на главную страницу

8 Августа 2001 года

Военная школа

Среда

В основе - кадровый заказ

Петр АЛТУНИН,«Красная звезда».



Сегодня, в период реформирования армии, вопрос об улучшении ее качественного состава напрямую зависит от подготовки курсантов - будущих офицеров. Ведь через некоторое время в их руках будет управление частями и кораблями, материально-техническое обеспечение, боеготовность армии и флота. Об опыте организации учебного процесса, проблемах и ближайших задачах в обучении курсантов - наш разговор с начальником Ульяновского филиала Военной академии тыла и транспорта полковником Александром МОРОХОВЫМ.

- Александр Валентинович, каковы итоги выпуска курсантов в этом году?
- В Ульяновском филиале - еще в недавнем прошлом Ульяновском высшем военно-техническом училище, единственном в Вооруженных Силах вузе Службы горючего, - выпуск курсантов традиционно отличался хорошим качеством. Это потому, что здесь в течение более полувека со дня его существования была создана крепкая, я бы сказал, уникальная материально-техническая база, сколочен дружный профессорско-преподавательский состав. Несмотря на все перипетии в стране и в армии в последние годы, этот потенциал удалось не только сохранить, но и упрочить. Вот и в этом году средний балл оценок выпускников - 4,1. 59 курсантов получили диплом с отличием, 5 - золотые медали. Заказ на выпускников полностью выполнен. Не было никаких «отказников» продолжать службу. Многие изъявили желание поехать на Северный Кавказ, а также на Дальний Восток.
- Что составляет основу учебного процесса в филиале?
- Во-первых, он должен соответствовать современным требованиям с учетом опыта как Великой Отечественной войны, так и локальных вооруженных конфликтов, в частности в Чеченской Республике, где непосредственно участвовали в боевых действиях наши выпускники и не раз бывали преподаватели. Потом на основе их опыта оперативно вносились коррективы в программы обучения курсантов боевым специальностям. И, во-вторых, мы внимательно следим, чтобы уровень подготовки специалистов службы горючего отвечал требованиям государственных образовательных стандартов.
Принимаем также меры по усилению персональной ответственности и организованности должностных лиц образовательного процесса. И, помимо общей, годами утвердившейся системы планирования, отработки соответствующих методик, мы, например, придаем большое значение индивидуальным планам преподавателей как движущей силе учебного процесса, на что нас, кстати, нацеливает и директива министра обороны Д-43. Чтобы это были полноценные, творческие планы, для их отработки необходима информация из многих документов - планов научной работы, редакционно-издательской деятельности, развития и совершенствования учебно-методической базы, документов по финансированию.
Тут-то мы пока не преодолели всех препятствий. Главное из них: индивидуальный план согласно директиве разрабатывается и утверждается до начала учебного года, а названные документы бывают готовыми лишь в начале года. У руководства кафедры таким образом постановка задач преподавателям, как и подведение итогов, происходит ценой большого перенапряжения и, конечно, за счет снижения качества этой работы. Сейчас мы исправляем это положение.
Год от года все с большей эффективностью проходят в филиале «дни кафедр». В течение учебного года они проводятся по следующей схеме: один «день» - на зимних учебно-методических сборах, на стационарной базе и два «дня кафедр» - на летних сборах, в полевой обстановке. По существу это - показательные занятия, и каждая кафедра в это время предпринимает все возможности, использует весь свой учебный и научный потенциал, чтобы заслужить высокую оценку. Есть тут и финансовый интерес: материальные средства не распыляются по всем кафедрам, а расходуются целенаправленно - на оборудование учебных аудиторий новыми техническими средствами обучения, внедрение в него новых технологий и методик.
- Я знаю, что в вашем филиале уже более десятка лет используется учебное телевидение.
- Да, среди военных училищ Ульяновское военно-техническое было одним из пионеров в этом деле. Учебным телевидением охвачено 19 аудиторий, 13 из них подключены к своему телецентру. Что нам дает учебное телевидение? Во-первых, широкий выбор методов и приемов передачи информации курсантам, то есть возможность использовать центральное телевидение, трансляции видеофильмов об опыте войн и военных конфликтов, видеороликов, снятых нашим телецентром и самой кафедрой. Во-вторых, достигается наглядность - учебный материал подается в цвете, в объеме и в движении.
Интенсивно идет оборудование компьютерных классов для решения военно-специальных задач, классов-боксов со штатной техникой, перекачивающей реальное горючее, разрабатываются электротренажеры различных типов. Филиал подключен к интернету, осталось организовать индивидуальное использование этой универсальной сети преподавателями и адъюнктами.
Становится реальностью и создание единой информационной системы. По завершении работы мы автоматизируем обмен информацией между подразделениями филиала, организацию контроля за посещаемостью курсантами занятий и самоподготовок, их текущей успеваемости, а также проведению КШУ и командно-штабных игр в автоматизированном режиме, проведение телеконференций.
- Александр Валентинович, вы затронули некоторые направления образовательного процесса. А как ведется научная работа в филиале?
- Связь между учебной и научной работой неразрывна. И из всего комплекса научного обеспечения учебного процесса я бы выделил подготовку научно-педагогических кадров. Несколько лет назад в филиале пришли к выводу, что для активизации этой работы нужно идти путем не столько администрирования, сколько создания соискателям благоприятных условий для написания и защиты диссертаций. В филиале созданы адъюнктура и специализированный совет по защите диссертационных работ. Применяется система морального и материального поощрения адъюнктов и ученых. Многие годы успешно работает научно-исследовательская группа курсантов.
Правда, финансирование научной работы оставляет желать лучшего. Поэтому в филиале образована и аккредитована на государственном уровне испытательная лаборатория ГСМ Ульяновской области, где на платной основе производятся анализы горюче-смазочных материалов, штатных товарных топлив по заявкам предприятий и организаций в пределах сферы аккредитации лаборатории. Заработанные средства идут на организацию научной работы и совершенствование учебно-материальной базы.
И вот результат всей этой многогранной деятельности: за последние пять лет количество ученых в филиале возросло на 30 человек, и сейчас их - 75, в том числе 7 докторов наук, 58 кандидатов наук, 9 доцентов.
- Какие проблемы сегодня вас волнуют больше всего?
- За последнее десятилетие существенно уменьшился бюджет времени военных и военно-специальных дисциплин за счет перегруженности гражданскими предметами, которые определены Государственными стандартами, и сокращать их мы не имеем права. Так, в программе 1987 года их было 15, а 1996-го - уже 23. А ведь мы готовим военных профессионалов.
С этим связано и такое уже вызревшее в недрах филиала предложение - сделать в бюджете отпущенного для учебы времени крен на специализацию в подготовке выпускников (к примеру, трубопроводчиков, инженеров-механиков, химмотологов) - с этой целью ввести кадровый заказ. По нашему мнению, следовало бы увеличить время на изучение наиболее важных образцов техники, которые мы называем базовыми.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker