бортовой компьютер. Заведенная на него система автоматического управления движением корабля позволяет экипажу и приборам управления огнем "не замечать" волнения моря в 4-5 баллов и идти по нему, словно "мерседесу" по автобану, легко догоняя и перегоняя любой катер или корабль.
Сегодня судостроительный завод "Вымпел" уверенно смотрит в будущее. На стапелях предприятия идет сборка более чем 10 проектов различных кораблей как для внутренних, так и для иностранных заказчиков. Федеральная пограничная служба России рассматривает возможность покупки еще нескольких кораблей типа "Мираж", что не может не радовать. Ведь за последние годы мы уже привыкли к мысли, что самые передовые и перспективные разработки отечественного ВПК сначала покупают иностранцы, а уж потом наши силовые ведомства. Катер "Мираж" стал исключением из этого грустного правила.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker