на главную страницу

15 Августа 2001 года

Вооруженные Силы Республики Беларусь

Среда

Агитация... рублем

Проблема укомплектованности офицерскими кадрами
близка к разрешению

Владимир МОХОВ, Валерий КОВАЛЕВ, "Красная звезда".
Фото Николая ШУМАНСКОГО.



На протяжении последних лет социальное положение белорусских военнослужащих менялось неоднократно. С момента образования национальных вооруженных сил здесь можно условно выделить три основных этапа.

В запас - всех скопом
...Первый из них - с 1992 по 1994 год - был самым трудным. В ту пору принимались крайне непопулярные и, по некоторым оценкам, явно непродуманные решения, затрагивающие социальный статус человека в погонах.
А началось все с того, что тогдашний Верховный Совет во главе со Станиславом Шушкевичем одним махом собрался... вернуть офицеров-белорусов, служивших по всему бывшему Союзу, на историческую родину. На обещания при этом не скупились. Гарантировались достойное размещение, быстрый служебный рост, различные социальные блага... Тысячи людей, откликнувшись на этот призыв, устремились в Белоруссию из всех стран СНГ.
Тогда же проходило сокращение группировки Белорусского военного округа. Ни мало ни много с 220 тысяч до 100 тысяч человек. И дополнительный приток 6 тысяч офицеров-белорусов из ближнего зарубежья, мягко говоря, не вписывался в концепцию сокращения вооруженных сил. Молодых капитанов и майоров, которым служить бы еще и служить, девать было просто некуда. А посему порешили... уволить всех скопом, пойдя на беспрецедентную в своем роде меру, не практиковавшуюся ни в одной из постсоветских республик. Есть 15 лет выслуги - получай 40 процентов пенсии, жилье и дуй на гражданку!
Что в итоге? Как раз в тот период иностранные фирмы за немецкие деньги возводили в Белоруссии несколько жилых городков для войск, выводимых из Германии. Но все это великолепное жилье досталось большей частью не тем, кто был выведен из ЗГВ, и даже не тем, кто годами томился в квартирных очередях. Распределили его, как правило, тем самым молодым военным пенсионерам, которые попали под сокращение. Многих из них это вполне устроило. Но армия лишилась перспективных офицеров, которые завтра определяли бы ее боеготовность.
Другой "издержкой" стало искусственное увеличение квартирных очередей. Ведь те, кто остался в армии, жилья в результате так и не получили. И перспектива его получения стала весьма туманной. На начало 1994 года в войсках оказалось свыше 10 тысяч бесквартирных. Никогда раньше такого не было. В советские времена Белоруссия была в этом плане вполне благополучной республикой. Сюда с удовольствием ехали увольняемые в запас. Потому что знали: через полгода, максимум через год, они обретут крышу над головой.
Как сообщил в беседе с нами начальник управления воспитательной работы и информации Министерства обороны РБ полковник Владимир Сероштан, выправлять ситуацию было очень тяжело. И выправить ее до конца пока так и не удалось. Темпы строительства государственного жилья резко снизились не только в Белоруссии, но и во всех странах СНГ. Только в последние годы в этом вопросе появились хоть какие-то надежды на лучшее.
Этап этот характерен еще и тем, что был принят новый закон о пенсиях, согласно которому пенсия военнослужащих стала исчисляться путем сложных арифметических комбинаций. В расчет брались десять минимальных зарплат, оставшиеся деньги делились пополам, от них брали определенные проценты... В итоге офицер, уволившийся в запас с максимальной выслугой, получал не привычные 75 процентов от окладов по званию, должности и т. д., а всего 47-49. Но, когда стала свирепствовать инфляция, "вес" минимальной зарплаты резко снизился и были введены должностные и прочие коэффициенты, запасникам и отставникам пришлось еще туже затянуть пояса. Пенсии их, исчислявшиеся исходя из той же "минималки", стали даже ниже общегражданских.
Увы, ни политическое руководство Белоруссии, ни тогдашние руководители вооруженных сил не смогли защитить социальные права военнослужащих. Такие основополагающие для армии вопросы, как жилищный и пенсионный, были попросту провалены.
Хлястики не прижились
Для того приснопамятного периода характерны и определенные моральные издержки. К примеру, награды советского периода в национальных вооруженных силах котироваться перестали. Однако вместо них вводить ничего не собирались. Даже за безупречную службу поощрять стало нечем. Разрушив старую систему стимулирования, новую так и не создали. Зато ввели новую форму одежды, которую большинство кадровых офицеров так и не восприняли. Как-то не по нутру были им хлястики вместо погон, белые пуговицы, звезды, кокарды...
- Этап оздоровления, поднятия социального статуса военнослужащих, - отмечает полковник Сероштан, - начался с середины 90-х. Так, в 1995-м белорусской армии был возвращен законный праздник 23 февраля, ставший Днем защитника Отечества и вооруженных сил. Отменили хлястики и прочие "демократические" несуразности. Новая форма одежды вернула на плечи привычные погоны, а на брюки - красный кант. Теперь от российской военной формы белорусская отличается разве что цветом рубашки (она ярко-зеленая) и некоторыми элементами фурнитуры.
Следом за формой стало расти и денежное содержание. Резкий переход от 30-35 долларов, которые получал офицер в 1994-1995 годах, был, естественно, невозможен. Потому оклады возрастали постепенно. К 1996-1997 годам это уже был эквивалент 80-90 долларов. Наверняка все шло бы по нарастающей, если бы не финансовый обвал 1998 года в России. Он не мог не повлиять на экономику братской Белоруссии. Но трудные времена, к счастью, не затянулись. По мере оздоровления белорусской экономики снова стала меняться к лучшему социальная атмосфера в национальной армии.
Вкалываешь "за того парня"? Получи за него же
Можно сказать, что с этого времени начался и третий этап упомянутой нами эволюции. Этап, характеризующийся кардинальным изменением отношения государства к социальным проблемам военнослужащих. Во-первых, Президентом РБ было принято решение о введении так называемой пенсионной надбавки. Люди, прослужившие свыше 20 лет и имеющие право на пенсию, стали получать 50 процентов от нее дополнительно к денежному довольствию. Такая система была введена даже раньше, чем в России.
Во-вторых, резко выросли оклады по званию и должности. Важное значение имеют премиальные, которые составляют 50 процентов. Причем с прошлого года их выплачивают для всех категорий военнослужащих, а не только для центрального аппарата министерства обороны и руководства видов и корпусов, как было это в недалеком прошлом. За счет этого материальное положение служивых значительно улучшилось.
Была увеличена и стоимость продпайка, которая составляет сегодня 44,5 тысячи белорусских рублей (примерно 30 долларов). Кроме того, уже в нынешнем году Президентом РБ было принято еще несколько важных решений, направленных на повышение благосостояния военнослужащих. С 1 апреля офицеры стали получать премиальные еще и за счет вакантных должностей. Например, лейтенант, вкалывающий за себя и "за того парня", может дополнительно получить 150 процентов от должностного оклада. Грубо говоря, если оклад его составляет 40 тысяч белорусских рублей, то к ним может прибавиться еще 60 тысяч.
Все это положительно сказалось на закреплении офицерских кадров.
Лучше деньгами
В белорусской армии уже нет ряда льгот. Так, отменен бесплатный проезд на общественном транспорте, к месту проведения отпуска и обратно. Для их компенсации была разработана специальная система.
Каждое управление, учреждение или часть в зависимости от количества личного состава имеют определенное количество талонов для бесплатного проезда в общественном транспорте. И военнослужащий, отправляющийся куда-то по служебной необходимости, получает у своего командира такой талон. Иными словами поездки, связанные с выполнением служебных обязанностей, оплачиваются из государственного кармана. Если же ты едешь в воскресенье на базар, будь добр, плати сам.
В этом году среднюю зарплату в Белоруссии предполагается довести до 100 долларов. У военнослужащих она уже сегодня гораздо выше. Значит ли это, что в ближайшее время о них "подзабудут"? Что "светит" им в обозримой перспективе?
Выступая недавно перед центральным аппаратом министерства обороны, Александр Лукашенко четко обозначил все ориентиры на будущее. По одному из них денежное довольствие командира взвода в белорусской армии должно составлять не менее 140 процентов от зарплаты инженера.
Своя табель о рангах будет существовать и внутри силовых структур. Наиболее высокооплачиваемыми по этой схеме должны быть офицеры вооруженных сил и КГБ. Следом идут пограничные войска и МВД. Тем самым статус министерства обороны существенно поднимается. На это направлены и последние решения верховного главнокомандующего.
Стоит ли говорить, как сказывается все это на морально-психологическом климате в войсках? Полковник Сероштан привел в этой связи только один пример. Если раньше потоком шли рапорта на увольнение, особенно от молодых офицеров, то сегодня образовался другой поток - с просьбой восстановить, вторично призвать или продлить службу в вооруженных силах. Так что проблема с укомплектованностью офицерскими кадрами скоро решится сама собой. И тогда их будут отбирать по конкурсу. И это уже не фантастика...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker