на главную страницу

14 Августа 2001 года

Россия и мир

Вторник

Остров благополучия не может находиться в океане бедности

На вопросы "Красной звезды" отвечает посол Республики Пакистан в Российской Федерации Ифтихар Муршед

Беседу вел Сергей СУМБАЕВ.



Ифтихар Муршед родился в 1947 году. Бакалавр гуманитарных наук. В марте 1971 года принят на службу в министерство иностранных дел, работал в пакистанских миссиях в Мадриде (1971-1972), Рабате (1978-1980), Мехико (1980-1983) и Бангкоке (1983-1985). В министерстве иностранных дел занимал ряд должностей. С 1990 по 1995 года был послом Пакистана в Южной Корее.
С января 1996 до июля 2000 года работал заместителем министра иностранных дел. С августа 2000 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Пакистан в России.
Женат.

- Господин посол, сегодня в Пакистане празднуется 54-я годовщина независимости. Не могли бы вы рассказать, чего ваша страна достигла за этот период?
- Отвечая на ваш вопрос, в первую очередь следует отметить, что Пакистан стал независимым государством с демократическим строем в результате свободного волеизъявления народа. И идея свободы в большой степени повлияла на развитие Пакистана. За 54 года нашей государственности мы смогли сделать многое. Сегодня Пакистан - стабильная страна, в которой успешно проводятся экономические реформы. Стоит также отметить, что прежняя система управления государством, доставшаяся от Британской империи, полностью ликвидирована. Организована система местного самоуправления, когда народ выбирает своих руководителей. Причем выборы проводятся, начиная с самого низкого уровня, и 33 процента всех выборных мест зарезервировано для женщин. Что, несомненно, является великим достижением для нашей страны.
Наконец, несколько лет назад Пакистан стал ядерной державой. Однако хочу особенно отметить, что это был не наш выбор, нам его навязали.
- В прошлом месяце в Агре состоялась очень значимая встреча руководителей Индии и Пакистана. Многие новостные агентства назвали ее неудачной, но известно, что договаривающиеся стороны так не считают. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Сам факт проведения переговоров уже можно рассматривать как позитивное развитие ситуации. Основное внимание на них, естественно, было уделено проблеме Джамму и Кашмира как основной проблеме Южной Азии. Для того чтобы ее урегулировать, пакистанская сторона готова вести переговоры где угодно, когда угодно и на любом уровне.
Руководители наших стран в результате четырех раундов переговоров достаточно продвинулись в решении некоторых спорных вопросов. По итогам переговоров было подписано совместное заявление. В будущем состоится еще одна встреча между руководителями Индии и Пакистана. Уже направлено приглашение премьер-министру Индии Аталу Ваджпаи и министру иностранных дел, министру обороны Джасванту Сингху. Они могут приехать для переговоров в любое удобное для них время. Так что мы имеем все основания, чтобы быть довольными начавшимся диалогом между нашими странами.
- И тем не менее буквально через пару дней после окончания переговоров на линии прекращения огня впервые после Каргильской войны состоялась перестрелка между регулярными силами двух стран. А несколько дней назад в Кашмире был совершен теракт, в результате которого погибли люди. Какие предпринимаются действия с обеих сторон для того, чтобы не допускать в будущем таких событий?
- На протяжении долгого времени Пакистан делал все возможное для сохранения спокойствия на линии прекращения огня. Месяц назад мы в одностороннем порядке объявили о прекращении огня и до сих пор его соблюдаем. Однако спокойствия там по-прежнему нет. В среднем в год происходит около 1.000 различных инцидентов. Но не по вине пакистанской стороны.
Что касается теракта, то 16 человек, которые погибли в результате него, были индусами. По этому поводу имеется заявление различных организаций в Кашмире, в котором сказано, что ни одна из них не берет на себя ответственности за совершенное преступление. Они считают, что этот отвратительный поступок был совершен ренегатами, желающими обострить ситуацию.
Задачи Пакистана заключаются в дипломатической, политической и моральной поддержке населения Кашмира. Никакой военной помощи. Сама же проблема должна и может быть решена только лишь при помощи индо-пакистанского диалога.
- В продолжение предыдущего вопроса: как борются с терроризмом в самом Пакистане? И какие группы на данный момент представляют основную угрозу безопасности вашего государства?
- Это очень хороший вопрос, потому что он затрагивает очень серьезную для Пакистана проблему. В нашей стране, к сожалению, присутствуют все виды террористов и группировок. Мы боремся с ними. В частности, принят закон, обязывающий все группировки сдать оружие. Этот процесс продолжается, собрано уже большое количество разнообразного оружия.
Должен заметить, что некоторые террористические группировки прибывают в нашу страну из-за рубежа. Другие группировки - местные религиозные экстремисты, которых не устраивает тот факт, что Пакистан умеренно религиозная страна. Но мы оптимисты. Ведь большая часть населения Пакистана - очень чувствительные и миролюбивые люди. И мы рассчитываем на них и их поддержку в нашей борьбе с терроризмом.
- Если продолжать эту тему, то, как известно, Пакистан имеет достаточно неплохие связи с афганскими талибами. И это в то время, как для мирового сообщества движение "Талибан" является олицетворением терроризма. Как это можно объяснить?
- "Талибан" - это реальность. В 1996 году они контролировали 75 процентов территории Афганистана, включая Кабул. В 1999 году они контролировали уже 90 процентов территории. Тем самым они демонстрируют свою мощь.
Что касается Пакистана, то он на протяжении всего времени имел хорошие отношения с любым правительством, движением или партией, которые находились в Кабуле. Мы поддерживали дипломатические отношения с Амином, Наджибуллой, Раббани. Причем даже когда Раббани приказал разрушить наше посольство и погиб один из его сотрудников, мы не разорвали дипотношения. Сегодня мы поддерживаем отношения с "Талибаном". Это происходит по той простой причине, что Афганистан - наш сосед и граница между нашими странами имеет большую протяженность.
Я был координатором по афганскому урегулированию и могу сказать, что мы наладили отношения с талибами, чтобы стабилизировать обстановку в Афганистане. Генерал Мушарраф категорично настоял на возобновлении диалога, так как проблема Афганистана не может быть решена военным путем. Что касается политики талибов, то, с одной стороны, да, она достаточно жесткая. Но такая же политика проводится и оппозиционными силами.
Наше влияние на "Талибан" сильно преувеличено. Я приведу два примера. Так, когда талибы взрывали статуи Будды, то все страны только возмущались, а Пакистан пытался воздействовать на талибов. Мы просили их не разрушать статуи, но они нас не послушались. Они ссылались на то, что эти статуи противоречат исламским канонам. Но ведь ислам - миролюбивая и веротерпимая религия. Или взять введение талибами желтых повязок для индусов. Мы протестовали против этого, но и здесь они не стали нас слушать.
Что касается проблемы терроризма, то от нее страдает и сам Афганистан, и талибы.
- Если говорить о пакистанской армии, то известно, что в конце прошлого месяца генерал Мушарраф присутствовал при вводе в строй первой партии танков "Халид". Что вы можете сказать о военной промышленности свой страны? Не намерен ли Пакистан сотрудничать с Россией в военно-технической области?
- Танк "Халид" полностью сделан в Пакистане. Это один из лучших танков в мире. При этом он гораздо дешевле других аналогичных образцов. Обладает достаточной маневренностью и оснащен самым современным оборудованием.
Следует сказать, что Пакистан вообще обладает развитой военной промышленностью. Мы можем самостоятельно производить различные типы самолетов, включая самые сложные. Например, проводятся работы по модернизации истребителей F-16. Пакистан самостоятельно производит бронетранспортеры и другие виды бронетехники.
Что касается вопроса военно-технического сотрудничества между Пакистаном и Россией, то оно имеет большие перспективы. В России военно-промышленный комплекс - один из наиболее мощных и развитых секторов экономики. Пакистан - хороший рынок, мы готовы покупать оружие по коммерческим, а не межправительственным договорам. При этом стоимость поставок может исчисляться сотнями миллионов долларов.
Я надеюсь, что когда-нибудь наступит время, когда мы будем совместно разрабатывать новые образцы вооружения.
- В связи с изменениями в мире каким вы видите место Пакистана в новой складывающейся системе международных отношений?
- Население Пакистана такое же по численности, как и в России - 145 миллионов человек. Мы современная страна, которая играет достаточно важную роль в исламском мире. Наша страна занимает выгодное положение в Южной Азии, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Она представляет собой выгодный для России путь к теплым морям. А ведь и Советский Союз, и ныне Россия всегда стремились туда. Мы можем воплотить это стремление в жизнь. Через Афганистан и Пакистан к Индийскому океану. Мы работаем для этого над портовой инфраструктурой. В настоящее время совместно с Китаем строится огромный морской порт.
Пакистан - противник любого вида терроризма. И мы хотим сотрудничать с Россией и другими странами в борьбе с этим злом. Наша страна также выступает против наркотиков и наркопроизводителей. Это большая проблема для Пакистана. Здесь мы положительно оцениваем действия Афганистана, где талибы приняли закон, согласно которому выращивание и производство наркотиков противоречит исламу.
Так же, как и Россия, Пакистан выступает за стратегическую стабильность. Мы за ограничение и запрещение оружия массового уничтожения. Наша страна выступает за исключительно мирное решение различного рода проблем между государствами. И мы хотим, чтобы в мире наступил порядок. Вместе с Россией мы хотим прийти к новому глобальному мировому порядку.
Для Пакистана вопрос глобализации значит - глобализация благополучия, а не глобализация бедности, потому что остров благополучия не может находиться в океане бедности. Нечестно, что на протяжении многого времени условия миру диктовали развитые страны. Эти страны могут жить в благополучии и богатстве, только если все остальные будут жить так же. Ведь в противном случае кому они будут продавать свои товары?


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker