на главную страницу

1 Августа 2001 года

Тема номера

Среда

Тыловая составляющая экономики

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник
Тыла Вооруженных Сил - заместитель министра
обороны РФ генерал-полковник Владимир ИСАКОВ

Беседу вел Иван ИВАНЮК.



- Владимир Ильич, за три столетия, которые существует Тыл Российской армии, очень много менялось и в его организации, и в содержании работы. С чего началась летопись четвертого века тыловых служб?
- Прежде всего я бы хотел отметить, что Тыл дееспособен, надежен и он в состоянии решить любые задачи, которые ставит руководство страны. Что было не раз подтверждено и в повседневной жизни армии и флота, и в ходе осуществления российскими военнослужащими миротворческой миссии в Косово, в "горячих точках" на территории СНГ, и при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Это, так сказать, текущие проблемы, но нельзя не замечать, что с каждым годом они становятся все сложнее. И для того чтобы не отставать от жизни, нужно постоянно заглядывать хотя бы на несколько лет вперед, ставить себе стратегические задачи. В самом общем виде я бы их сформулировал так: первое - нам необходимо органически вписать Тыл в современную экономику, учитывая перспективы развития страны, второе - его структуру привести в соответствие с планами военного строительства в государстве. В частности, с учетом планируемой интеграции в межведомственную систему тылового обеспечения всех войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.
- Не является ли это, как считают некоторые, всего лишь следствием снизившихся экономических возможностей нашей страны? Мол, надо экономить на Вооруженных Силах, отсюда и реформы, и единая система тылового обеспечения...
- Это в корне неправильный подход. Любому непредвзятому эксперту видно, что вектор реформ, которые проводит Президент России Владимир Владимирович Путин во всех сферах жизни, нацелен в будущее, не на выживание, а на создание сильного, процветающего государства. Кроме того, существуют объективные законы развития. К примеру, Соединенные Штаты Америки нельзя назвать страной, которая вынуждена экономить каждый доллар на своих вооруженных силах. Тем не менее там сейчас занимаются созданием территориальной тыловой системы обеспечения войск. Для нас это уже пройденный этап, мы опережаем их по крайней мере на несколько лет. Создание единой системы тылового обеспечения всех силовых структур - следующая, более сложная задача. Прежде чем приступить к ее реализации, мы не только отработали, так скажем, территориальную составляющую, но и провели ряд других подготовительных мероприятий. В частности, оптимизирован состав сельскохозяйственных предприятий и учреждений военного туризма Министерства обороны, создана единая система военной торговли для всех министерств и ведомств, где законом предусмотрена военная служба.
- В качестве одного из первых шагов на пути межведомственной интеграции и унификации тылового обеспечения вы как-то называли единые торги по закупкам материальных средств для нужд Вооруженных Сил, других воинских формирований. Это реально сделать в ближайшее время?
- Дело, пожалуй, не в том, какие мероприятия реализовывать в первую очередь, а какие - во вторую. Разрабатывается соответствующий план, который после утверждения его правительством все расставит по своим местам. Говоря о единых торгах, я, прежде всего, имел в виду то, что здесь, может быть, наиболее наглядно видны преимущества новых подходов и можно быстро получить ощутимый экономический эффект.
Впрочем, обратимся к языку цифр. В прошлом году нами было проведено свыше 1.200 конкурсов на поставки армии и флоту продовольствия, горючего, вещевого имущества, других товаров и услуг. Было заключено около 3 тысяч контрактов на сумму почти 11,5 млрд. рублей. Сокращение расходов бюджетных средств превысило 430 млн. рублей. За первые шесть месяцев этого года проведено уже более 1.600 конкурсов, заключено свыше 2.300 контрактов на сумму порядка 7,2 млрд. рублей. А экономический эффект уже превысил 660 млн. рублей. При проведении единых торгов этот результат может быть заметно превзойден.
Конечно, речь надо вести не только о форме, но и о содержании работы с поставщиками. После выхода в свет указа Президента РФ № 305 в 1997 году нами накоплен большой опыт обеспечения поставок не просто в рыночных условиях, а на конкурсной основе. В частности, мы вдвое увеличили численность юридических служб, обеспечивающих правовую "чистоту" договоров. Ведем учет предприятий и фирм, не- выполняющих свои договорные обязательства, сообщаем о них подробную информацию в округа и на флоты, с тем чтобы нарушители закона, порхая, словно бабочки-однодневки, из региона в регион, не смогли в дальнейшем заключать государственные контракты. В планах - создание фундаментальной базы данных по поставщикам. В штат введена должность помощника начальника Тыла по экономической безопасности.
- Но здесь очень многое зависит и от законодательства, регулирующего эти вопросы...
- Вы абсолютно правы: оно нуждается в совершенствовании. Тем более что у нас уже есть определенный опыт практической работы с поставщиками, которые выигрывали конкурсные торги. Его анализ помог нам выработать предложения по повышению эффективности закупок материальных средств. В результате совместной работы с Министерством торговли и экономического развития реализовано, в частности, предложение о проведении закупок хлеба, цельномолочной продукции, колбасных изделий, мясокопченостей, яиц, свежих овощей и картофеля методом запроса котировок в пределах объемов, определенных государственным оборонным заказом.
Если брать продовольственное обеспечение, то мы сейчас 85 процентов денег направляем на места и только 15 процентов закупок производится в централизованном порядке. Ведь если рядом с воинской частью находится хлебозавод, то, наверное, проще договориться о постоянном сотрудничестве с ним на взаимовыгодных условиях, чем каждый раз проводить торги, рвать и восстанавливать отношения и в конце концов ездить за хлебом в соседний район. Хотя, конечно, для оптимизации закупок продовольствия в целом необходимо принятие специального федерального закона. В нем необходимо учесть также наработки других министерств и ведомств, участвующих в гособоронзаказе. При создании единой тыловой системы их интересы тоже не должны быть ни в коей мере ущемлены.
Следует внимательно изучить и зарубежный опыт. Скажем, министерство обороны США разработало программу реформирования системы закупок, в которой предусмотрено снижение расходов на 20-25 процентов только за счет проведения долгосрочных закупок на конкурсной основе. В ФРГ государственные власти на конкурсной основе отобрали и объединили около 300 поставщиков военной продукции для нужд бундесвера. Таким образом, это общие тенденции развития, такие подходы позволяют стабилизировать цены, обеспечить более устойчивое развитие экономики, гарантировать более надежное и качественное обеспечение военных потребителей.
- Вы имеете в виду в том числе мобилизационные возможности экономики?
- Естественно. Возьмем легкую промышленность, где насчитывается несколько сотен предприятий. Сейчас, когда Вооруженные Силы потребляют их продукции на 3-4 млрд. рублей, каждое из них поддержать невозможно. Значит, нужно выбирать среди них стратегически важные для государства предприятия, имеющие современное оборудование, технологии и способные выполнять государственный оборонный заказ на долгосрочной основе.
В любом случае должна быть обеспечена требуемая степень готовности экономики к работе в военных условиях. Конечно, при нынешних темпах научно-технического прогресса иметь большие резервы обременительно. Они морально и физически стареют, и требуются большие расходы на их обновление и освежение. Даже полвека назад, в годы Великой Отечественной войны, это приходилось учитывать.
Первый начальник Тыла Красной Армии генерал армии А. Хрулев говорил: "Способность страны к обороне состоит не в том, что у нас лежит на складах много всякого технического имущества, как правило, стареющего с каждым годом, а в том, чтобы промышленность могла быстро перестроиться на производство военной продукции".
- Владимир Ильич, а что сегодня определяет приоритеты в вашей работе?
- К тому, о чем я только что говорил, можно добавить решение самых неотложных задач в рамках выделенных лимитов финансовых средств. Не секрет, что денег на все не хватает. Особенно тревожным является то, что из-за нехватки горючего ограничена боевая подготовка сил общего назначения. В этом году приоритетное обеспечение ГСМ предусмотрено для миротворческих сил и группировки войск, участвующей в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Конечно, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам материального обеспечения таких задач государственной важности, как, к примеру, подъем атомной подводной лодки "Курск". Другим видам Вооруженных Сил и родам войск установленный лимит горючего не превышает 80-90 процентов от уровня 2000 года.
Как вы знаете, есть немало проблем с вещевым, медицинским обеспечением военнослужащих и членов их семей. Все здесь пока упирается в экономические возможности государства.
- Таким образом, мы вернулись к началу разговора, к тому, что все-таки нужно экономить...
- Экономно расходовать ресурсы нужно всегда, даже в самых благоприятных условиях. Недаром говорится: копейка рубль бережет. Но в этом вопросе успех зависит не только от работников тыловых служб. Необходимо, чтобы командиры и начальники всех уровней изучали экономику войскового хозяйства, не только максимально эффективно использовали получаемые средства, но и постоянно изыскивали дополнительные источники финансирования потребностей служб тыла.
Продолжаем и поиск путей снижения нагрузки на федеральный бюджет. К примеру, в прошлом году 77 государственными унитарными сельскохозяйственными предприятиями поставлено на плановое обеспечение войск более 105 тысяч тонн различной продукции на сумму свыше 680 млн. рублей, что составляет 13 процентов от общей потребности Вооруженных Сил. По отдельным видам продовольствия военные совхозы обеспечили годовую потребность армии и флота почти на треть, а, скажем, по луку - полностью. Экономический эффект за счет разницы цен по сравнению с обычными поставками превысил 95 млн. рублей.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА и Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker