на главную страницу

16 Августа 2001 года

Тема номера

Четверг

Операция по подъему "Курска":
полпути позади

Наш корреспондент передает из района подводных работ

Роман ФОМИШЕНКО. Баренцево море.



В ТОТ ДЕНЬ в районе операции по подъему АПРК "Курск" находились сразу семь кораблей. В самом центре акватории, объявленной чуть меньше года назад опасной и закрытой для плавания, "цеплялось" подруливающими двигателями за нужные координаты многоцелевое водолазное судно "Мауо". Остальные шесть боевых единиц - БПК "Североморск", МРК "Рассвет", "гидрограф" ГС-87, госпитальное судно "Свирь", корабль инженерных линий КИЛ-143 и морской буксир МБ-100 - расположились по разные стороны от нее, будто стрелы "розы ветров". Так, по крайней мере, казалось с высоты полета поисково-спасательного Ка-27, который вместе с очередной группой российских специалистов, возглавляемой командиром экспедиции особого назначения вице-адмиралом Михаилом Моцаком, направлялся на борт голландского судна.
Наверное, в какой-то другой раз этот необычный ордер, застывший на бирюзовой глади моря, обязательно вызвал бы восхищение. Но только не в этот августовский день, начавший очередные сутки глубоководных работ у корпуса затонувшего атомохода.
...Первые работы у борта АПРК начались в ночь на 21 июля. С помощью необитаемых подводных телеуправляемых аппаратов (НПТУА) российские и иностранные специалисты осмотрели первый отсек в районе предполагаемого реза. Чуть позже НПТУА зашли и внутрь отсека. В месте планируемого схода водолазов аппарат обнаружил лист металла, который мог помешать дальнейшей работе. Руководители водолазных спусков приняли решение удалить выступающий лист, и к вечеру эту задачу выполнила пара английских водолазов. Параллельно с этим 1-я смена российских водолазов - мичманы С. Шмыгин и Н. Шикальников - отметила по шаблонам 16 центров технологических вырезов на легком корпусе в районе третьего, четвертого и пятого отсеков. А уже на следующий день мичман Б. Марков сумел спуститься в разрушенный отсек, прошел несколько метров внутри межбортного пространства и осмотрел линию предполагаемого реза уже на прочном корпусе атомохода. Проведенное обследование, сопряженное с немалым риском и опасностью, подтвердило ранее полученные данные, что позволило руководителям водолазных работ и с российской, и с иностранной сторон сделать окончательный вывод: отделение торпедного отсека безопасно.
К сожалению, подводные резаки работали под водой не совсем эффективно. Инженеры и конструкторы пытались отыскать наиболее приемлемые варианты в настройке оборудования - подбирались сопла с различным сечением, изменялась скорость их прохода над корпусом, но прошел еще не один день, пока водяные "резаки" наконец оправдали свои уникальные возможности.
К утру 30 июля в пятом отсеке окончательно очистили проход к прочному корпусу и уже вечером начали на нем разметку. На седьмом отсеке "сняли" первый большой фрагмент легкого корпуса. На восьмом приступили к резке резины.
Наконец, 1 августа в "авангардном" пятом отсеке водолазы сделали первый вырез в прочном корпусе. На следующий день - еще один. А всего за период с 1 по 13 августа тринадцать вырезов - ровно половину. Часть удаленных фрагментов была подорвана и доставлена на борт водолазного судна "Мауо". Образовавшиеся "окна" глубоководники закрыли стальными трехмиллиметровыми заглушками.
...О ХОДЕ глубоководных работ и проблемах, им сопутствующим, речь шла на очередном совещании, которое прошло на борту "Мауо" в день нашего прилета. Эта встреча состоялась под руководством вице-адмирала Михаила Моцака, и в ней, помимо других специалистов, приняли участие руководитель водолазных работ контр-адмирал Геннадий Верич, заместитель главного конструктора ЦКБ "Рубин" Владимир Колосков и менеджер компании "Мамут" Якоб Ходендорп.
- За прошедшие двое суток нам удалось значительно увеличить производительность работ за счет параллельного использования с одного пульта управления обеих установок абразивной резки, - рассказывал о последних успехах Якоб Ходендорп. - Завтра мы заменим часть водолазов на новую группу. Это более подготовленные специалисты...
В свою очередь вице-адмирал Моцак подчеркнул, насколько важно выдерживать установленные план-графиком сроки подъемной операции. По его словам, этот вопрос сегодня крайне актуален и, если по каким-то причинам временные рамки операции сдвинутся "вправо", могут возникнуть проблемы. Ведь, как известно, при подъеме и транспортировке подводного крейсера в док Росляковского судоремонтного завода, которые займут трое суток, волнение моря не должно превышать 4 баллов. А даже сейчас, в благоприятный летний период, волнение моря в районе проведения глубоководных работ практически постоянно 2-3 балла. В конце сентября - начале октября почти каждый второй день Баренцево море штормит до 4-5 баллов, и в этот временной отрезок "поймать" благоприятное "окошко" в общей череде ненастных осенних дней будет очень сложно.
В то время, когда водолазы работали на глубине над вырезом технологических отверстий, на поверхности шли последние приготовления к началу операции по отделению торпедного отсека атомохода. Буксир "Чавила Хармет" доставил в акваторию и установил четыре комплекта рейдового оборудования. На нем в назначенный день закрепится баржа "Кариер". Как известно, именно с ее борта будет идти управление своеобразной подводной гильотиной, с помощью которой голландцы планируют разрезать мощный корпус субмарины надвое. Часть этого уникального оборудования уже доставлена в район. Например, так называемые вакуумные якоря. По сути, это опоры, на которые будут крепиться основные механизмы пилы. Интересен принцип действия якорей-опор. По мере углубления пилы в корпус лодки в основании якорей создается разряжение. Морской песок всасывается и отбрасывается через специальные трубки. Опора оседает, а вместе с ним опускается на нужную высоту и рабочее "полотно"...
Сейчас иностранные специалисты продолжают наладку этого оборудования в норвежском Киркенесе. Как только все работы будут завершены, баржа "Кариер" выйдет в точку гибели АПРК "Курск", после чего начнется новый, один из наиболее ответственных моментов подъемной операции.
...На "Мауо" российские специалисты пробыли около часа. Как нередко бывает в таких случаях, в начатый разговор вмешалась северная природа. Синоптики сообщили о резком ухудшении погоды, и, чтобы успеть вернуться на корабль, нашему Ка-27 пришлось вылететь на БПК "Североморск" несколько раньше намеченного срока.
"Когда мы сели на борт корабля управления, ветер достигал 10 метров в секунду, волнение моря приближалось к 3 баллам, а весь район укутал плотный туман". Капризное арктическое море, будто услышав слова командира экспедиции, сказанные им всего несколько минут назад на "Мауо", не преминуло о себе напомнить...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker