на главную страницу

3 Августа 2001 года

История Отечества

Пятница

Сначала был ультиматум

К 5-й годовщине хасавюртовских соглашений



6 августа 1996 года чеченские боевики захватили Грозный, в котором, кроме 205-й отдельной мотострелковой бригады да подразделений, охраняющих Ханкалу, практически не было войск. Пользуясь тем, что командование Временными объединенными силами выполняло условия ранее подписанных договоренностей о прекращении огня и боевых действий, а также указа Президента РФ о выводе войск, боевики предательски ударили в спину.Наш корреспондент полковник Николай Асташкин в это время находился в командировке в Грозном и был очевидцем происходивших шесть лет назад трагических событий.

Знаковое назначение
В конце июля 1996 года командующий Временными объединенными силами генерал-лейтенант Вячеслав Тихомиров ушел в очередной отпуск. Его сменил на этом посту генерал-лейтенант Константин Пуликовский. Спустя неделю, 31 июля 1996 года, он дал интервью "Красной звезде".
- Помните, Константин Борисович, наш разговор в конце декабря 1994 года на Терском перевале, в двух километрах от пригорода Грозного, когда вы командовали сводным отрядом? Тогда вы сказали, что вернуть Чечню в российскую семью с помощью оружия будет весьма проблематично. И оказались правы...
- Я считал и считаю, что любые национальные и межнациональные противоречия можно решить мирным путем. Правда, если это делается своевременно. Но коль болезнь уже запущена, как случилось в Чечне, приходится прибегать к силовым методам.
Самое главное, на мой взгляд, что сейчас нужно сделать и усилиями правительства республики, и усилиями центра, и усилиями федеральных войск, - организовать, помочь, а в иных случаях и заставить работать власть на местах. До самых низовых структур. Кое-где это уже получается. По моим подсчетам на сегодняшний день местная власть крепко держится примерно в 13 районах республики. В трех-четырех - лишь существует на бумаге. А в ряде горных районов свою волю открыто диктуют бандиты.
Я лично работал в Ножай-Юртовском и Веденском районах. Пока там находишься, все идет как по маслу. Но стоит покинуть район - бандиты опять поднимают головы.
- Почему же не удается создать для них обстановку нетерпимости?
- Чтобы этого добиться, и должна работать власть на местах. Что я под этим подразумеваю? Во-первых, в структуре власти не должно быть пустот. То есть в районе, кроме администрации, должны исправно работать милиция, прокуратура, военкомат, другие структуры и организации. Если одно из этих звеньев выпадает - власть дает сбои. К примеру, у меня только что были представители руководства Веденского района. Бандитов мы оттуда сейчас выгнали, и обстановка вроде стабилизировалась. Но вместе с тем еще достаточно слабо решаются вопросы соблюдения законности. Почему? Оказывается, в районе до сих пор не назначен прокурор. Или другой факт. Есть администрация, прокурор, но нет начальника милиции. Значит - опять сбои в наведении порядка.
Во-вторых, власть желательно формировать из коренных жителей, пользующихся уважением среди местного населения. К сожалению, в иных районах на ответственных должностях находятся люди из Грозного. Понять их, конечно, можно: всякому хочется заполучить престижное "кресло". В итоге же такие "руководители" с надеждой поглядывают в сторону военных, рассчитывая получить из наших рук власть на блюдечке с голубой каемочкой.
- То, что происходит в Чечне, многие склонны называть новой кавказской войной...
- Войну здесь Россия не ведет. И не ведет по той причине, что это ее территория. Даже простой пастух не отрицает: Чечня - российская земля. Здесь, повторюсь, не война. В Чечне идет уничтожение криминально-преступного строя, который сложился в 1991 году, когда к власти пришел Дудаев. И, что самое обидное, Дудаев пришел к власти на волне демократии, на волне борьбы за свободу и независимость. В результате свобода оказалась свободой для преступлений. Мы располагаем множеством свидетельств, как Дудаев и его окружение обогащались, ничего не создавая. И при этом не гнушались ничем: ни грабежами, ни разбоем, ни убийствами...
Хуже того: при режиме Дудаева в Чечне начался настоящий геноцид. Вспоминаю январь 1995-го. Тяжелейшие и труднейшие бои за Грозный. Я был поражен, видя, как нас встречали со слезами на глазах русские люди, которые оставались в городе, потому что им некуда было уехать. Они говорили, что наконец-то в республику возвращается законная власть, которая сумеет их защитить от произвола и насилия. Поэтому федеральные войска ведут в Чечне не войну, а уничтожают бандитов и террористов.
- Вместе с тем такие террористы, как Басаев и Радуев, считаются в Чечне чуть ли не национальными героями. Неужели они и впрямь пользуются любовью народа?
- Весь мир содрогнулся от преступлений этих террористов. Согласитесь, разве могут нормальные люди совершить то, что произошло в Буденновске и Кизляре? Это же дикость! Басаевы и радуевы до конца своих дней будут прокляты.
Вы знаете, некоторое время назад у меня случилась трагедия - погиб мой сын. Погиб здесь, в Чечне. Эта трагедия перевернула мое сознание. Наша жизнь в общем-то очень коротка - всего лишь миг. В конечном счете все нормальные люди должны жить ради будущего. И почаще задаваться вопросом: а что о тебе скажут после твоей смерти? Согласитесь, когда человек живет, ему редко говорят правду в глаза о том, что он собой представляет на самом деле. О нас будут судить наши потомки. В этом, наверное, и заключается смысл жизни.
В ставке Масхадова
31 июля 1996 года в ставке Масхадова в селении Старые Атаги Урус-Мартановского района состоялось совещание руководства бандформирований, на котором обсуждались тактический план нападения на Грозный, задачи отдельных отрядов в ходе операции. В разработке операции были использованы полученные ранее разведданные по обстановке в городе и размещению позиций российских войск. На совещании присутствовали: Яндарбиев, Басаев, Гелаев, ряд командиров крупных группировок. Были намечены объекты первоочередного нападения, коридоры входа-выхода по линиям Алхан-Юрт - Грозный и Алхан-Кала - Грозный. В лесу у селения Алхан-Юрт был сформирован резервный отряд до 300 человек под руководством Джабы. В селениях Ермоловский, Гехи, Алхан-Кала позднее собрались около 200 боевиков из Сунженского и Наурского районов и Ингушетии.
4-5 августа в Грозный с южного направления и со стороны ранее снятых блокпостов вошли отряды боевиков Гелаева и Басаева из Шатойского и Курчалойского районов. Подтянулся отряд Исрапилова Хункар-паши из селения Аллерой. В район стадиона "Динамо" выдвинулась группа наемников, возглавляемая Хаттабом. Общая численность боевиков достигла 4.000 человек.
Активные боевые действия в городе начались 6 августа. В 7 часов утра в ходе телефонного разговора Мовлади Удугов подтвердил руководителю миссии ОБСЕ Тиму Гульдиману, что действия боевиков в городе санкционированы З. Яндарбиевым и что данная акция преследует "государственные цели".
В течение дня вооруженные столкновения отмечались в районе площади "Минутка", товарной станции, в Старопромысловском районе и у Дома правительства. Боевиками был блокирован 15-й военный городок 101-й
ОБрОН. Боевиками контролировались перекрестки улиц Первомайская - Маяковского, Орджоникидзе - Победы, район Алды. Велся обстрел здания управления по борьбе с организованной преступностью МВД ЧР. Бандиты продолжали обстрел комплекса правительственных зданий в центре города. В Заводском районе предпринимались попытки захвата ОВД МВД ЧР. Сепаратисты захватили и разграбили склады товарной железнодорожной станции. Обстрелам со стороны боевиков подвергались блокпосты ВВ МВД РФ в Ленинском, Октябрьском и Старопромысловском районах Грозного...
По данным наших радиоперехватов, боевики считали, что задачи ими выполнены полностью. В городе, как стало известно военному командованию, находились и руководители операции Масхадов, Гелаев, Басаев и Хаттаб. Боевиками был установлен контроль за обстановкой в п. Ханкала и за возможным выдвижением оттуда в город боевой техники. Отдельными группами боевиков велся огонь по подавлению позиций снайперов российских войск.
Заявление командующего
В ночь с 11 на 12 августа 1996 года секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь встретился в районе селения Старые Атаги, в 20 километрах от Грозного, с начальником главного штаба чеченских незаконных вооруженных формирований Асланом Масхадовым. На встрече присутствовали министр информации правительства сепаратистов Мовлади Удугов, лидер Союза мусульман России Надыр Хачилаев.
Лебедь и Масхадов высказались за экстренные шаги по урегулированию ситуации в Грозном. При этом начальник главного штаба сепаратистов не исключил, что проблема может быть решена в интересах России. В итоге на свет родились два приказа - Масхадова и генерал-лейтенанта Константина Пуликовского - о прекращении боевых действий.
Однако приказ Масхадова так и остался не выполненным боевиками. В ночь с 17 на 18 августа сепаратисты продолжали обстреливать позиции федеральных войск, комендатуры районов, контрольно-пропускные пункты. В последующие дни обстановка в Грозном по-прежнему оставалась напряженной. Огонь снайперов противника не только не снизился, но даже усилился. Гибли российские военнослужащие, увеличился поток раненых.
И тогда 20 августа командующий ВОС РФ в ЧР генерал-лейтенант Константин Пуликовский вынужден был сделать заявление. Всем жителям Грозного было дано 48 часов на то, чтобы покинуть город, где в четверг, 22 августа, начнется полномасштабная военная операция. Генерал Пуликовский был полон решимости очистить город от боевиков. Он готов был применить для этого все имевшиеся боевые средства: "За месяц, - констатировал командующий группировкой, - я с задачей справлюсь..."
Боевики не на шутку встревожились, хотя и пытались это скрыть. 20 августа в селении Новые Атаги состоялась встреча начальника главного штаба чеченской оппозиции Аслана Масхадова и личного представителя секретаря Совета безопасности Сергея Харламова. Как сообщалось в прессе, обсуждали ход выполнения московских и назрановских соглашений. Но, скорее всего, главной темой было заявление Пуликовского. Масхадов призвал Лебедя приложить все усилия, чтобы остановить это "безумие".
А накануне вечером, 19 августа, в Москве премьер-министр Виктор Черномырдин провел оперативное совещание с руководителями силовых структур. Особое внимание уделялось вопросам координации действий между ведомствами с учетом дополнительных полномочий, предоставленных Президентом РФ секретарю Совета безопасности Александру Лебедю. Премьер-министр подчеркнул, что Александру Лебедю будет оказана всемерная поддержка по выполнению поручений Президента РФ.
В ходе совещания было принято решение отозвать из очередного отпуска генерала Вячеслава Тихомирова, с тем чтобы он приступил к исполнению обязанностей командующего Временными объединенными силами РФ в Чеченской Республике.
Между тем с 20 августа начался контролируемый выход гражданского населения из Грозного по двум коридорам: в сторону Гудермеса и Аргуна.
21 августа во второй половине дня в Чечню из Москвы прилетел секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь. Накануне Борис Ельцин дал ему указание о приведении Грозного к состоянию, сложившемуся до 6 августа 1996 года.
22 августа. Телевизионная программа "Утро": "Сегодня истекает срок ультиматума, который был предъявлен боевикам исполняющим обязанности командующего федеральными силами в Чечне генерал-лейтенантом Константином Пуликовским. Как сообщалось, по истечении этого срока российская сторона оставляет за собой право освободить город от сепаратистов, используя все виды вооружения. Вячеслав Тихомиров, накануне вновь возглавивший группировку российских войск в Чечне, не отменил этот ультиматум. Так что в любой момент в Грозном могут вспыхнуть ожесточенные бои.
Накануне в Чечню прибыл секретарь Совета безопасности Александр Лебедь. Главная задача его двухдневной поездки - попытаться разблокировать ситуацию в Грозном. Лебедь намерен провести экстренную встречу с командованием федеральных сил, и в частности с генерал-лейтенантом Константином Пуликовским.
Встреча Лебедя и Масхадова проходит в селении Новые Атаги. На ней присутствует и Вячеслав Тихомиров. Основной вопрос, который обсуждают стороны, - отвод боевиков из Грозного в горные районы. Впрочем, многие считают, что боевики добровольно из города не уйдут, так как многие полевые командиры не подчиняются приказам Масхадова. Между тем в штабе сепаратистов заявили, что в случае повторной попытки штурма в центре Грозного счет потерь федеральных сил пойдет на тысячи".
Бандитов нужно не уговаривать, а уничтожать
Только через три года, в сентябре 99-го, мне довелось снова свидеться с Константином Борисовичем Пуликовским. Уволившись из армии, он обосновался в Краснодаре, где возглавил краевую организацию Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и конфликтов "Боевое братство".
Каков его взгляд на происходящие в России события, связанные с вылазками террористов из Чечни? С этого вопроса и началась наша беседа.
- Как в политике, так и на войне, - сказал Константин Борисович, - нужно не топтаться на месте, а делать разумные шаги вперед. Чтобы не противник, будь то политический или военный, а ты действовал с опережением. Если говорить о чеченской войне, то там как раз все было наоборот. К сожалению, боевики нас зачастую упреждали. Взять, к примеру, переговорный процесс. Вспомните: когда бандформирования начинали выдыхаться и нам бы их добить до конца, они тотчас напрашивались на переговоры. И мы, увы, по их предложению прекращали огонь, проявляя вроде бы всем понятную человеческую гуманность. Бандиты же тем временем затягивали переговоры, восстанавливая систему управления, подвозя боеприпасы, подтягивая резервы.
Бандиты уважают только силу: их нужно не уговаривать, а уничтожать.
- Константин Борисович, в настоящее время фронтовая авиация наносит точечные удары по лагерям террористов на территории Чечни. Это еще раз подтверждает: военные настроены до конца покончить с международной бандитской нечистью. Не напоминает ли вам это август 96-го, знаменитый "ультиматум Пуликовского"? Хотелось бы знать, почему тогда вам не удалось воплотить в жизнь свой замысел?
- Начнем с того, что через десять дней после захвата Грозного бандформированиями мы полностью его блокировали. Разведкой были обнаружены практически все места скопления боевиков, их склады с оружием и боеприпасами. Оставалось нанести по ним точечные удары, но, кроме боевиков, в городе находились мирные люди. И я не был уверен в том, что от случайных снарядов никто из них не погибнет. Тогда-то с вертолетов мы и разбросали листовки, в которых я предложил им покинуть город. Для этого было предоставлено два "коридора" - в сторону Гудермеса и Аргуна.
Однако средства массовой информации обвинили меня в том, что в Грозном не работает телевидение, не все могли прочитать эти листовки. Скажу честно: все там работало. И листовки все прочитали. Когда на вертолете я подлетал к Гудермесу, видел тысячи людей, направлявшихся туда из Грозного. То же самое было и в районе Аргуна. Поэтому я сделал вывод, что в городе остались только бандиты, которых следовало уничтожить. Но изменившаяся в стране политическая ситуация не позволила осуществить задуманное. Бандформирования, засевшие в Грозном, почувствовав, что запахло жареным, срочно запросились на переговоры. И мы снова, увы, пошли у них на поводу. В конечном счете
хасавюртовские соглашения привели к тому, что мы сейчас и расхлебываем...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker