на главную страницу

31 Июля 2001 года

История Отечества

Вторник

Генерал армии Анатолий ГРИБКОВ "Генеральный штаб: история и перспективы"



Генерала армии Анатолия Ивановича Грибкова хорошо знают в Вооруженных Силах. Он с 1938 года в армии. Командовал танковым взводом в период советско-финляндской войны, был помощником начальника штаба отдельного танкового батальона, командиром танковой роты, представителем Генштаба на различных фронтах Великой Отечественной войны. Командовал армией, войсками ЛВО. С 1976 по 1989г. - первый заместитель начальника Генерального штаба ВС СССР - начальник штаба Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора.Сегодня мы публикуем его заметки о роли и значении Генерального штаба в эпоху непростых испытаний, переживаемых Россией.

1.
В последнее время в эпицентре внимания российской общественности находится Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, его основные функции и полномочия. Повышенное внимание общественности к проблемам функционирования Генерального штаба, его роли и значения в процессе обеспечения военной безопасности государства вполне оправданно. Генеральный штаб - основной орган стратегического оперативного планирования применения Вооруженных Сил Российской Федерации и поэтому занимает особое место в системе государственного и военного управления.
Это очевидно в свете реализации сложнейших задач военного строительства России и реформирования Вооруженных Сил на современном этапе, их практического применения в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. На этот орган военного управления возлагается огромная ответственность за подготовку Вооруженных Сил и страны к обороне, а с возможным началом боевых действий - за управление войсками в вооруженном конфликте.
Обращает на себя внимание тот факт, что непосредственный интерес общественности к определению места и роли Генерального штаба ВС РФ в современных условиях проявляется в многочисленных статьях и публикациях. В них рассматриваются наиболее значимые проблемы функционирования и перспективы развития Генерального штаба. Достаточно смело рассуждая, журналисты и политики, общественные деятели между тем порой слабо представляют, каково же в действительности место Генштаба в иерархии органов военного управления и непосредственно в системе обеспечения национальной безопасности государства. Примечателен факт, что в статьях и публикациях, посвященных Генеральному штабу, как правило, доминирует негативный, обличительный пафос, ставший в последнее время нормой информационного сопровождения отечественной военной реформы.
В этой связи хотелось бы предложить свое видение предназначения, места и роли данного важнейшего органа в системе военного управления страны, а также проблем, с которыми российский Генеральный штаб сталкивается в настоящее время. Осветить их не с позиции стороннего наблюдателя, а с точки зрения ветерана Вооруженных Сил России и генерала, отдавшего значительную часть своей жизни службе непосредственно в Генеральном штабе.
За проблемами, которые стоят сейчас перед Вооруженными Силами России, мало кто из новоявленных "крупных специалистов" в данной области задумывался о том, какую роль Генеральный штаб сыграл в истории Российского государства. В этой связи следует отметить, что со времен распада Советского Союза и соответственно его Вооруженных Сил ни одной значимой работы по истории Генерального штаба не появилось.
Между тем значение Генерального штаба в истории нашей страны трудно переоценить. Весьма характерно, что образование квартирмейстерской службы русской армии, явившейся прообразом современного Генерального штаба, совпало по времени с коренной модернизацией всех основных сфер жизнедеятельности Российского государства. С созданием первых регулярных полков сразу же после неудачного для России Нарвского сражения со шведами обозначилась необходимость организации четкого управления войсками на поле боя.
В 1701 г. по просьбе генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметьева, возглавлявшего действовавшую в Лифляндии русскую армию, Петр I наряду с уже имевшимися в полках так называемыми полковыми квартирмейстерами (бывшие станоставцы) ввел должность общего для всей этой армии генерал-квартирмейстера. То есть помощника главнокомандующего по вопросам "оперативной службы" (на нее был назначен князь А.Ф. Шаховской). С тех пор генерал-квартирмейстерские чины стали появляться и в других отдельных армиях, в корпусах "специального назначения" и даже в крупных самостоятельных отрядах.
В 1711 г. в русской армии, по примеру ряда европейских стран, была создана квартирмейстерская часть. Эта структура не представляла собой какого-то отдельного и самостоятельного учреждения. А потому на основе опыта Северной войны в 1716 г. функциональные обязанности чинов квартирмейстерской службы были регламентированы первым Воинским уставом регулярных войск России.
Так, при каждой отдельной армии должны были находиться генерал-квартирмейстер и его помощник - генерал-квартирмейстер-лейтенант (их могло быть и два), а в каждой дивизии - по одному обер-квартирмейстеру. В общем виде их обязанности распадались на три группы: 1) по части движения и расположения войск; 2) по изучению местности (где войска действуют) и составлению военных карт и планов и, наконец, 3) по составлению военно-исторических журналов по всем происходившим действиям.
Необходимо отметить, что Устав воинский 1716 г. определял и в целом систему управления войсками в военное время. Согласно ему во главе действующей армии стоял или мог стоять генералиссимус (коронованная особа). Обычно же командование армией вверялось генерал-фельдмаршалу или генерал-аншефу, которые непосредственно подчинялись царю, а позже и Военной коллегии (ее создание относится к 1718-1720 гг.). И тот и другой имели ближайшего помощника в лице генерал-фельдмаршала-лейтенанта.
Пехота, кавалерия, артиллерия действующей армии имели своих особых командующих - генералов от инфантерии, генерала от кавалерии и генерал-фельдцейхмейстера. Все перечисленные лица, а также ряд других, находившихся при главной квартире (генерал-квартирмейстер, генерал-инженер, генерал-кригс-комиссар, генерал-аудитор, генерал-гевальдигер, генерал-фискал, генерал-профос, обер-полевой священник и др.), и составляли т.н. "генеральный штаб армии". Таким образом, до середины XVIII в. Генерального штаба как постоянно действующего органа военного управления в России не было.
В январе 1763 г. созданная по указу Екатерины II комиссия, в которую вошли крупные военачальники того времени: генерал-фельдмаршалы А.Г. Разумовский и П.С. Салтыков, генерал-фельдцейхместер А.Н. Вильбоа, генерал-аншефы A.M. Голицын, З.Г. Чернышев, П.И. Панин, М.Н. Волконский, В.М. Долгоруков, генерал-поручики В.И. Суворов (отец прославленного полководца), П.П. Лопухин и Г.Г. Берг, предложила пересоздать квартирмейстерскую часть на новых основаниях, в более широких организационных рамках с учетом положительного опыта западноевропейских армий и дать ей название "Генеральный штаб".
На это особое учреждение - Генеральный штаб - возлагались задачи: разработка в мирное время данных для боевой деятельности войск; подготовка офицеров к службе в Генеральном штабе в военное время; ведение картографических работ. Иными словами, создаваемой структуре впервые вменялось в обязанность заниматься в мирное время подготовительными к войне работами (изучение местности и противника, составление карт, маршрутов движения и пр.), а также специально подбирать и готовить офицеров для несения в ней службы. В самих же штатах, опять же впервые, предлагалось официально выделять офицеров и генералов квартирмейстерской части в отдельную (особую) категорию - "чины Генерального штаба армии".
14 января 1763 г. представленный комиссией проект создания единого Генерального штаба, в т.ч. и его штат, был Высочайше утвержден и с 1 мая того же года введен в действие. Во главе Генерального штаба был поставлен вице-президент Военной коллегии генерал-граф З.Г. Чернышев.
Главные занятия чинов Генштаба в мирное время сводились к составлению карт и некоторых маршрутов, к расположению войск на постоянных квартирах и особенно к съемке больших пространств. В военное время офицеры Генерального штаба, как и раньше чины квартирмейстерской части, находились при легких передовых отрядах и занимались разведкой дорог и вождением по ним войск, выбором мест их стоянок и др. В бою же начальники использовали этих офицеров для передачи приказаний, однако донесения о военных действиях по-прежнему составлялись инженерными офицерами.
Таким образом, с 1763 г. Генеральный штаб стал функционировать как постоянно действующий орган центрального военного управления в России.
Можно подчеркнуть, что изначально в процессе формирования военной организации России и ее регулярной армии уже имело место выделение органов центрального военного управления, осуществлявших непосредственное оперативное управление войсками.
На протяжении своей многолетней истории Генеральный штаб формировался и развивался вместе с армией. От квартирмейстерской службы он вырос до высшего органа оперативного планирования и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. С его историей связаны имена многих замечательных русских генералов и офицеров.
Со всей определенностью можно сказать, что победы Русской армии были победами и Генерального штаба, его офицеров и генералов, поражения же армии были в первую очередь их поражениями.
Роль Генерального штаба как органа управления войсками во все времена была исключительно важна: на него возлагались разработка общего плана военных кампаний и конкретных операций, подготовка войск и штабов к ведению боевых действий и обеспечение условий для их эффективного применения. Генеральный штаб издавна и по праву называют "мозгом армии". Справедливость данного определения подтверждается всей историей войн и военного искусства, свидетельствующей о том, что высокий уровень руководства Вооруженными Силами - важнейший фактор успеха в вооруженной борьбе.
Другой значимой ролью Генерального штаба является его предназначение обеспечивать военную безопасность государства в мирное время посредством постоянной готовности к войне. Именно поэтому для Генерального штаба, как считали русские военные теоретики начала XX века, справедливо и другое его название - "воин мирного времени".
2.
ДумаетсЯ, что дело историков опреде
лить реальный вклад Генерального штаба в обеспечение безопасности России. Нам же более близки события последней, величайшей из войн человечества - Великой Отечественной войны, когда на Генеральный штаб легла основная нагрузка по подготовке страны к отражению фашистской агрессии, когда на практике проверялись не только сила и стойкость солдат противоборствующих армий, их технической оснащенности и качества вооружений, но и уровень развития военной мысли, эффективность ее применения.
Особое внимание к событиям Великой Отечественной войны вполне оправданно. Война унесла жизни миллионов наших сограждан, боль о которых до сих пор отзывается в нашем народе. И, казалось бы, сама Великая Победа советского народа - истина в последней инстанции. Тем не менее на фоне развернувшейся ревизии итогов Великой Отечественной войны, очернительства Советской Армии и органов ее военного управления, появления различного рода утверждений и измышлений о неготовности Генерального штаба к войне и его неспособности управлять войсками и, соответственно, превосходстве германской военной машины представляется необходимым акцентировать внимание на некоторых важных аспектах деятельности Генерального штаба в годы Великой Отечественной войны.
В предвоенный период проводилась масштабная работа по подготовке страны к обороне. Большое значение имело то, что на посту начальника Генерального штаба в это время находился выдающийся военачальник Красной Армии Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, чья книга "Мозг армии", написанная еще в 20-е годы, и по сей день представляет собой энциклопедию военной мысли. Нельзя отрицать также и роль выдающегося полководца XX столетия Г.К. Жукова, который с первых же дней своего пребывания на посту начальника Генерального штаба (с января по июль 1941 г.) начал работу по непосредственной подготовке к отражению возможной агрессии.
Война с Германией не стала для нашей страны неожиданностью. Это был закономерный процесс в рамках реализации многовековой западной экспансии на Восток в поисках жизненного пространства (Dranch nach Osten). Тем более она не была неожиданной для Генерального штаба РККА. Для его офицеров и генералов было очевидно, что вооруженный конфликт с фашистской Германией неизбежен, следовательно, к нему нужно готовиться.
В Генштабе и готовились, причем со всей серьезностью. Был разработан "План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг.", утвержденный 5 октября 1940 г.
15 мая 1941 г. на рассмотрение политическому руководству страны был представлен уточненный проект "Соображений по Плану стратегического развертывания на случай войны с Германией и ее союзниками", но он не был утвержден. В названных документах сомнений о готовности Германии к агрессии против СССР не было, но они были относительно сроков начала агрессии.
Тем не менее, несмотря на проведенную Генеральным штабом работу, Вооруженные Силы страны вступили в войну недостаточно подготовленными. Это объяснялось многими причинами. В том числе и тем, что реорганизация и массовое перевооружение войск начались лишь с февраля 1941 г., причем одновременно во всех видах и родах войск.
Были и другие причины, в том числе политические, не позволившие Генштабу в полной мере реализовать подготовительные мероприятия по отражению агрессии.
Недостаточно обоснованна была и оценка места и роли Генерального штаба в предстоящей войне. В частности, как вспоминает Г.К. Жуков, предвоенными планами предусматривалось, что в случае начала войны руководство военными действиями будет осуществлять нарком обороны со своего рабочего места: "Решением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 8 марта 1941 г. было уточнено распределение обязанностей в Наркомате обороны СССР. Руководство Красной Армией осуществлялось наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений... Генеральный штаб выполнял громаднейшую оперативную, организационную и мобилизационную работу, являясь основным аппаратом наркома обороны".
Как свидетельствует Г.К. Жуков, "...И.В. Сталин накануне и в начале войны недооценивал роль и значение Генерального штаба... очень мало интересовался деятельностью Генштаба. Ни мои предшественники, ни я не имели случая с исчерпывающей полнотой доложить И.В. Сталину о состоянии обороны страны, о наших военных возможностях и возможностях нашего потенциального врага".
К началу войны не были решены вопросы об органах Ставки Главного Командования: их структуре, персональном предназначении, составе, размещении, аппарате обеспечения и материально-технических средствах. По этому поводу Г.К. Жуков отмечает: "В конце весны мне пришлось еще раз, уже в настоятельной форме, просить наркома доложить И.В. Сталину о необходимости рассмотреть разработанный Генеральным штабом проект плана организации Ставки Главного Командования... Из-за отсутствия времени и по другим обстоятельствам не были рассмотрены и мероприятия по практической подготовке Ставки Главного Командования и ее органов".
Все это в конечном итоге сыграло далеко не последнюю роль в крайне неудачном развитии стратегической обстановки на фронтах в начальный период войны. Военно-политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры, с неизбежностью вытекавшие из оценки обстановки накануне войны. Для Вооруженных Сил СССР в канун войны единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, стала директива, направленная в войска за считанные часы до начала войны (21 июня 1941 г. в 21.45 по московскому времени).
Стремительно изменявшаяся обстановка на фронтах заставила в первые дни войны уделить особое внимание вопросам организации системы военного управления. Если 22 июня 1941 г. военными действиями Сухопутных войск и сил флота руководил нарком обороны через Генеральный штаб, то уже 23 июня постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования.
В целях обеспечения централизованного и в то же время гибкого управления Вооруженными Силами, а также в связи с созданием главных командований Северо-Западного, Западного и Юго-Западного стратегических направлений по постановлению ГКО от 10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования преобразуется в Ставку Верховного Командования. В интересах обеспечения единства политического, государственного и военного руководства И.В. Сталин 19 июля 1941 г. назначается наркомом обороны СССР, а 8 августа - Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. Соответственно Ставка Верховного Командования переименовывается в Ставку Верховного Главнокомандования.
Важнейшими функциями Ставки ВГК являлись: планирование военных кампаний и стратегических операций; определение задач войскам на театрах военных действий; постановка задач объединениям видов Вооруженных Сил и согласование их усилий по цели, месту и времени.
Рабочим органом Ставки ВГК стал Генеральный штаб. "У Ставки никакого другого аппарата управления, кроме Генерального штаба, не было, - свидетельствует Г.К. Жуков. - Обычно все приказы и распоряжения передавались через Генеральный штаб".
Таким образом, основными органами управления Вооруженными Силами СССР в ходе Великой Отечественной войны были Ставка Верховного Главнокомандования и Генеральный штаб. Данная система управления войсками действовала на всем протяжении войны.
Сама жизнь востребовала выдвижения Генерального штаба на высший уровень иерархии органов военного управления. При этом соответствующим образом были определены и функции Генерального штаба, а именно: разработка директив и приказов Ставки Верховного Главнокомандования по оперативному использованию Вооруженных Сил и планов войны на новых возможных театрах военных действий; организация и руководство деятельностью всех видов разведки, обработка данных и информация нижестоящих штабов и войск; разрешение вопросов противовоздушной обороны и другие.
Кроме того, Генеральный штаб осуществлял руководство строительством укрепленных районов, военно-топографической службой и снабжением армии топографическими картами. В его обязанности также входили руководство оперативной подготовкой видов и родов войск, штабов, служб и органов тыла; организация и устройство оперативного тыла действующей армии; разработка положений о вождении армейских соединений, наставлений и руководств по штабной службе; изучение опыта войны и доведение выводов до войск и многие другие задачи, от решения которых зависел исход вооруженной борьбы с мощной, превосходно оснащенной армией, на нужды которой были поставлены все ресурсы покоренной Европы.
Перечень основных функций Генерального штаба свидетельствует о том, что он был основным органом планирования и управления Вооруженными Силами в системе Ставки Верховного Главнокомандования. В силу этого начальник Генерального штаба был не просто членом Ставки, он был заместителем ее председателя. В соответствии с указаниями и решениями Ставки ВГК начальник Генерального штаба объединял деятельность всех управлений Наркомата обороны, а также Наркомата ВМФ. Более того, начальник Генерального штаба наделялся полномочиями подписывать приказы и директивы Ставки ВГК, а также отдавать распоряжения по поручению Ставки.
В ходе всей войны начальник Генерального штаба докладывал военно-стратегическую обстановку на театрах военных действий и предложения Генштаба лично Верховному Главнокомандующему. Хочу подчеркнуть, что именно на такой форме отношений начальника Генштаба и Верховного Главнокомандующего задолго до войны Б.М. Шапошников настаивал в своей книге "Мозг армии". Справедливости ради следует добавить, что в ходе Великой Отечественной войны не только сам начальник Генерального штаба был докладчиком о положении на фронтах, но и начальник Оперативного управления Генштаба (A.M. Василевский, С.М. Штеменко).
Обращает на себя внимание и другая важная мысль Б.М. Шапошникова, который отмечал, что "руководство войной в целом в наши дни из рук полководца решительно и бесповоротно перешло к коллективу. Полководец в его рядах является одним из государственных деятелей, ответственным за военную сторону войны". Такой коллектив, по мнению Б.М. Шапошникова, требуется для упорядочения гигантской работы по подготовке к войне. Согласовать, гармонировать подготовку... может только Генеральный штаб - собрание лиц, выковавших и проверивших свои военные взгляды в одних и тех же условиях под одним и тем же руководством, отобранных тщательнейшим образом, связавших себя круговой ответственностью, дружными выступлениями, достигших переломов в военном строительстве.
Опыт Великой Отечественной войны со всей очевидностью показал, что к общеизвестным источникам победы советского народа над фашистской Германией - патриотизму советских людей, мужеству и героизму солдат и офицеров Красной Армии, самоотверженности тружеников тыла - следует добавить стратегическое и оперативное мастерство офицеров и генералов Генерального штаба, во многом превзошедших по уровню своей подготовки немецких генштабистов.
Обращение к опыту Великой Отечественной войны более чем оправданно и необходимо не только для того, чтобы воздать должное нашим соотечественникам, отстоявшим свободу и независимость Родины, но и для того, чтобы не позволять впредь забывать главный урок: "Хочешь мира, готовься к войне". И если для военной политики государства это положение, конечно, требует существенных дополнений, то для военной стратегии оно является незыблемым правилом и важнейшим принципом обеспечения военной безопасности. Претворение данного принципа в практику осуществляет Генеральный штаб как основной орган оперативного управления Вооруженными Силами.
3.
Роль и значение Генерального штаба в обеспечении военной безопасности страны чрезвычайно велико и нисколько не уменьшается в процессе государственного переустройства, поиска нового места России в мировом сообществе. Напротив, как показывает развитие военно-политической обстановки в мире и особенно в сопредельных с Россией государствах, обеспечение безопасности для Российской Федерации по-прежнему актуально. При этом угрозы непосредственно военной безопасности страны приобрели качественно иной характер, чем тот, который преобладал в предвоенный или же в послевоенный периоды. О том, что эти угрозы вполне реальны, свидетельствует, например, развитие военно-политической обстановки на южных границах России и СНГ, беспрецедентное поглощение НАТО территорий государств Восточной Европы и целый ряд других событий. Все это в комплексе определяет достаточно сложную для России военно-политическую обстановку, при которой различные угрозы военно-политического характера из гипотетических превращаются в вполне прогнозируемые. Именно поэтому, выступая в ноябре 2000 г. на совещании руководящего состава Вооруженных Сил, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул: "Нужна армия, способная достойно обеспечить безопасность России".
В силу того, что стратегическое руководство рассматривается в числе основных компонентов боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, считаю, что роль Генерального штаба в современных условиях неизмеримо возрастает. Армии России XXI века необходим и соответствующий Генеральный штаб. Место Генерального штаба определяется уровнем возлагаемых на него функций, их положением в общей системе задач, решаемых центральными органами военного управления ВС РФ. Наиболее важным в этом плане видится осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны.
Важнейшая функция Генерального штаба - проведение мероприятий, связанных с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, воинским учетом, подготовкой граждан к военной службе и их призывом на военную службу и военные сборы. Генеральный штаб осуществляет перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, стратегическое и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
В своей практической деятельности Генеральный штаб в современных условиях исходит из комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны, концептуально оформленных в Военной доктрине Российской Федерации. Среди них: эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них; достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности; соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ряд других, реализация которых обеспечивает безопасное и суверенное развитие России.
В целом же в системе современного военно-политического, государственного и военного планирования Генеральный штаб отвечает не только за выполнение Вооруженными Силами стратегических задач, но и за согласованное применение всех сил и средств в интересах достижения целей военной безопасности, в том числе и в мирное время. Отсюда - ведущая роль Генерального штаба России в части прогнозирования и оценки военно-политической обстановки, в формировании предложений военно-политическому руководству государства в области обеспечения национальной безопасности. Генеральный штаб находится в постоянной боевой готовности, непрерывно отслеживает и анализирует военно-политическую обстановку в мире и по театрам военных действий, делает соответствующие выводы, готовит предложения.
4.
ХоЧу обратить внимание, что в последнее вре
мя в средствах массовой информации бросается незаслуженный упрек нынешнему руководству Генштаба за его стремление глубоко вникнуть в вопросы военно-технической политики. Происходит это, уверен, из-за некомпетентности пишущих. Для того чтобы давать оценку деятельности начальника Генерального штаба, нужно по крайней мере мало-мальски разбираться в военном деле, представлять его функциональные обязанности и, соответственно, полномочия.
Военно-техническая политика реализуется в интересах обеспечения военной безопасности страны, т.е. должна в полной мере обеспечивать реализацию Вооруженными Силами России возложенных на них задач. И Генеральный штаб, планируя применение Вооруженных Сил на военное время, просто обязан заниматься и военно-техническими вопросами. Начальник Генерального штаба, как никто другой, должен представлять реальные потребности Вооруженных Сил, в том числе и в оснащении их современной техникой и вооружением.
В подтверждение приведу пример из опыта одной военной кампании, уроки которой, к сожалению, незаслуженно забыты. Речь идет о советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов, в которой мне довелось участвовать в должности командира танкового взвода.
В 1939 г. советские стрелковые соединения и части не имели автоматического оружия, в то время как у финского солдата был хороший пистолет-пулемет "Суоми" с магазином на 69 патронов. Боеспособность финского солдата, вооруженного автоматическим оружием, была значительно выше, чем красноармейца. Этим отчасти и объясняются большие потери, которые понесли наши войска в ходе финской кампании.
Нарком оборонной промышленности гeнepaл-пoлкoвник- инженер Б.Л. Ванников, ставший впоследствии трижды Героем Социалистического Труда, в своих "Записках наркома" сетовал на то, что ему с большим трудом приходилось пробивать в Наркомате обороны автоматическое стрелковое оружие. Главным противником оснащения им соединений и частей Красной Армии был заместитель наркома обороны Маршал Советского Союза Г.И. Кулик, который считал, что автомат - это оружие американских гангстеров. Поэтому наша пехота шла в атаку с мосинской винтовкой образца 1891-1930 гг. И только после настойчивого вмешательства начальника Генерального штаба Б.М. Шапошникова на вооружение наших войск был принят пистолет-пулемет Шпагина - знаменитый ППШ.
Вопросы военно-технической политики всегда были в центре внимания Генерального штаба, в котором есть структуры, определяющие военно-техническую политику в интересах Вооруженных Сил. Тем более что современные войны и вооруженные конфликты - это уже не просто противоборство посредством артиллерии или автоматического оружия, это войны высоких технологий. И быть в стороне от развития современных средств вооруженного противоборства - значит, заведомо обрекать свою армию на поражение. Таким образом, военно-техническая политика была и остается важнейшей функцией Генштаба.
Не менее важными сферами деятельности Генерального штаба являются военная экономика, а также внешняя и внутренняя политика. Б.М. Шапошников, например, отмечал, что в условиях, когда война ведется всеми силами и средствами государства, в понятие планов войны вкладывается не только стратегическое развертывание, но и вся подготовка Вооруженных Сил к войне, в том числе экономическая и политическая подготовка.
Экономический план войны должен предусматривать не только подготовку к войне армии и ТВД, обеспечение Вооруженных Сил всем необходимым для ведения боевых действий, но и затрагивать вопросы функционирования экономики государства во время войны. В плане должно быть предусмотрено развитие народного хозяйства страны, продуман и подготовлен весь комплекс мобилизационных планов: финансового, экономического и транспортного.
Генеральный штаб обязан принимать участие в планировании и составлении военного бюджета государства. Военный бюджет составляет одну из основных забот военного ведомства, ту реальную основу, на которой базируются мероприятия по усилению и совершенствованию боевой готовности Вооруженных Сил. Из этого следует, что основная составляющая предложений по военному бюджету должна вноситься Генеральным штабом.
Что касается соотнесения деятельности Генерального штаба и политики, то мы должны прислушаться к мнению Б.М. Шапошникова, что "для разрешения военных вопросов Генеральный штаб должен всегда учитывать внешнюю политику, и потому должно быть отброшено ошибочное мнение, что Вооруженные Силы могут быть отделены от политики, быть самостоятельным организмом, точно так же, как и внутренняя политика проникает не в меньшей мере в организацию, численность, боевую готовность, подготовку и дух армии, равно как и в конкретную военную подготовку".
Наконец, важнейшее направление деятельности Генерального штаба и его начальника - кадровая политика, поскольку главный капитал и основной потенциал нашей армии - это люди. Офицеры и генералы Генштаба - не только организаторы деятельности подчиненного подразделения, но и наиболее подготовленные руководители. Если обратимся к не столь далекой истории Генерального штаба, то увидим, сколько замечательных полководцев и военачальников воспитал Б.М. Шапошников. Бытовало такое выражение: "Этот генерал прошел школу Шапошникова". К ним можно отнести А.М. Василевского, К.А. Мерецкова, Н.Ф. Ватутина, А.И. Антонова, В.Д. Иванова, В.В. Курасова, С.М. Штеменко, Г.К. Маландина. Список можно значительно расширить.
В шестидесятые годы, когда министрами обороны были Р.Я. Малиновский и А.А. Гречко, только из Главного оперативного управления около десятка генералов были выдвинуты на высшие командные и штабные должности. Командармами стали А.Т. Алтунин, П.В. Мельников и автор этих строк; начальниками главных штабов: Сухопутных войск - М.Т. Никитин, ВВС - А.П. Силантьев, РВСН - М.А. Ловков, 12-го ГУМО - Е.В. Бойчук и другие.
Командармы потом успешно командовали войсками военных округов, работали на ответственных должностях в Генштабе и Министерстве обороны. А.П. Силантьев стал маршалом авиации, Е.В. Бойчук - маршалом артиллерии.
Кстати, нынешний начальник Генерального штаба тоже прошел хорошую штабную школу в Главном оперативном управлении, затем успешно командовал войсками Северо-Кавказского военного округа.
Видимо, такая кадровая политика в системе Министерства обороны будет оправданной и сейчас.
Вспоминаю в этой связи слова Маршала Советского Союза М.В. Захарова, в течение длительного времени возглавлявшего Генштаб. Он считал, что генерала, проработавшего в Генеральном штабе 8-10 лет, можно назначить в гражданские ведомства на любую должность вплоть до министерской, так как он за это время приобретает практические, теоретические и организаторские способности, сочетаемые с широким государственным мышлением.
Еще более категоричен в этом плане был И.В. Сталин. В наиболее драматическом для нашей Родины 1942 году, когда обстановка на фронтах была очень тяжелой, Сталин обратил внимание на оформление карты с оперативной обстановкой. На титульной форменной наклейке всегда были две подписи: офицера-исполнителя ("Исполнил") и начальника направления, ответственного за конкретный фронт ("Проверил"). Роль начальника направления в системе оперативного управления заинтересовала Сталина, и он приказал представить ему начальников направлений. Все они были в воинском звании полковника. В ходе беседы начальники направлений до деталей доложили о "своих" фронтах, дали четкие ответы на разнообразные вопросы. Сталин убедился, что основная ячейка оперативного управления - это направление, ответственное за определенный фронт. "А почему начальники направлений - полковники? - спросил Верховный. - Это же весьма ответственные работники". В тот же день приказом Верховного Главнокомандующего эту штатную категорию офицеров повысили до генеральского звания. Думаю, это весьма красноречивая и достойная характеристика офицеров Генерального штаба, тех, кого сегодня иногда высокомерно называют "паркетными генералами". Заканчивая разговор о месте и роли Генерального штаба в современных условиях, в качестве выводов отмечу следующее.
В настоящее время в Генштабе главные управления возглавляют всесторонне подготовленные генералы - Ю.Н. Балуевский, В.Н. Путилин, В.В. Корабельников и Ю.М. Залогин. Хочется назвать некоторых начальников управлений и направлений, генералов и офицеров - это В.М. Завгородний, А.П. Лукин, А.Т. Бурутин, С.Л. Николенко, В.В. Сабунаев, В.Н. Севрюков, С.Ю. Буренкин. Они и многие другие высокоодаренные генералы и офицеры обладают большим войсковым и штабным опытом работы. Вот они вместе со своими подчиненными и олицетворяют современный "мозг армии" России, всегда находятся в полной боевой готовности.
Во времена СССР начальник Генштаба всегда был членом Совета обороны. Президент Российской Федерации В.В. Путин исправил ошибку своего предшественника, включив в состав Совета безопасности России нынешнего начальника Генштаба генерала армии А.В. Квашнина. Начальник Генерального штаба, по моему глубокому убеждению, должен быть вхож и к президенту (Верховному Главнокомандующему). Этим нисколько не умаляется роль министра обороны, ответственность которого еще более широка и масштабна.
В силу своей специфики Генеральный штаб, осуществляющий оперативное управление войсками, определяет, формирует задачи для других органов управления, задает тон в их выполнении. Думаю, будет справедливо в этой связи говорить об определяющей роли Генерального штаба по отношению к другим центральным органам военного управления.
Занимая важное место в высшем звене военного управления, Генеральный штаб играет роль координатора, создающего основу для стратегического взаимодействия по всему спектру вопросов, связанных с планированием применения, развития и подготовки Вооруженных Сил России, повышением уровня их боевой мощи.
В силу этого деятельность Генерального штаба, его генералов и офицеров заслуживает уважения и всемерной поддержки со стороны не только государства, но и общества.
(Полностью заметки генерала армии А. Грибкова будут опубликованы в одном из ближайших номеров "Военно-исторического журнала").
На фото : Начальник Генерального штаба А. И. Антонов и начальник Оперативного управления Генштаба C. М. Штеменко за работой. 1945 год.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker