на главную страницу

8 Августа 2001 года

Россия и мир

Среда

Непростой собеседник, но надежный партнер

Прошли двухдневные консультации глав военных ведомств России и Германии

Юрий ПАНКОВ.



6 и 7 августа в Санкт-Петербурге прошли встречи и переговоры министров обороны России и Германии Сергея Борисовича Иванова и Рудольфа Шарпинга.

В апреле Иванов и Шарпинг уже встречались в Петербурге в рамках широких двусторонних консультаций на высшем уровне. Теперь, в ходе только что завершившегося рабочего визита Шарпинга главы военных ведомств смогли существенно расширить рамки переговоров, уделив приоритетное значение не только двусторонним военным связям, но и важнейшим международным проблемам, начиная с планируемого расширения НАТО на Восток и заканчивая тематикой ПРО.
Практически одновременно Москва начала серию консультаций по ПРО с Вашингтоном. Первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский, находящийся с визитом в Вашингтоне, намерен на экспертном уровне выслушать все «претензии» США к Договору по ПРО от 1972 года и изложить российскую позицию в отношении возможностей противодействия возникающим ракетным угрозам. Напомним, что в ходе визита генсека НАТО Джорджа Робертсона в Москву в начале года Россия передала Североатлантическому альянсу собственный план общеевропейской ПРО, которая могла бы стать альтернативой американской системе НПРО, но без ревизии фундаментальных международных соглашений. После этого данные предложения не раз становились объектом дискуссий с основными европейскими столицами. И хотя окончательного решения пока так и не выработано, но и американская позиция в отношении необходимости слома Договора по ПРО, как считается, не без усилий Москвы, не была поддержана европейскими лидерами.
Россия впервые столь эффективно смогла апеллировать к европейским союзникам США по НАТО через голову Вашингтона. Это тем более знаменательно, что еще в ходе балканской кампании НАТО российско-европейский диалог был существенно затруднен опекой и давлением Вашингтона. Однако как только Европа сделала решительный шаг в направлении военно-политической самостоятельности, этот диалог приобрел черты серьезных политических консультаций, а стороны достаточно быстро научились слушать и понимать друг друга. Последним примером стал визит в Москву президента Франции Жака Ширака, который не только подписал с Владимиром Путиным совместное заявление по стратегическим вопросам, но и продемонстрировал несколько недель спустя в Прибалтике, что является сторонником расширения Евросоюза и при этом весьма прохладно относится к возможности расширения НАТО.
Теперь постоянные формальные и неформальные контакты с европейскими коллегами высшего российского военно-политического руководства уже не редкость. Европейский Союз становится все более значимым мировым полюсом силы, на который, к слову, все чаще вынуждены оглядываться и американцы. Для России Евросоюз - естественный партнер, с которым логично советоваться по наиболее важным вопросам европейской безопасности. Европа нам ближе Америки и по расстояниям, и по проблемам.
Но и среди европейцев есть разные отношения к России. Разнятся и уровни сотрудничества. Если говорить о торгово-экономическом партнерстве, то Германия остается безусловным лидером сотрудничества с Москвой. В прошлом году товарооборот между двумя странами составил 42 млрд. немецких марок, а германские инвестиции в российскую экономику достигли 6,8 млрд. марок. Чего только стоит «прорывное» соглашение о реструктуризации российского долга в акции российских предприятий. Таким образом в диалоге с Берлином благие пожелания уже давно приобрели конкретные формы взаимодействия, мы стали хорошими, добрыми партнерами, и нам есть о чем поговорить, если речь идет как об экономике, так и о делах в европейском доме.
Другое дело, что в политической плоскости Германия, оставаясь в большей степени ориентированной на США и НАТО, далеко не самый простой для нас собеседник. В отличие от ряда европейских столиц Берлин, например, всегда был весьма осторожен в отношении американских планов НПРО, выступал с безусловной поддержкой планов расширения НАТО и, пожалуй, был наименее критичен к натовской стратегии на Балканах.
С другой стороны, нельзя не признать, что ФРГ сегодня - один из самых дисциплинированных игроков на европейской арене, трезво оценивающий свои силы и умеющий держать свои обещания. К тому же по степени влияния у Берлина в Европе практически нет конкурентов. Являясь наряду с Лондоном одним из главных стержней НАТО в Европе, Берлин при этом играет роль и одного из основных локомотивов европейской интеграции. Учитывая, что последняя все чаще заходит в противоречие с трансатлантической солидарностью, получается, что Берлину таким образом удается сидеть на двух стульях. И именно благодаря сбалансированности немецкого внешнеполитического курса НАТО пока сохраняет свои позиции, несмотря на растущее давление на нее «европейской оборонной составляющей».
Это хорошо понимают и в Вашингтоне, где, с одной стороны, не хотели бы усиления кого-либо из евронатовцев, а с другой - не могут обойтись без столь мощной и надежной опоры, как ФРГ. Примером тому - недавняя критика США планов Германии сократить собственные вооруженные силы и военные расходы. Если Берлин собирается, как и прежде, играть центральную роль в НАТО, заметили в Вашингтоне, то он не должен идти на столь радикальное сокращение своего военного потенциала. С другой стороны, намерения Берлина действовать в данном случае без оглядки на США свидетельствуют о попытках самостоятельности германского внешнеполитического курса, что не может не найти одобрения Москвы.
Пусть с Германией у нас пока не получается громких и политически эффектных заявлений по стратегическим вопросам, зато в лице Берлина мы уже сейчас получаем одновременно лидера и европейского, и натовского, договоренности с которым, что называется, дорогого стоят. Договориться с Германией, скажем о том, что НАТО не будет расширяться, конечно нельзя, но «смягчить» для себя последствия расширения, вероятно, можно в значительной мере. Тем более можно заинтересовать Германию российской идеей общеевропейской ПРО, хотя и здесь едва ли стоит ожидать того, что Берлин пойдет наперекор Вашингтону.
Как показали апрельские переговоры Путина и Шредера, период «романтических отношений», свойственный периоду после вывода советских войск, уже ушел в прошлое. Сегодня эксперты больше говорят о сугубо рациональных отношениях между Россией и Германией. В российском МИДе при этом указывают даже на «напористость» и «жесткость» Берлина в диалоге с Москвой. Что ж, немцы отстаивают свои интересы. А мы - свои. Главное, чтобы удавалось добиться результатов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker