на главную страницу

28 Июля 2001 года

Все о правах и льготах

Суббота

Военный суд как зеркало реформы

На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации генерал-полковник юстиции Николай ПЕТУХОВ

Беседу вел Иван ИВАНЮК, "Красная звезда".



- Николай Александрович, судебная реформа в последнее время находится в центре внимания общественности. Высказываются разные мнения, в том числе, и такие: мол, до этого десять лет ничего не делалось, дескать, консервативно настроенные судьи сопротивляются новым идеям... Каков ваш взгляд на судебную реформу?
- На мой взгляд, страсти здесь нагнетают люди, далекие от этих проблем. Да, концепция судебной реформы была принята в 1991 году. Прошло десять лет. Но нельзя не видеть, что за это время судебная система в Российской Федерации претерпела кардинальные изменения: судебная власть стала независимой, была обеспечена доступность правосудия для граждан, суд стал независимым арбитром, разрешающим судебные споры, в том числе споры между гражданином и государством. Для реализации этих принципов был принят ряд основополагающих законов - "О статусе судей в Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", новые Гражданский и Уголовный кодексы РФ. Кроме того, можно назвать законодательные акты о судебном департаменте, о судебных приставах и исполнительном производстве, о Конституционном, Арбитражном судах. По своему содержанию эти законы соответствуют Конституции России, основным принципам концепции судебной реформы и, на мой взгляд, неплохо работают. Все они полностью или частично подготовлены при непосредственном участии судей. Реформа идет, другое дело, что процесс этот неоправданно затянулся, и его необходимо ускорить. На что и, обратил внимание президент страны, призвав законодателей активизировать работу на этом направлении.
- Закон о военных судах действует уже два года. Что реально изменилось с его введением?
- Если быть точными, Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" был принят 23 июня 1999 года, после восьми лет радикальных преобразований в стране. Это позволило при его разработке учесть и положительный, и отрицательный опыт строительства новой России. С принятием закона принципиально изменились задачи, решаемые военными судами. Ранее, в соответствии со статьей 2 действовавшего Положения о военных трибуналах, они в рамках правосудия были призваны бороться с посягательствами на безопасность государства, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения военной службы. За такого рода преступления судят и сейчас, но основными задачами военных судов, согласно статье 4 закона о военных судах, являются обеспечение и защита прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Военные суды независимы от военного командования, создаются по территориальному принципу и располагаются в открытых для свободного доступа местах. С принятием Федерального конституционного закона подсудность дел военным судам значительно расширена. Если ранее они рассматривали только уголовные дела, а затем и жалобы на неправомерные действия командования, то сейчас им стали подсудны гражданские и административные дела по искам о защите и оспаривании прав и интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Кроме того, дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, гражданские дела по жалобам граждан, уволенных с военной службы или проходивших военные сборы, если их права в этот период были нарушены органами военного управления или воинскими должностными лицами.
- Фактически военный суд сейчас является единственным государственным органом, на который в законодательном порядке возложена обязанность по защите прав и свобод военнослужащих. Можно ли сказать, что это направление работы стало для военных судей основным? Как это сказывается на их загруженности?
- Ответ на оба эти вопроса дает статистика. Если в 1996 году в военные суды за защитой своих прав обратились свыше 7 тысяч военнослужащих, в 1998-м - 21,5 тысячи, то в 1999-м - 47,4 тысячи военнослужащих. А в прошлом году военными судами было рассмотрено 190,5 тысячи гражданских дел. 90 процентов исков и жалоб было удовлетворено. Приведенные данные однозначно говорят и о том, что доступность правосудия для людей в погонах в военных судах обеспечена.
- Десять процентов сутяг - не так уж мало. Но, с другой стороны, у тех командиров, которые отдавали незаконные приказы или каким-то иным образом нарушали права военнослужащих, тоже, наверное, была своя правда: как, к примеру, выплатить ту или иную сумму, если нет денег?..
- Суды не создают ту или иную ситуацию в обществе, они являются лишь своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, как в стране утверждается правопорядок. Можно ведь принять сколь угодно хорошие законы, но если они не будут выполняться, то грош им цена.
На мой взгляд, военные суды играют созидательную роль в преобразовании Вооруженных Сил, добиваясь выполнения тех положений законов, которые по различным причинам не действовали, а также в постановке перед законодательной и исполнительной властями актуальных вопросов, вытекающих из судебной практики и требующих законодательного разрешения.
Например, с принятием в 1993 году Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" повсеместно не действовал пункт 4 его 16-й статьи, в соответствии с которым для военнослужащих и членов их семей впервые предусматривалась выплата денежной компенсации на санаторно-курортное лечение. Причиной послужило отсутствие ведомственных нормативных актов, определяющих порядок этой выплаты. Военнослужащие стали в массовом порядке обращаться в военные суды, которые принимали решения в пользу заявителей, указывая, что несвоевременная разработка механизма и порядка реализации требований закона не может рассматриваться в качестве основания для его неисполнения. Об этой проблеме я информировал министра обороны, и он издал соответствующий приказ, а нарушенные права военнослужащих за период, предшествующий его изданию, были восстановлены в судебном порядке.
- Понятно, что в 1996-1998 годах военные суды были завалены жалобами, связанными с теми или иными невыплатами в войсках из-за недостаточного финансирования. А что вызвало всплеск обращений в последние два года?
- Просто обращение в суд стало для многих обычным. А если говорить о характере жалоб, то актуальными были дела о невыплате денежной компенсации взамен продовольственного пайка, о северных надбавках и коэффициентах для военнослужащих, проходящих службу на Крайнем Севере, о начислении суточных в повышенном размере военнослужащим, направлявшимся в командировки на территорию сопредельных государств, в зону вооруженных конфликтов.
Рассмотрение подобных дел, где нарушения прав военнослужащих очевидны, но командование и финансовые органы по объективным причинам не в состоянии самостоятельно решить проблему, создает впечатление, будто бы военные суды усугубляют и без того сложное положение с обеспечением Вооруженных Сил. Некоторые должностные лица в жалобах и обращениях в суды прямо это утверждают. По их мнению, судебные решения в пользу одних военнослужащих ущемляют интересы других, тех, кто в суд не обращался. С такой логикой согласиться нельзя, поскольку она противоречит закону. Если по делам о необеспечении различными видами довольствия суд признает жалобу обоснованной, то в соответствии со статьей 239-7 ГПК РСФСР он обязан вынести решение об устранении нарушенного права гражданина. Плохое финансирование не может являться основанием для несоблюдения закона.
- Николай Александрович, у читателей может создаться впечатление, что военные суды стоят на страже военнослужащих и совсем не защищают интересы государства...
- Конечно же, это не так. Они осуществляют правосудие независимо и беспристрастно. Нередки случаи, когда военнослужащие (те самые 10 процентов, о которых мы уже говорили), обратившись в суд за защитой своих прав, заявляют необоснованные требования о компенсации им вреда в явно завышенных размерах либо требуют возместить моральный вред без всяких на то оснований. В этой части военные суды оставляют исковые заявления и жалобы без удовлетворения.
Встречаются и такие дела, по которым заявители, используя пробелы в праве, выдвигают свое толкование действующих нормативных актов с целью получения дополнительных льгот и преимуществ. Это особенно характерно для дел об увольнении с военной службы, когда военнослужащие при угрозе быть уволенными по дискредитирующим основаниям, используя любой незначительный повод, пытаются через суд добиться увольнения в связи с нарушением условий контракта со стороны командования. Но подпункт "а" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года прямо предусматривает, что правом увольнения по данному основанию обладают только те военнослужащие, нарушения контракта в отношении которых являлись существенными и (или) систематическими. Задача суда - разобраться в каждом конкретном случае и принять законное решение.
- И все же кто, на ваш взгляд, должен играть "первую скрипку" в том, чтобы жизнь и законы соответствовали друг другу: органы управления, законодатели или суды?
- Все они являются участниками одного большого процесса и в равной степени участвуют в реформировании Вооруженных Сил. Просто иногда проблема раньше ставится в судебном порядке, чем в административном или законодательном. Например, с принятием в 1993 году законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О статусе военнослужащих" в армии и на флоте была введена служба по контракту, но многие ее положения не были до конца регламентированы. В частности, перечень оснований увольнения не в полной мере соответствовал понятию службы по контракту, поскольку по своей инициативе военнослужащий мог уволиться только по дискредитирующим его основаниям. Именно военные суды впервые обозначили эту проблему, и мнение органов судебной власти было учтено в Федеральном законе 1998 года "О воинской обязанности и военной службе", появились новые основания для досрочного увольнения военнослужащих: по собственному желанию и в связи с существенными и (или) систематическими нарушениями в отношении него условий контракта.
К числу поднятых военными судами проблемных вопросов, получивших в дальнейшем законодательное разрешение, можно отнести и такие, как распространение на военнослужащих, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, порядка начисления надбавок и районных коэффициентов, установленных для граждан, проживающих и работающих в этих районах; уравнивание в правах и льготах военнослужащих, признанных ограниченно годными к военной службе, с теми, которые признаны негодными; установление льготного порядка предоставления жилых помещений военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы по возрасту, болезни или в связи с организационно-штатными мероприятиями; возмещение военнослужащим расходов на проезд в отпуск по территории стран - участниц СНГ и другие.
- Но нерешенных проблем по-прежнему много. Взять хотя бы то же жилье...
- Да, в военные суды обращаются многие военнослужащие, проходящие службу и проживающие в закрытых военных городках, с просьбами разъяснить, каким образом они могут реально реализовать свое право на получение постоянного жилья. Несмотря на то что соответствующие механизмы прописаны в законе, они, по различным причинам, не всегда действенны. Так, по имеющимся у нас данным, только на Северном флоте из 1.200 семей военнослужащих, получивших безвозмездную финансовую помощь на строительство или приобретение жилья, две трети жильем так и не обеспечены. Причины разные - это и удорожание строительства, и банкротство строительных организаций, и растянутость процесса прохождения денег, и ряд других. Решение данных проблем волнует не только самих военнослужащих, но и командование, о чем свидетельствуют обращения воинских должностных лиц в Военную коллегию с просьбами найти правильное решение и защитить интересы таких военнослужащих.
Но появляются и совершенно новые дела, по которым некоторые военнослужащие пытаются навязать судам свои схемы применения закона с тем, чтобы без достаточных на то оснований решить в льготном порядке одновременно и жилищную проблему, и вопрос досрочного увольнения с военной службы. Иногда, действительно, такие основания имеются. Но речь в данном случае идет о тех, кто хочет уволиться в связи с нарушениями в отношении них условий контракта, умалчивая при этом о необеспеченности жильем и намереваясь затем получить его во внеочередном порядке до исключения из списков личного состава части. В соответствии же с пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие с выслугой 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не могут быть уволены с военной службы без их согласия по возрасту, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, отсутствие жилья является препятствием для увольнения, если нет согласия самого военнослужащего на решение своей проблемы другими, установленными законом способами. Поэтому суды обязаны тщательно выяснять и проверять существо всех требований заявителей и только потом принимать решение. В настоящее время Военной коллегией проверяются законность и обоснованность ряда судебных решений по таким делам. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что роль военных судов в жизни и деятельности Вооруженных Сил не снижается, а, наоборот, возрастает.
- Скажите, а что еще сделано Военной коллегией за последние два года в свете требований закона о военных судах?
- Одним из направлений нашей работы в соответствии со статьей 9 Закона "О военных судах Российской Федерации" стало рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов государственных органов власти, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих. После принятия закона в Военную коллегию поступило 146 таких жалоб и заявлений, причем в некоторых из них оспаривалась законность сразу нескольких нормативных актов. Из числа рассмотренных 18 жалоб и заявлений удовлетворено. В результате признаны незаконными 6 постановлений Правительства РФ по вопросам выплаты денежного довольствия военнослужащим, оплаты проезда на транспорте, оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство или покупку жилья, возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, а также 34 нормативных акта силовых министерств и ведомств.
Работники Военной коллегии активно участвуют в подготовке и обсуждении новых ведомственных нормативных актов. К примеру, многие положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом министра обороны от 15 февраля 2000 года № 80, взяты из сложившейся судебной практики.
- Можно ли в свете сказанного вами считать, что судебная реформа в военной ее части завершена и последующие изменения военные суды не коснутся?
- Конечно, так сказать нельзя. Не все проблемы, связанные с реализацией закона "О военных судах", решены. Не завершена работа по передаче полномочий, связанных с финансированием и материально-техническим обеспечением военных судов, от Министерства обороны Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации, а это один из главных моментов, влияющих на обеспечение независимости судей. Требует дальнейшего совершенствования работа по подбору, обучению и расстановке кадров. Нуждается в совершенствовании механизм исполнения судебных решений.
Убежден, что военные суды как звено единой судебной системы не останутся в стороне от тех преобразований, которые произойдут после принятия пакета законов о судебной реформе. Одним из ее требований является разнообразие форм судопроизводства, а именно рассмотрение дел единолично судьей, судом с участием народных заседателей, судом в составе трех профессиональных судей и судом присяжных. Сегодня в военных судах имеются все эти формы, кроме суда присяжных. Его введение также потребует значительных организационных усилий и дополнительных материальных затрат, что необходимо предусмотреть в бюджете. Наиболее сложным представляется вопрос формирования корпуса присяжных заседателей. В условиях сегодняшнего дня, например, крайне сложно было бы это сделать в Северо-Кавказском регионе. Ведь вводить эту форму правосудия нужно не для галочки,- мол, есть у нас суды присяжных, а с целью реальной демократизации процесса судопроизводства. При этом надо так организовать работу суда присяжных, чтобы он действовал не в ущерб, а на благо законности. В условиях жизни и деятельности войск, особенно если они выполняют боевые задачи, решение этой проблемы - дело не из легких.
По-прежнему актуальной проблемой остается формирование в военных судах службы приставов, что позволило бы повысить действенность судебных решений. Для этого необходимо выделение штатной численности, что зависит от организационных возможностей Министерства обороны. Естественно, понадобятся и дополнительные средства на содержание этой службы.
Таким образом, нерешенных вопросов еще немало, но военные суды готовы к любым трудностям в работе, они смогут и впредь успешно выполнять поставленные перед ними задачи.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker