на главную страницу

10 Августа 2001 года

Тема номера

Пятница

Строительство Вооруженных Сил будет отвечать вызовам времени

Министр обороны Российской Федерации Сергей ИВАНОВ:



Вооруженные Силы России вступили в очень важный и непростой этап своего развития. Речь - о сокращении их численности, изменении видовой структуры... Как идут эти процессы? Как преобразятся армия и флот? Какая, наконец, судьба уготована увольняемым в запас военнослужащим? Таких вопросов немало в читательской почте "Красной звезды". На некоторые из них редакция попросила ответить министра обороны Российской Федерации С.Б. ИВАНОВА.

- Сергей Борисович, прошел год с августовского заседания Совета безопасности РФ. Тогда впервые за многие годы состоялось глубокое обсуждение актуальных вопросов стратегии военного строительства в России на перспективу до 2015 года и была дана объективная оценка реального состояния обороны страны. Что удалось сделать для устранения накопившихся проблем в этой жизненно важной для государства и общества сфере? На основании каких документов осуществляется сегодня строительство Вооруженных Сил?
- Прежде всего отмечу, что Вооруженные Силы находятся сегодня, спустя год после августовского заседания Совета безопасности, в фазе практической модернизации, призванной превратить их в эффективный инструмент военной политики государства, отвечающий самым жестким требованиям времени. Эту задачу поставил перед нами Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, и она, безусловно, будет выполнена в процессе уже начатых преобразований в военной сфере. В качестве неотложных и приоритетных мер проводятся в соответствии с установками Верховного Главнокомандующего мероприятия по оптимизации систем управления, структуры, состава и численности Вооруженных Сил.
Разработан План строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 годы, который утвержден Президентом России. В системе планирования военного строительства данный План - это документ среднесрочного характера, разработанный на пятилетний период. И, естественно, в ходе его разработки учитывается весь спектр условий и факторов, влияющих на строительство и развитие Вооруженных Сил, от финансово-экономических до демографических. А кроме того, существующие и возможные в среднесрочной перспективе угрозы военной безопасности России.
Хочу особо подчеркнуть: в Плане строительства и развития Вооруженных Сил заложены конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию информационно-управляющих систем, формированию научно-технического и технологического заделов по созданию вооружения и военной техники ХХI века, модернизации существующих систем и средств вооруженной борьбы.
- Как изменится облик Российской армии в результате намеченных преобразований?
- Спланирован переход на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот (по сферам применения: суша, воздух-космос, море). И это уже выполнено.
Ракетные войска стратегического назначения преобразованы в род войск Вооруженных Сил, при этом из их состава выведены войска ракетно-космической обороны и космические силы и средства. А на их основе сформирован новый род войск Вооруженных Сил - Космические войска. Такая структура видов и родов войск Вооруженных Сил будет способствовать концентрации их усилий в своей сфере применения.
Очень важная задача - оптимизация ударной группировки Стратегических ядерных сил. Это будет сделано при сохранении их существующей структуры: наземной (РВСН), авиационной и морской составляющих СЯС.
Кроме того, будет оптимизирована система управления Вооруженных Сил с учетом перехода их к трехвидовой структуре. В том числе с учетом завершающегося воссоздания Главного командования Сухопутных войск.
Если же говорить о военных округах, то их сокращение, а точнее объединение ПриВО и УрВО, вступило тоже в завершающую стадию и идет вместе с усилением группировок войск и сил на потенциально опасных стратегических направлениях, а также с оптимизацией систем технического и тылового обеспечения войск и сил.
Что касается сокращения общей численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, то оно будет производиться в строгом соответствии с действующим законодательством России, с обязательным соблюдением социальных льгот и гарантий увольняемых военнослужащих и членов их семей.
При этом основные мероприятия, предусмотренные Планом строительства Вооруженных Сил на 2001-2005 годы, мы намерены провести в период 2001-2003 годов.
- Известно, что США могут выйти из Договора по ПРО от 1972 года и развернуть национальную систему противоракетной обороны. Как это отразится на строительстве Вооруженных Сил?
- Принятием на саммите в Генуе 22 июля этого года. Совместного заявления президентов России и США дан старт конкретному обсуждению наступательных и оборонительных вооружений между Россией и США на различных уровнях, включая экспертный.
Начаты такие консультации и на уровне военных экспертов. 7 и 8 августа в Вашингтоне состоялась встреча российских и американских военных экспертов, на которой был предметно обсужден широкий спектр вопросов, касающихся обеспечения стратегической стабильности в ХХI веке. Конечно же, главное внимание в ходе встречи было уделено дальнейшему глубокому сокращению СНВ в увязке с проблематикой ПРО.
На следующей неделе состоятся мои переговоры с министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. Поэтому делать какие-то окончательные выводы преждевременно, тем более что суть своих планов по национальной системе ПРО американские партнеры до конца еще не раскрыли.
Наша позиция по Договору по ПРО не изменилась: мы считаем его фундаментом всей системы договоров в области контроля над вооружениями. Именно эта система обеспечивает в настоящее время стратегическую стабильность.
Радикальные сокращения ядерных вооружений (как вариант до 1,5 тысячи боеголовок с каждой стороны к 2008 году) осуществимо только при условии сохранения стратегической стабильности, а она вряд ли возможна, если США приступят к реализации своих планов в области ПРО.
При рассмотрении всего комплекса вопросов СНВ и ПРО мы будем исходить из безусловного соблюдения принципа обеспечения равной безопасности России и США, международной безопасности в целом. Новые договоренности в сфере стратегической стабильности возможны только в том случае, если они не нанесут ущерба национальной безопасности России. В этом ни у кого не должно быть сомнения.
Что касается влияния результатов консультаций на строительство Вооруженных Сил России, то в концептуальном плане оно вряд ли претерпит существенные изменения.
- Многие читатели, Сергей Борисович, задают вопрос: в свете нынешних тенденций развития военно-политической ситуации какой составляющей Вооруженных Сил будет все же отдан приоритет? Сухопутной, ядерной...
- Прежде всего напомню, что в соответствии с нашей Военной доктриной сдерживание любого агрессора от развязывания военных действий против России должно осуществляться целой системой мер. В первую очередь, конечно, политико-дипломатического характера. И только тогда, когда эти меры исчерпаны, в действие вводится силовой механизм сдерживания, базирующийся как на Стратегических ядерных силах, так и на Силах общего назначения.
Отсюда следует вывод о настоятельной необходимости сбалансированного развития Стратегических ядерных сил и Сил общего назначения. Поэтому противопоставлять их принципиально неверно. Обе составляющие необходимы.
Разумеется, исходя из оценки всех условий и факторов строительства и развития Вооруженных Сил, должны определяться соответствующие приоритеты. Какие?
Взять Стратегические ядерные силы. Безусловно, они должны поддерживаться на необходимом уровне. Но хочу подчеркнуть - на минимально достаточном уровне, таком, который гарантирует нанесение любому агрессору и в любой обстановке неприемлемого ущерба. Это требование к Вооруженным Силам РФ остается незыблемым.
В то же время, анализ состояния и перспектив развития нынешней военно-политической обстановки показал, что угрозы безопасности Российской Федерации в ближайшие годы могут быть обусловлены возникновением возможных вооруженных конфликтов и локальных войн, основные задачи в которых должны будут выполнять Силы общего назначения. Армия может привлекаться, это, кстати, общемировая тенденция, к миротворческим операциям, к борьбе с транзитом наркотиков, террористическими организациями, способными представлять угрозу национальной безопасности России.
В связи с этим важнейшим приоритетным направлением строительства и развития Вооруженных Сил определено существенное повышение потенциала Сил общего назначения и их наиболее боеготовой компоненты - соединений и частей постоянной готовности.
- Какие критерии принимались во внимание при решении вопросов сокращения численности конкретных войск и сил флота?
- При планировании строительства Вооруженных Сил был учтен ряд критериев. Во-первых, сокращению подлежат в основном дублирующие структурные подразделения. Во-вторых, оно практически не коснется тех звеньев, которые обеспечивают управление, боеготовность и боеспособность войск, в том числе соединений и частей постоянной готовности. Наконец, сокращение проводится сбалансированно по видам Вооруженных Сил, родам войск и специальным войскам с тем, чтобы не нарушить управляемость и боеготовность войск и сил. Хотелось бы обратить внимание читателей "Красной звезды" на то, что сокращение Вооруженных Сил не самоцель и не только и не столько мера по экономии средств. Это прежде всего способ модернизации армии и флота, обеспечения роста их качественных характеристик.
- Сергей Борисович, Вы сказали, что сокращение будет произведено с предоставлением социальных льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей. Не останется ли это лишь декларацией о благих намерениях? В памяти офицерского корпуса еще свежи воспоминания о выводе войск из Восточной Европы, поспешные сокращения 90-х годов...
- Этого не повторится. Еще раз подчеркну: обязательным будет обеспечение социальных и иных гарантий увольняемым военнослужащим и членам их семей. Это непременное условие, которое не должно вызывать ни у кого сомнения. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин однозначно высказался по этому вопросу: права военнослужащих, в первую очередь увольняемых со службы, не должны быть ущемлены.
Министерство обороны держит под постоянным контролем решение этих вопросов, затрагивающих жизненные интересы десятков, сотен тысяч кадровых военнослужащих и членов их семей. К сожалению, ряд проблем решается пока медленно и требует решения на государственном уровне.
Это, в частности, проблема переквалификации и трудоустройства увольняемых военнослужащих и членов их семей. Многое здесь зависит от региональных властей. В качестве примеров положительного опыта можно привести работу администраций Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Самарской, Тюменской, Саратовской, Нижегородской, Тверской и ряда других областей, в которых вопросы переподготовки и трудоустройства уволенных военнослужащих решаются на основе социальных программ, согласующихся с планами регионального экономического развития. Этот опыт желательно распространить на все регионы Российской Федерации, и в этом, кстати, мы рассчитываем и на поддержку "Красной звезды", всей военной печати.
В целом же, на наш взгляд, необходимо выйти на федеральную целевую программу по переподготовке и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил и других войск.
Говоря о социальной сфере, разумеется, надо быть реалистами. Нынешние финансовые возможности нашего государства невелики, и многие социальные проблемы Вооруженных Сил в одночасье не решить.
Впрочем, наметившиеся в последнее время тенденции внушают оптимистический настрой. Темпы промышленного роста последних полутора лет свидетельствуют о том, что у государства могут появиться дополнительные возможности для повышения жизненного уровня работников бюджетной сферы, в том числе и военнослужащих.
- Сергей Борисович, последний вопрос: что бы вы хотели пожелать читателям "Красной звезды"?
- Оптимизма и выдержки. Нам, посвятившим свою жизнь служению Отечеству, важно не дрогнуть в это решающее, судьбоносное для страны время. У нас есть реальный шанс переломить негативные тенденции прошлого и превратить нашу Россию в сильное, экономически и духовно процветающее государство, где гражданам обеспечена счастливая и безопасная жизнь. И я верю, мы этого добьемся. У России и ее армии - великое будущее.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker