на главную страницу

10 Августа 2001 года

Технологии 21 века

Пятница

Модернизация по-иркутски

Александр МАНУШКИН,
"Красная звезда".



Как уже сообщалось в прессе, на полигоне Грошево Государственного летно-испытательного центра (ГЛИЦ) Министерства обороны РФ имени В. Чкалова состоялся показ самой современной авиатехники для широкой общественности, в том числе и для зарубежных представителей. Особое внимание специалистов привлекли программы модернизации парка крылатых машин, которые уже находятся в боевых частях и производятся серийно на авиазаводах. В московском представительстве ОАО "Иркутское авиационное производственное объединение" (ИАПО) нашего корреспондента ознакомили с программой модернизации серийных самолетов - учебно-боевого Су-27УБ и перехватчика Су-30. Эти машины продемонстрировали свои летно-боевые качества на полигоне Государственного летно-испытательного центра Минобороны РФ, будут они показаны и на 5-м Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2001), который пройдет с 14 по 19 августа в подмосковном городе Жуковском.

РЕШЕНИЕ проблемы модернизации находящихся сейчас в строю самолетов трудно переоценить. Из-за ограниченного финансирования Вооруженные Силы в ближайшие годы не смогут закупать в массовом количестве новые самолеты, стоимость каждого из которых составляет десятки миллионов долларов. Поддерживать боевой потенциал на современном уровне ВВС могут лишь за счет качественного совершенствования уже имеющихся типов летательных аппаратов, осуществляя доработку находящихся в авиачастях машин. Расчеты показывают, что модернизация одного истребителя четвертого поколения обходится государству во много раз дешевле, чем закупка аналогичного нового самолета.
Немалый интерес представляет модернизация и для зарубежных заказчиков, особенно для тех стран, которые по экономическим причинам не могут закупать новые дорогостоящие авиационные комплексы. С учетом этих факторов и строят работу в Иркутском авиационном производственном объединении. Причем ИАПО сейчас активно участвует в программе модернизации как серийно производящихся, так и ранее выпущенных истребителей Су-27УБ и Су-30.
С учетом экономических и технологических факторов модернизацию было решено проводить в два этапа. На первом этапе истребители Су-30КН и Су-27УБМ - так называются Су-30 и Су-27УБ, прошедшие модернизацию, - сохраняют комплекс авионики серийного самолета, в том числе радиолокационную станцию РЛПК-27 и систему управления оружием СУВ-27. Но они дополнительно получают набор оборудования, подключенного по принципу "обводного канала", в том числе процессор "Багет-55", и бортовую цифровую вычислительную машину "МВК". В результате вводятся дополнительные режимы работы самолетной РЛС, в том числе картографирование местности с низким, средним и высоким разрешением и селекция движущихся целей. Такой подход позволил сохранить все ранее подтвержденные в процессе летных испытаний режимы и характеристики базового авиационного комплекса, существенно сократить объем доработок и испытаний крылатых машин.
Кроме того, дополнительные программно-аппаратные средства и режимы работы БРЭО стали унифицированными, пригодными для реализации на летательных аппаратах различных типов. Параллельно с модернизацией уже имеющейся техники были созданы элементы научно-технической, технологической и аппаратно-программной базы для разработки авиационных комплексов пятого поколения.
Что дает модернизация конкретной машины? Скажем, введение дополнительного канала системы управления вооружением ("обводного канала") и установка нового бортового компьютера придали бортовой РЛС истребителя Су-30КН свойства многофункциональности. Доработанная бортовая РЛС позволяет истребителю выполнять скрытный подход к цели, в том числе в автоматическом режиме, обеспечивает обнаружение радиолокационно-контрастных наземных и надводных целей на дальности до 100 км, а крупных надводных кораблей класса "крейсер" или "эсминец" - до 400 км.
Прицельно-навигационный комплекс Су-30КН и Су-27УБМ дополняется приемником спутниковой навигации СНС-737, обеспечивающим работу совместно с российской системой ГЛОНАС и американской NAVSTAR. В результате удалось значительно увеличить точность выхода на цель и придать самолету новые тактические возможности.
В состав вооружения истребителя включены ракеты класса "воздух - воздух" средней дальности типа РВВ-АЕ, применяющиеся по принципу "пустил - забыл", тактические противокорабельные ракеты Х-31А, противорадиолокационные УР Х-31П, предназначенные для подавления системы ПВО противника, ракеты общего назначения с телевизионной системой самонаведения Х-29Т, ракеты Х-59М с командным наведением, а также корректируемые авиабомбы КАБ-500кр и КАБ-1500кр с телевизионной головкой самонаведения.
ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ на полигоне самолет Су-30КН,который будет показан и в Жуковском, был переоборудован в ИАПО из серийного истребителя-перехватчика Су-30 в течение одного месяца с учетом времени, потребовавшегося на окраску. Модернизация парка Су-27УБ сможет проводиться непосредственно в эксплуатирующих частях и на ремонтных предприятиях ВВС с использованием комплектов, поставляемых промышленностью. При этом продолжительность работ по серийному самолету оценивается всего в две недели.
Опытный истребитель Су-30КН выполнил уже более ста тридцати испытательных полетов, при этом каких-либо отказов бортового оборудования не было. Схема модернизации по типу Су-30КН успешно выдержала проверку на полигоне ГЛИЦ в Ахтубинске. Все это позволило ВВС заказать в 2001 году модернизацию по данной схеме нескольких строевых самолетов Су-27, Су-27УБ и Су-30. Первые доработанные "спарки" находятся на испытаниях.
Модернизация истребителей семейства "Су" для российских ВВС носит программный характер и предусматривает последовательное повышение боевой эффективности авиационных комплексов на протяжении всего их жизненного цикла. На втором этапе модернизации предполагается:
- формирование более совершенного информационно-управляющего поля кабины экипажа;
- замена на БРЛС антенны Кассегрена на фазированную антенную решетку (ФАР), обладающую минимальными массой, размерами и стоимостью при достаточно высоких характеристиках излучения;
- обеспечение применения бомбового вооружения для поражения визуально невидимых целей по целеуказанию БРЛС и по информации навигационного комплекса.
Сейчас ведется отработка нового информационно-управляющего поля для модернизированных и перспективных "сухих", а испытания Су-30КН с ФАР должны начаться в конце нынешнего года. По словам представителей ИАПО и ВВС, на более поздних этапах модернизации возможно оснащение Су-27УБМ новой противокорабельной сверхзвуковой оперативно-тактической ракетой.
На авиационно-космическом салоне МАКС-2001 специалисты и простые посетители увидят модернизированные Су-27УБМ и Су-30КН как на земле, так и в воздухе.

Из досье "Красной звезды"
Иркутское авиационное производственное объединение

Открытое акционерное общество "Иркутское авиационное производственное объединение" (ИАПО) является одним из ведущих предприятий авиационной промышленности России. Оно основано в 1932 году. Только перечень самолетов, которые отрабатывались и серийно выпускались в Иркутске, говорит о многом: И-14, "СБ", Пе-2, Пе-3, Ил-4, Ер-2, Ту-2, Ту-14, Ил-28, Ан-12, Як-28, Ан-24Т, МиГ-23УБ, МиГ-27, Су-27УБ, Су-30. Из "послужного списка" видно, что ИАПО довелось сотрудничать практически со всеми крупными отечественными конструкторскими бюро. За годы работы предприятие внесло весомый вклад в укрепление обороноспособности страны, поставив тысячи самолетов для отечественных ВВС.
Работа ИАПО на экспорт началась еще в 1937 году с поставок скоростных бомбардировщиков "СБ" Китаю, отражавшему японскую агрессию. За послевоенные годы не только расширилась география поставок, но и сами партнерские отношения перешли на качественно новый уровень. Основными направлениями деятельности предприятия в области военной авиации в настоящее время является производство самолетов Су-27УБ, Су-27УБК, Су-30, Су-30К, Су-30МК. Сегодня ИАПО совместно с ОКБ Сухого реализует получивший широкую известность контракт на поставку самолетов Сухой Су-30МКИ для ВВС Индии. В области гражданской авиации ИАПО начало производство уникального реактивного самолета-амфибии Бе-200, разработанного ТАНТК имени Г. Бернева.
Одним из важнейших условий развития и совершенствования современного авиастроения в объединении стало внедрение новых технологий, CAD/CAM-систем. На ИАПО широко применяются уникальные процессы обработки титановых сплавов, изготовления деталей из резины, пластмасс, стекло- и углепластиков, различных композиционных материалов, в совершенстве освоена сварка в среде инертных газов.
В объединении существуют конструкторский и технологический отделы, которые разрабатывают оснастку, необходимую для обеспечения серийного выпуска самолетов. Заготовительно-штамповочное производство располагает широким спектром оборудования - от мощных механических прессов до роботизированных линий. Заготовительные цеха оснащены установками для листового раскроя, гибки металлических профилей, формообразования обшивок самолетов с одинарной и двойной кривизной. Гнутые тонкостенные профили из алюминиевых сплавов изготавливаются на прокатно-гибочных станках по оригинальной технологии. Для термической фиксации титановых панелей используются специальные вакуумные электропечи. Станки и центры с числовым программным управлением обеспечивают высокое качество изготовления длинномерных панелей. Для контроля геометрических параметров деталей самолета и оснастки применяются координатно-измерительные машины (КИМ). При монтаже сборочной оснастки используются оригинальные лазерные монтажные комплексы.
В сварочном производстве, помимо классических материалов, успешно используются титановые сплавы и жаропрочные нержавеющие стали. В заводских лабораториях все поступающие в производство материалы и комплектующие изделия проходят тщательный входной контроль. Летно-испытательный комплекс ИАПО осуществляет испытания выпущенных самолетов, их пилотажно-навигационного оборудования и систем вооружения. Заводские летчики-испытатели имеют большой опыт работы с различными типами летательных аппаратов в сложных условиях.
Сегодня ИАПО - предприятие, обеспечивающее производство сложной авиационной техники на мировом уровне. Оно располагает опытным персоналом, способным в короткие сроки обеспечить запуск и серийное производство нескольких типов самолетов одновременно. Гарантия высокой надежности изделий - передовые способы контроля качества. ИАПО - первое в российской авиапромышленности серийное предприятие, получившее в 1997 году сертификат на соответствие системы качества международным стандартам ISO 9000. Наличие действующей системы качества подтверждается "Заключением научно-методического центра "Норма", согласованным с Министерством обороны РФ.

На снимках: многофункциональный истребитель Су-30КН производства ИАПО в полете; Су-27УБМ в Летно-исследовательском институте имени М. Громова.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker