на главную страницу

15 Августа 2001 года

Россия и мир

Среда

Договор по ПРО ограничивает
наши возможности

Подготовил Сергей СУМБАЕВ.



Свой визит в Москву глава Пентагона Дональд Рамсфелд начал со встречи с группой российских журналистов, среди которых был и корреспондент "Красной звезды". Учитывая важность проходящих российско-американских консультаций для сохранения стратегической стабильности, мы решили дать с небольшими сокращениями запись этой встречи, чтобы читатели смогли лучше понять подход Соединенных Штатов к диалогу между нашими странами.

- Г-н Рамсфелд. Три года назад вы возглавляли комиссию по так называемым странам-изгоям. Тогда вы выступали в Госдуме и перед журналистами и говорили, что через пять лет Иран сможет создать собственную баллистическую ракету, способную достичь территории США. Корея через пять лет создаст подобную ракету. Ирак - через 10 лет. Уже прошла половина отведенного срока, но где же эти ракеты, атакующие зарубежные страны? Не считаете ли вы, что ваши доклады того времени были в некоторой степени паникой?
- Я думаю, что если вы вернетесь назад и прочитаете доклад, то вы увидите то, что мы в действительности сказали. А мы дали нашу оценку, что некоторые государства могут создать ракеты, способные достичь Европы и Соединенных Штатов через пять лет. Никто не предсказывал, что этими ракетами будут атакованы Соединенные Штаты или Европа в течение пяти лет. Северная Корея за этот период создала трехступенчатую ракету. Тем самым она показала, что Северная Корея или Иран могут создавать ракеты на основе технологий СКАД и делать из них многоступенчатые баллистические ракеты. Они продают эти ракеты некоторым другим странам.
Наши оценки были сделаны не для того, чтобы напугать людей. Это были факты объясняющие то, что происходит. И то, что я говорю сейчас, подтвердится в 2003 году.
Только подумайте, что вы получаете средства доставки оружия массового поражения на межконтинентальные дальности, также вы получаете ракеты, способные доставлять ОМП на средние дальности. Для их запуска применяются различные виды техники. Их можно установить на корабле и запустить с небольшой дистанции. Это уже сделано.
Что касается головных частей. Баллистические ракеты могут оснащаться различными типами головных частей. Мы точно знаем, что баллистические ракеты создаются для доставки ядерного оружия, но они также способны нести химическое и биологическое оружие.
- Не могли бы вы сообщить список "стран-изгоев"?
- Это достаточно неофициальное название "страны-изгои". Но мы включаем сюда Северную Корею, Ирак, Иран, Ливию.
Интересной вещью в нашем докладе стало то, что мы рассматривали только баллистические ракеты. В нашем докладе нет ни слова о крылатых ракетах. А те страны, которые, как указывалось в нашем докладе, через три года создадут баллистические ракеты, имеют и крылатые ракеты. С тех пор общее количество ракет как крылатых, так и баллистических значительно увеличилось.
- Можете ли вы сказать, какие конкретные предложения вы привезли российской стороне? Какой ответ вы ожидаете? Я задаю такой вопрос, потому что после предыдущих двух консультаций российская сторона сказала, что она так и не услышала, что не нравится Соединенным Штатам в Договоре по ПРО.
- Я читал некоторые статьи в прессе, которые были довольно непоследовательными в своих утверждениях. Но вместо того, чтобы пересказывать газетные статьи, давайте я вам расскажу факты. Я встретился с министром обороны России в Брюсселе, мы обсудили широкий спектр проблем. Политических, экономических и проблем безопасности. Мы договорились о проведении встречи на высоком уровне в США на прошлой неделе. Мы провели эту встречу. И США предложили российской стороне много информации по разным темам. Мы подробно объяснили, что из себя будут представлять наши планы по ПРО.
Теперь, отвечая непосредственно на ваш вопрос, я скажу, что нам не нравится в Договоре по ПРО. Это очень просто. Договор ограничивает возможности США и России создавать защиту от ракетного удара, за исключением одного района. И то, что мы сейчас должны сделать - это развивать наши возможности по защите от баллистических ракет. Это надо делать не только для США, но и для защиты наших друзей и союзников, войск, размещенных за границей. Договор по ПРО не позволяет сделать это. Соглашение было заключено между двумя государствами в 1972 году. Во время "холодной войны", когда оно было необходимо. Но сейчас 2001 год. Несколько стран получили баллистические ракеты. Многие страны разрабатывают оружие массового поражения, которое будет доставляться при помощи этих ракет. А у нас продолжает действовать соглашение, по которому мы уязвимы для ракетной атаки. Это неприемлемо.
Мир делится на страны, где все хорошо и где все не совсем хорошо. Есть страны, которые имеют достаточно свободную политическую систему, относительно свободную экономическую систему. И ведут себя уважительно по отношению к соседям и не стремятся навязать им свою волю. И обладают достаточным кредитом доверия и уважением со стороны других. Это страны, где все хорошо. В этих странах процветают законность, стабильность, у людей есть возможность для развития.
Поэтому когда вы рассматриваете отношения между такими странами, то обнаруживаете, что они не собираются нападать друг на друга. Они не опасаются ядерных ударов со стороны друг друга. Они не заключают никаких соглашений, чтобы контролировать поведение друг друга, так как оно не враждебно. У нас нет соглашений с Мексикой, которое бы не позволило нам бомбить или атаковать друг друга. Мы добрые соседи с Канадой и Великобританией. И мы собираемся налаживать нормальные отношения с Россией, которые будут значимы в ХХI веке.
- Предположим, что через пять-десять лет ядерное оружие сократят и страны не будут бояться друг друга. Но может быть и так, что Россия изменится. Я надеюсь, что мы останемся свободными, либеральными и независимыми, но кто знает?
- Система национальной противоракетной обороны, которую США разрабатывают, достаточно скромная. Она предназначена для защиты от ограниченного количества ракет, а не от сотен или тысяч. Вдобавок эта система все еще в стадии разработки.
Одна из проблем, с которой я столкнулся, изучая наши наступательные ядерные средства, это рассмотрение их с точки зрения среднесрочной или долгосрочной перспективы. И с точки зрения проблем, которые могут возникнуть со стороны других стран. Страны, с которыми были хорошие отношения, могут их поменять. Это может значительно усложнить ситуацию.
Кроме того, могут возникнуть проблемы с надежностью и безопасностью оружия. И США, и Россия столкнулись с этой проблемой. Я могу сказать, что в США в настоящее время практически не осталось людей, которые способны производить ядерное оружие. Они уволились, и если сейчас окажется, что наше ядерное оружие ненадежно, то потребуется много времени, пока мы сможем создать новое. Это реальная проблема.
Естественно, что слово "сдерживание" очень необходимо, потому что цель не в том, чтобы выиграть войну. Цель в том, чтобы сделать так, чтобы каждый понимал, что это не в его интересах - начать войну. Сдерживание - это не наука, это искусство. Надо добиться того, чтобы каждая страна думала, следует ли нам поступить подобным образом. Например, стоит ли мне вторгаться в Кувейт?
Я лично думаю, что ваша страна движется по верной дороге последние 10 лет. Я не могу говорить, куда двигаться, или как двигаться, или каким должен быть следующий шаг России. Но неоспоримо то, что для США лучше, если Россия повернется к Западу, эту будет лучше для нее и ее народа. Будет больше работы, больше возможностей. Это в наших интересах. И я думаю, что это и в интересах граждан России.
- А есть ли ядерное лобби против Буша, которое не даст ему остановить ядерные заводы, реакторы и так далее?
- Нет. У нас есть люди, которые выступают против закрытия военных баз. У нас есть люди, которые выступают за продолжение производства различных вооружений - кораблей или самолетов. Но у нас нет людей, отстаивающих интересы ядерных вооружений. Наши военные особенно им никогда не интересовались. Это покажется странным, но ядерные вооружения всегда были, как сирота, в военной структуре США. Военным больше нравятся танки, пушки, пулеметы, корабли, самолеты. А в конгрессе люди любят контракты на танки, пушки, пулеметы, корабли, самолеты и военные базы. Но, повторю, у нас нет мощных лоббистов ядерного оружия.
- Как вы считаете, Договор по ПРО необходимо поменять или забыть? Если поменять, то на что? И если забыть, то что делать с основными для этого договора документами?
- Достаточно трудно разрабатывать и испытывать, разрабатывать и устанавливать ограниченную систему ПРО, в то время как действует Договор по ПРО. Его задача - не допустить испытания и размещения системы ПРО. Многие считают, что этот договор продолжает быть необходимым сегодня. Но они попросту не понимают ситуацию. Довольно много стран теперь имеют баллистические ракеты. И это не имеет ничего общего с Россией и США. Некоторые считают, что достаточно иметь только район обороны Москвы - и все. Но они не понимают, что есть много стран, которые способны нанести ракетный удар по территории страны.
Система ПРО - сугубо оборонительная. Она никому не угрожает. Думать, что ограниченная система ПРО против кого-то направлена, это глупо. И я уже раньше говорил, что мы не рассматриваем Россию как страну, которая собирается атаковать нас, так же как и не имеем никаких подобных намерений в отношении России. Россия, на мой взгляд, должна это понимать.
- Г-н Рамсфелд, целью вашей поездки являются сделка или переговоры, или объяснение России видения США будущего Договора по ПРО? Итак, если это сделка, то что вы можете предложить России в обмен на изменение ее позиций по договору?
- Я хочу сказать, что две страны решили перейти от отношений враждебных к отношениям дружеским. И мы должны пересмотреть многие позиции в области политики, экономики и безопасности. И этот договор - один из наименее важных моментов этих новых отношений. Это один небольшой элемент в системе безопасности в отношениях между США и Россией. Есть еще много других вещей в системе безопасности. Есть много вещей в сфере экономики и политики. Я надеюсь, что сегодня мы сможем их обсудить. Но я не думаю, что это переговоры в чистом виде, это встреча, на которой мы должны достичь большего понимания и уважения. И наши взаимные усилия должны быть направлены на улучшение наших отношений.
Мы готовы вести переговоры на любом уровне, на любой основе, но наша цель ясна. У нас есть новые президенты. У нас есть новое руководство в обеих странах. У нас есть долгая история взаимоотношений, которые поменялись. И у нас есть прекрасные возможности, не правда ли?
- Говорят, что США и Россия могут стать союзниками. Есть ли у вас какие-либо ограничения для понятия "союзник" в плане отношений между нашими странами?
- Мне трудно подобрать одно слово, чтобы охарактеризовать отношения, которые налаживаются между нами. Если подходить к этому со стратегической точки зрения, то я думаю, что ваш народ и народ США имеют общие интересы. Мы хотим преуспеть в политических и экономических вопросах, а также в вопросах безопасности. Этого, я думаю, достаточно.
Я долгое время проработал послом в НАТО, тогда там было 15 стран. Каждое утро мы просыпались с мыслью о Варшавском Договоре. В качестве министра обороны США я впервые прибыл на встречу НАТО в 2001 году, несколько месяцев назад, и там же был министр Иванов. НАТО тоже изменилась, Польша стала членом НАТО - страна, которая входила в Варшавский Договор. Это удивительные изменения. Подумайте, как все изменилось с точки зрения обычных вооружений. Так почему же нельзя что-то изменить в плане ядерного оружия?
- Не могли бы вы точно назвать число боеголовок, которые готовы сократить США? Я имею в виду Договор СНВ-3.
- Мы можем сделать это. Я недолго пока еще в должности министра. Мы сможем сделать это в течение месяца или двух. Мы готовим для конгресса обзор по ядерному оружию, и я пытаюсь думать одновременно о нашей текущей ситуации и о ситуации в остальном мире. Вы знаете, что речь идет не о четырех, пяти, шести, семи, восьми тысячах единиц оружия. Количество гораздо меньше, чем мне кажется на первый взгляд. Я был очень осторожен, когда мы заявили о сокращении ракет "Пискипер" и "Трайдент". И сейчас у меня нет никаких сомнений, что мы можем прийти к гораздо меньшему уровню ракет. Но я человек старой закалки и довольно консервативен. До тех пор, пока я сам не изучу все и не буду знать, что я вник во все тонкости, которые я должен знать, я не приду к президенту и не скажу ему: "Господин президент, вот мои рекомендации". И я думаю, что я смогу это сделать через пару месяцев.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker