на главную страницу

4 Августа 2001 года

День железнодорожника

Суббота

Полтора века в труде и боях

Иван ИВАНЮК, Юрий СПИРИДОНОВ, "Красная звезда".



Военные железнодорожники готовятся отметить150-летие своих войск. В канун этой знаменательной даты наши корреспонденты встретились с директором Федеральной службы железнодорожных войск РФ - командующим Железнодорожными войсками Российской Федерации, Героем Социалистического Труда генерал-полковником Григорием КОГАТЬКО и попросили его ответить на ряд вопросов.

- Григорий Иосифович, за полтора века в военной организации нашего государства происходило множество кардинальных перемен, а на первый взгляд не самые боевые войска по-прежнему живут, строят, воюют в любой военно-политической, общественной ситуации делом доказывая свою необходимость именно как войск?
- Я не вижу в этом ничего удивительного. Вся 150-летняя история Железнодорожных войск, весь мировой опыт свидетельствуют: эффективно решать задачи технического прикрытия, восстановления, строительства и заграждения железных дорог в целях транспортного обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил могут только железнодорожные войска.
Вся история Железнодорожных войск органичным образом связана с историей российского государства, его Вооруженных Сил, железнодорожного транспорта России. Свою летопись они ведут с 6 августа 1851 года. В этот день для эксплуатации и охраны только что построенной Санкт-Петербург-Московской железной дороги были созданы первые военные железнодорожные подразделения. Быстрота, надежность, относительно невысокие эксплуатационные расходы, сжатые сроки мобилизации и сосредоточения воинских подразделений и их материально-технического обеспечения - все это активизировало использование железнодорожного транспорта в военных целях. Россия стала первой страной, использовавшей железнодорожные батальоны в ходе боевых действий. Произошло это в русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В дальнейшем войска участвовали практически во всех войнах и военных конфликтах, выпавших на долю России, в жизни которой железнодорожный транспорт все это время играл решающую роль. Сейчас трудно поверить, что еще в начале прошлого века отмобилизовывание войск занимало несколько месяцев. А к концу века сократилось до нескольких недель.
Огромный объем работ военные железнодорожники выполнили в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов, многократно увеличив пропускную способность железных дорог. В ходе первой мировой ими было восстановлено более 20 тысяч километров путей, тысячи мостов и искусственных сооружений. Трудовая и боевая доблесть, самоотверженность и героизм снискали им глубокое уважение военнослужащих других родов войск русской армии. Желдорвойска всегда действовали в условиях непосредственной угрозы нападения противника, им часто приходилось защищать с оружием в руках только что восстановленные своими руками объекты.
- То есть строить приходилось по законам инженерной механики и сопромата, а в уме держать параграфы воинских уставов. Как это сказывалось на системе управления войсками?
- К сожалению, история знает примеры неудачных организационных мероприятий. Так, негативное влияние на развитие Железнодорожных войск Российской империи оказало их искусственное разделение на соединения, подчиненные Главному штабу, и соединения, подчиненные Главному инженерному управлению. Его следствием явился ряд неудачных решений, таких, как расформирование штабов бригад или передача войск за несколько месяцев до начала первой мировой войны в подчинение Главному военно-техническому управлению. И хотя эти решения потом были отменены, драгоценное время было упущено и снижена эффективность действия войск.
В то же время воссоздание Реввоенсоветом советской республики Желдорвойск в виде регулярных военно-специальных формирований, имеющих жестко централизованную систему управления, позволило им справиться со всеми задачами в ходе гражданской войны и иностранной интервенции.
К сожалению, накануне Великой Отечественной войны уроки истории пришлось учить заново. Тогда часть войск находилась в ведении Управления военных сообщений Наркомата обороны. Другую часть составлял особый корпус Железнодорожных войск, подчиненный по общевойсковым вопросам Наркомату обороны, а по производственным - Наркомату путей сообщения. Но с началом войны эта схема не выдержала испытаний и ее пришлось срочно перестраивать. 3 января 1942 года было создано Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР), которому были подчинены все Железнодорожные войска и спецформирования НКПС. Для непосредственного руководства войсками в составе ГУВВРа были созданы управление и штаб ЖДВ. Благодаря централизованной системе, объединявшей все соединения и части, удалось решить, казалось бы, невыполнимые задачи. В годы войны личным составом Железнодорожных войск и спецформирований НКПС было восстановлено и построено около 120 тысяч километров железнодорожных путей различного назначения, 15 тысяч искусственных сооружений, в том числе около 3 тысяч больших и средних мостов. Мировая история железнодорожного строительства не знала подобных примеров.
- Григорий Иосифович, все же в послевоенное время деятельность Железнодорожных войск у большинства населения нашей страны ассоциируется прежде всего с мирным созидательным трудом, например со строительством Байкало-Амурской магистрали. Как вы оцениваете этот период в жизни войск?
- Во-первых, я считаю своим долгом поблагодарить "Красную звезду" за то внимание, которое она уделяла воинам-железнодорожникам в период строительства БАМа. Это сыграло огромную роль в повышении престижа войск да и всех Вооруженных Сил в нашем обществе. Ваша газета всегда очень объективно освещала жизнь и деятельность военных железнодорожников, показывала, что важнейшие народнохозяйственные стройки всегда были для Железнодорожных войск своеобразным учебным полигоном, где оттачивалось и профессиональное, и военное мастерство личного состава. Конечно, отрабатывать навыки по возведению земляного полотна или, скажем, постройке железнодорожного моста можно и на полигоне, но гораздо целесообразнее делать это на реальных объектах МПС, где военные железнодорожники не только совершенствуют специальное мастерство, но и вносят конкретный вклад в развитие экономики страны.
Так, на Байкало-Амурской магистрали, где за годы строительства было уложено 1,5 тысячи километров главного пути и свыше 400 километров станционных путей, построено свыше 1.200 искусственных сооружений, выполнено 230 млн. кубометров земляных работ, причем 70 процентов - в скальных породах и вечной мерзлоте. Роль этой дороги в экономике страны будет неуклонно возрастать - по оценкам ученых, в этом регионе сосредоточена почти треть природных ресурсов России, которые предстоит осваивать в ближайшие десятилетия.
В послевоенный период Железнодорожными войсками было сделано много других важных дел, таких, как восстановление железнодорожных сетей Кавказа, Кубани, Подмосковья, Украины и Белоруссии, реконструкция линий Москва - Ленинград, Москва - Киев, Москва - Смоленск, строительство новых дорог Кизел - Пермь, Абакан - Тайшет, Ивдель - Обь, Тюмень - Сургут, Трансмонгольской и Южно-Сибирской магистралей.
Если оценивать этот период в целом, то он, несомненно, дал очень много для развития войск. Был приобретен бесценный опыт работы в различных природных и климатических условиях. За это время был совершен технический и технологический прорыв на многих направлениях. Сложилась великолепная школа выучки и мастерства, которую прошли десятки тысяч офицеров, прапорщиков, солдат. Многие ветераны, создававшие славу войск, такие, как Алексей Михайлович Крюков, Михаил Константинович Макарцев, Виктор Тимофеевич Волобуев, Анатолий Георгиевич Дьячкин, Владимир Андреевич Казимирчук, Александр Александрович Виноградов, и многие другие до сих пор ведут активную общественную деятельность, передают опыт новым поколениям воинов-железнодорожников. На смену им пришли достойные генералы и офицеры - командир корпуса генерал-лейтенант Н. Решетов, командир бригады полковник А. Попов, командиры соединений полковники В. Свестунов, Р. Абоноков, В. Иванчук и другие.
С каждым годом войска выходили на более высокий уровень готовности к выполнению поставленных задач. В соответствии с федеральными законами "Об обороне" и "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" войска являются составной частью сил, участвуюших в обороне страны. Сейчас Железнодорожные войска реформируются вместе с Вооруженными Силами. Главное - добиться, чтобы при реорганизации не снижалась способность войск решать задачи по предназначению.
- Самым серьезным испытанием в последние годы для воинов-железнодорожников стало их участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе...
- Подразделения Железнодорожных войск находятся в Чечне практически с самого начала проведения контртеррористической операции, когда стало ясно, что автомобильный транспорт не справляется с объемом перевозок. Военные железнодорожники ввели в строй участок дороги от станции Моздок до станции Грозный. За этот период части и подразделения Железнодорожных войск разминировали и восстановили сотни километров железнодорожного пути, мосты через реки Прорва, Терек, Сунжа, Аксай. Было обезврежено 1.900 взрывоопасных предметов, сопровождено около 500 воинских и других эшелонов. В настоящее время идет капитальное восстановление моста через реку Сунжа длиной 103,7 метра и через Терек длиной более 360 метров. Идет серьезная работа в боевых условиях. К сожалению, не удалось нам избежать и потерь, есть раненые.
- Какие задачи выполняются сейчас на объектах реального строительства?
- В настоящее время в Краснодарском крае идет строительство новой линии Вышестеблиевская - Волна с выходом к Черному морю. Продолжается реконструкция железнодорожных путей к космодрому Плесецк, электрификация Дальневосточной железной дороги. Имеется договоренность о проведении капитального и среднего ремонта на 14 железных дорогах МПС.
- Григорий Иосифович, военные железнодорожники несут службу не в самых благоприятных условиях. Им бывает непросто обустроить свой быт. Расскажите, как решаются социальные проблемы в войсках.
- Самой сложной проблемой у нас, как и везде, является жилищная. Стараемся ее решать. Недавно сдан жилой дом в городе Курганске Краснодарского края. Строится 176-квартирный дом в Омске, 236-квартирный дом в Екатеринбурге, 120-квартирный дом в Краснодаре и 50-квартирный в Московской области.
С 1999 года Железнодорожные войска участвуют в программе "Государственные жилищные сертификаты".
Социальное самочувствие человека в погонах, который полностью отдает себя службе, зависит не только от жилья, но и от многих факторов, и их необходимо учитывать. Мы ввели в войсках штатные должности инструкторов по работе с семьями, что позволяет решить многие социально-бытовые проблемы. Хотя, надо сказать, семьи у военных железнодорожников дружные, разводы встречаются редко. А когда люди чувствуют еще и заботу о себе, то они трудятся с полной отдачей и стойко переносят все трудности и испытания.
Пользуясь случаем, хочу поздравить весь личный состав Железнодорожных войск, ветеранов, семьи военных железнодорожников с юбилеем, пожелать здоровья, благополучия, дальнейших свершений для укрепления могущества России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker