на главную страницу

15 Августа 2001 года

Тема номера

Среда

Наше военное сотрудничество
развивается интенсивно

На вопросы "Красной звезды" отвечает министр обороны Белоруссии генерал-лейтенант Леонид МАЛЬЦЕВ

Беседу вели Владимир МОХОВ, Валерий КОВАЛЕВ, "Красная звезда".



- Товарищ министр, на высшем государственном уровне заявлено, что белорусские вооруженные силы вступили в завершающий этап реформирования. И проводить эту работу поручено вам. Каковы основные направления предстоящих преобразований?
- Прежде всего хочу выразить признательность такой уважаемой в воинской среде газете, как ваша, являющейся ведущим печатным органом Министерства обороны Российской Федерации и проявившей интерес к проводимым в Республике Беларусь военным преобразованиям.
Наступившему этапу конкретных мероприятий по реформированию вооруженных сил Республики Беларусь предшествовал достаточно продолжительный период кропотливой подготовительной работы. Проведены системные исследования состояния и динамики развития военно-политической обстановки, всесторонне анализировались реальная ситуация в стране, состояние вооруженных сил и возможности государства по их финансово-экономическому обеспечению. Был осуществлен тщательный подсчет потребностей и предстоящих расходов на реформирование армии.
Главной целью реформирования является приведение вооруженных сил в качественно новое состояние, соответствующее сложившейся военно-политической обстановке в Европе и мире, переменам в жизни белорусского общества, социально-экономическим возможностям страны. Основными направлениями предстоящих преобразований являются: создание на операционных направлениях группировок войск (сил), способных в составе и состоянии мирного времени выполнить задачу по локализации и нейтрализации вооруженного конфликта, а при необходимости вести локальную войну - обеспечить своевременное оперативно-стратегическое развертывание сил и средств; оптимизация размещения войск, базирования авиации и рациональное использование объектов военной инфраструктуры; дальнейшее комплексирование разведки, радиоэлектронной борьбы и огневого поражения; совершенствование системы всестороннего обеспечения войск; проведение поэтапного интегрирования сил и средств, ведущих боевые действия в сопряженных сферах.
Последний пункт требует дополнительных пояснений. Я имею в виду интеграцию двух видов вооруженных сил: ВВС и войск ПВО. Следует учесть, что в настоящее время ведется работа по построению Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации. Созданная в ходе объединения ВВС и войск ПВО система управления единым видом позволит более оперативно решать задачи организации и поддержания взаимодействия с главкоматом ВВС России, в котором наработан практический опыт в ходе объединения в 1998 году ВВС и войск ПВО. Он был бы нам очень полезен.
Выполнение основных мероприятий строительства вооруженных сил Республики Беларусь даст возможность осуществить более рациональное распределение средств и ресурсов, выделяемых на национальную оборону, позволит значительно увеличить долю расходов на оперативную (боевую) подготовку и материально-техническое обеспечение войск, закупки современного ВВТ, а также на оборонные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
В результате выполнения этих мероприятий возрастут возможности по обеспечению стратегического сдерживания и предупреждения агрессии, а также по реализации международных обязательств Республики Беларусь в первую очередь с Российской Федерацией согласно Договору о создании Союзного государства, со странами СНГ в рамках Договора о коллективной безопасности.
Важным фактором нашей безопасности являются договоренности в рамках строительства Союзного государства. В том числе по созданию объединенной региональной группировки войск. Сейчас мы совместно с Россией поставили целью перейти от объединенной к единой системе противовоздушной обороны. Все эти шаги также легли в основу завершения реформирования наших вооруженных сил.
В статье 18 конституции Республики Беларусь записано, что "Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным". Эта позиция уточнена в новой редакции концепции национальной безопасности Республики Беларусь, где записано, что одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности является "создание условий для достижения Республикой Беларусь долгосрочной стратегической цели - приобретения нейтрального статуса". Сложившиеся условия говорят как раз о том, что реально обеспечить свою безопасность мы можем в союзе с Россией и в рамках Договора о коллективной безопасности. Ведь нужны международные гарантии безопасности. Например, наш безъядерный статус гарантирован подписями лидеров ядерных держав - президентов России, США и т.д. Но таких же гарантий нашего "безоблачного нейтралитета" нет. А из истории второй мировой войны известно, что многие нейтральные государства были с успехом оккупированы. Никто не стал смотреть на их нейтральный статус. Поэтому современная ситуация диктует, что свою безопасность мы сможем надежно обеспечить именно в рамках Союзного договора и Договора о коллективной безопасности. И здесь нет никаких противоречий с действующей конституцией. Все эти концептуальные моменты соблюдаются. Концепция национальной безопасности уже утверждена. Военная доктрина одобрена советом безопасности и в соответствии с действующим законодательством выносится на утверждение в национальное собрание. В обоих этих документах учтены вопросы создания региональной системы безопасности.
- Как развивается сегодня российско-белорусское военное сотрудничество?
- Оно развивается по всем направлениям. Больше всего мы продвинулись в объединенной системе ПВО, которая со временем, повторю, станет единой. Реально идет работа по региональной группировке войск. Технические вопросы здесь уже отработаны. Но надо четко себе представлять: чтобы региональная группировка войск в полном объеме действовала, нужно серьезно поработать и создать для нее правовое поле. Для этого и у нас, и в России, и на международном уровне нужна серьезная законодательная база. Поэтому здесь идет интенсивная работа. Как вы знаете, сейчас отрабатывается военная доктрина Союзного государства. На прошедшей в Минске совместной коллегии министерств обороны России и Беларуси она одобрена и представлена на утверждение соответствующим органам Союзного государства. То есть полным ходом идет наработка правовой базы.
Если же касаться других направлений, то спектр нашего взаимодействия весьма и весьма широк. Это военно-техническое сотрудничество и т.д. Кстати, принятое в рамках ДКБ соглашение о военно-техническом сотрудничестве позволяет войскам, входящим в региональные группировки, осуществлять ремонт боевой техники, осуществлять поставки запчастей на более выгодных условиях. Этому соглашению еще предстоит пройти ратификацию в парламентах России и Беларуси. Но оно уже закладывает одну из материальных основ более тесного и эффективного сотрудничества. Несмотря на некоторые нестыковки и недоработки в правовых вопросах, я считаю, что наше военное сотрудничество развивается интенсивно. С пониманием того, что нам не просто нужны какие-то отдельные мероприятия по военному сотрудничеству, а нужен тесный военный союз.
Поскольку мы находимся в восточно-европейском регионе ДКБ (территория Беларуси, Калининградская область и прилегающие регионы России, акватория Балтийского моря), естественно, региональная группировка войск, которая будет действовать здесь, - это наша общая забота. Понимание этого есть и у российской, и у белорусской стороны. И вопросы типа того, кому это выгодно, здесь просто неуместны. Это наша общая группировка. Это регион, за который мы вместе отвечаем. И чем выше боеготовность группировки, тем лучше для одной и другой стороны. А боевая готовность опять-таки включает в себя весь спектр наших военных дел. Начиная от укомплектованности личным составом, вооружением, техникой, заканчивая вопросами оперативного характера. Другое дело, что где-то мы успели чуть меньше, где-то чуть больше. Но по всем этим направлениям идет интенсивная работа. И не на уровне абстрактных разговоров, "высоких материй", а на практическом уровне.
- В одном из интервью вы сказали о том, что будут подвергнуты серьезной корректировке система и органы военного управления...
- Одна из важнейших проблем в плане обеспечения военной безопасности - осуществление эффективного взаимодействия между всеми компонентами военной организации государства. Эта проблема рассматривалась на последних заседаниях совета безопасности республики, и наш президент, как руководитель этого органа, подчеркнул необходимость ее скорейшего разрешения.
Необходимо разграничить административно-хозяйственные и оперативные (стратегические) функции в системе управления вооруженными силами - между министерством обороны и генеральным штабом.
Требуется структурная перестройка системы управления всеми силовыми компонентами военной организации государства, которая в конечном итоге позволила бы обеспечивать эффективное управление войсками (силами) как в мирное, так и в военное время, осуществлять их полноценное бесперебойное снабжение. В этом плане необходимо обеспечить реализацию функций генерального штаба по координации стратегического планирования и применения вооруженных сил совместно с другими войсками и воинскими формированиями.
- Предполагается ли изменение численности вооруженных сил республики, их организационно-штатной структуры?
- Да, предполагается, и достаточно серьезное. В ближайшие годы планируется осуществить переход на двухвидовую структуру вооруженных сил: сухопутные войска и единые ВВС и войска ПВО, сформировать их командования. Исходя из экономических и демографических возможностей государства, существующего уровня военной опасности, целей предстоящих преобразований намечено снизить общую численность вооруженных сил. Хочу подчеркнуть, что ожидаемое сокращение не является самоцелью. Необходимо исключить неэффективные, нерациональные расходы и ликвидировать структуры (организации и объекты), без которых вооруженные силы способны выполнять задачи обеспечения военной безопасности государства без снижения уровня боевого потенциала.
Нам предстоит организовать эффективное оперативное взаимодействие всех компонентов вооруженных сил в новой структуре; реализовать территориальный принцип управления межвидовыми группировками войск (сил), другими войсками и воинскими формированиями; на основе проведенных структурных преобразований обеспечить последовательный рост таких качественных параметров, как профессионализм, мобильность, техническая оснащенность войск (сил) и т.д.
Оптимизация численности, структуры и состава вооруженных сил, создание качественно новой системы управления, учет специфики задач, решаемых войсками, их комплексирование позволят обеспечить сбалансированное развитие всех компонентов, достичь необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности армии.
- Как будет учитываться в ходе дальнейшего строительства белорусской армии опыт вооруженных конфликтов, происходивших в мире в последние годы, и в частности агрессии НАТО против Югославии?
- В конце ХХ - начале нового столетия мы стали очевидцами радикального изменения сущности современной войны. Здесь вооруженная борьба отодвинута на второй план, уступив приоритет политическим, дипломатическим, экономическим и информационным формам противоборства. То есть сегодня войну можно выиграть или проиграть, не применяя вооруженную силу. Изменилось и содержание самой вооруженной борьбы. Приоритеты в ней отдаются так называемым неконтактным действиям, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения, а также действиям сил специальных операций и иррегулярных войск. В современной войне преимущество будет иметь тот, кто в единицу времени сумеет получить больше информации о противнике и умело ею воспользоваться. Эти изменения в сущности и содержании современной войны и вооруженной борьбы, ярко продемонстрированные на примерах Югославии, других конфликтов последнего десятилетия, положены в основу реформирования белорусской армии.
- Профессионализация армии - по этому пути сейчас идут во многих странах. Надо полагать, не являются исключением и белорусские Вооруженные Силы...
- Профессионализация армии - это объективный процесс, обусловленный уровнем развития современных техники и вооружения, требующих профессионального их использования. И неудивительно, что любое государство желало бы иметь у себя профессиональную армию. Однако эта роскошь возможна лишь в государствах, экономически мощных. В наших условиях для выполнения задач обеспечения независимости государства только профессиональной армии недостаточно. Для качественного решения такой задачи важное значение имеет и срочная военная служба, позволяющая готовить к использованию в новых условиях военно-обученный резерв.
- Техническая оснащенность - важнейший показатель боеготовности и боеспособности любой армии. Пока белорусские Вооруженные Силы обходятся тем, что им досталось в наследство от СССР. Но ресурс этой техники и вооружения не беспределен...
- Вы затронули очень болезненный для нас вопрос. Действительно, после распада СССР осталась внушительная масса вооружения и военной техники, которой вполне хватало для эксплуатации в войсках, а также для организации замены в случае поломок (отказов). Однако былые запасы постепенно таяли, а вооружение морально устаревало. К сожалению, наш оборонный комплекс способен организовать восстановительный ремонт эксплуатируемой и поставки новой военной техники не в полном объеме требований современной армии. Наиболее приемлемый для нас путь - модернизация существующих образцов вооружения. Наиболее важны для Белоруссии средства разведки, автоматизации, РЭБ и оперативной маскировки, комплексы ПВО и ракетных войск.
- По всей видимости, не будут забыты в ходе дальнейших преобразований и вопросы повышения престижа военной службы, социальной защиты людей в погонах...
- Решение социальных проблем военнослужащих - не только одна из задач реформирования армии, но и показатель эффективности этого процесса. Уже сегодня благодаря конструктивным мерам, принятым главой государства, в белорусской армии командир взвода получает в долларовом эквиваленте (с учетом компенсации взамен продовольственного пайка) 115, командир роты -129, командир батальона - 155, командир полка - 191 доллар США. Отменены ограничения по пенсиям. К примеру, военный пенсионер в звании полковника, бывший командир бригады, получает ежемесячную пенсию, эквивалентную 125 долларам США. И это не предел. По ходу реформирования денежное довольствие военнослужащих будет возрастать. Для этого реформированием создаются объективные условия.
Новый подход к решению жилищной проблемы, сопряженный с экономическими результатами реформирования, позволит значительно уменьшить количество бесквартирных военнослужащих, а в перспективе и полностью решить данную проблему. Его суть заключается в строительстве для военнослужащих служебного жилья, которое может перейти в их собственность при достижении права на пенсию. В настоящее время разработано и проходит процедуру согласования положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений. Этим положением размер финансовой помощи военнослужащим устанавливается в зависимости от выслуги лет от 50 до 75 процентов стоимости жилья типовых потребительских качеств.
В заключение хочу отметить, что решение в ходе реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь болезненных проблем финансового, материального и социального обеспечения, активное информационное сопровождение осуществляемых преобразований будут способствовать повышению авторитета армии в глазах общества, росту престижа воинской службы и в конечном итоге радикальному повышению уровня морально-психологического состояния войск.
- И последний вопрос, Леонид Семенович. Среди читателей "Красной звезды" немало ваших бывших сослуживцев, тех, кто переживает за белорусскую армию, интересуется происходящими в ней процессами. Что бы вы хотели им пожелать?
- В России у меня действительно много друзей и знакомых. Как-никак 12 лет прослужил на Дальнем Востоке, 5 лет в тогдашней Группе советских войск в Германии. Еще 5 лет учился в Москве в академиях, 4 года служил в Штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ. Всем им по-человечески просто хотел бы пожелать крепкого здоровья, удачи и терпения в наше непростое время. И уверенности в том, что совместными усилиями мы все-таки решим все проблемы. Пусть знают, что в Белоруссии живут и служат их друзья и союзники.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker