на главную страницу

18 Августа 2001 года

Тема номера

Суббота

МАКСимальный отрыв в Жуковском

Сегодня завершает свою работу 5-й Международный авиационно-космический салон

Андрей ГАРАВСКИЙ



Казалось бы, только что Президент России Владимир Путин открыл Международный авиационно-космический салон МАКС-2001, а действо уже подходит к концу. Конечно, не хочется прощаться с грандиозным шоу в Жуковском, но, с другой стороны, праздник-то удался! Причем так, что в одночасье затмил не только предыдущие МАКСы, но и хваленые иностранные авиасалоны в Ле Бурже, Фарнборо и Дубаи.

В ТЕЧЕНИЕ пяти дней на аэродроме Летно-исследовательского института им. Громова отечественные и западные специалисты, руководители разных рангов, журналисты и просто любопытствующие могли ознакомиться с самыми последними достижениями авиационно-космической отрасли России, техникой ПВО и представительствами множества разнопрофильных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Попытаемся хотя бы кратко охватить общую экспозицию МАКСа.

Авиация

Как показал МАКС-2001, за последние два-три года отечественная авиатехника совершила рывок вперед. Да, мы всегда умели создавать самолеты и вертолеты с превосходным планером, прекрасными двигателями, но при этом уровень электронной начинки, авионики оставался достаточно невысоким по сравнению с западной техникой. Естественно, все это снижало возможности отечественных самолетов и вертолетов, не способствовало их продвижению на внешний рынок. И вот наши инженеры и конструкторы смогли ликвидировать это отставание, отечественная техника получила достойную авионику, не уступающую западным аналогам. Это, по словам заместителя председателя Правительства РФ Ильи Клебанова, одно из важнейших отличий салона.
Всемирно известные фирмы "Су" и РСК "МиГ", помимо многочисленных модернизаций знаменитых Су-27 и МиГ-29, показали концептуальные модели истребителей пятого поколения: не имеющий аналогов в мире экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности С-37 "Беркут" и опытно-экспериментальный истребитель из семейства "МиГов".
ОКБ им. А.С.Яковлева представило учебно-тренировочный самолет Як-130 и его экспортоориентированную учебно-боевую модификацию Як-130УБ. УТС Як-130, кстати, скоро, вполне возможно, сменит устаревшие чешские L-39 в учебных заведениях Военно-Воздушных Сил.
Сенсацией стал показ западного истребителя F-1 "Мираж", ставшего в результате модернизации (двигатели, вооружение), проведенной нашими специалистами, "Супер-Миражом". Это первая отечественная модернизация западного истребителя.
Создатели винтокрылов ОКБ им. М.Л.Миля и фирма "Камов" представили усовершенствованные новые разработки - боевой вертолет круглосуточного действия Ми-28Н "Ночной охотник" и Ка-52 "Черная акула". Кроме того, милевцы выкатили на смотровую площадку и модернизации (в основном направленные на экспорт) знаменитых Ми-24 и Ми-8, прошедших боевое крещение в множестве локальных конфликтов.
Блеснули на нынешнем МАКСе и гражданские самолетостроители. Туполевцы показали на земле да и в небе два новейших пассажирских самолета Ту-204 и Ту-334, предназначенных для смены морально устаревших Ту-134 и Ту-154.
ТАНТК им. Бериева среди прочих машин представило уникальный самолет-амфибию Бе-200, предназначенный для борьбы с лесными пожарами и других целей. Эта новинка заинтересовала Президента России Владимира Путина и министра обороны Сергея Иванова.

Ракетно-космическая техника

Крупнейший разработчик отечественной ракетно-космической техники ГКНПЦ им. М.В. Хруничева показал макеты перспективного космического ракетного комплекса (КРК) "Ангара". По своим характеристикам "Ангара" будет превосходить все имеющиеся носители подобного класса и сможет выводить космические аппараты на низкие, средние, высокие круговые и эллиптические орбиты, в том числе и на геостационарную орбиту, а также на отлетные траектории к планетам Солнечной системы. Стартовый комплекс для "Ангары" будет расположен на российском космодроме Плесецк.
Также ГКНПЦ представлена ракета-носитель "Рокот", созданная на базе межконтинентальной баллистической ракеты SS-19. Первый ее старт был 16 мая 2000 года.

Техника ПВО

Как шутя заявил на одной из пресс-конференций салона генеральный директор Российского агентства по системам управления Владимир Симонов, журналистам не стоит забывать, что на МАКСе-2001 представлены не только ракеты, самолеты и вертолеты, но и все вооружение и военная техника для того, чтобы их успешно сбивать. И в самом деле, как обычно, было многолюдно на стендах промышленной компании "Концерн Антей": ведь зенитные ракетные системы С-300В,
С-300ВМ, "Антей-2500" и зенитные ракетные комплексы малой дальности "Тор-М1" и "Оса-АКМ" по праву считаются лучшими в мире. Также антеевцы показали посетителям автоматизированные системы управления "Сенеж-М1Э" и "Рубеж-МЭ", радиолокационные станции 9С15М2Э и 9С19МЭ, мобильный радиолокационный метеорологический комплекс "Улыбка".
Много посетителей было и на экспозиции ОАО "НПО "Алмаз" имени академика А.А. Расплетина, где выставлена зенитная ракетная система С-300ПМУ2 "Фаворит" с ракетами 48Н6Е2, средствами управления 83М6Е2, пунктом боевого управления 54К6Е2 и т.д. Впервые специалисты увидели РЛС кругового обзора 96Л6Е для ЗРС "Фаворит".
Одной из сенсаций салона стал первый показ на реальной боевой технике панорамной пассивной инфракрасной системы обзора "Феникс", созданной МПФГ "Оборонительные системы". Она обеспечивает автоматическое обнаружение, сопровождение, распознавание и выдачу координат различных поверхностных и воздушных целей, в том числе спаренных по азимуту или высоте цели. При этом засечь "Феникс" средствами противодействия невозможно.
Как подчеркнул глава ФГУП "Рособоронэкспорт" Андрей Бельянинов, станция "Феникс" и зенитный ракетный комплекс "Печора-2М" (модернизация ЗРК
С-125, проводимая "Оборонительными системами") имеют очень большой экспортный потенциал и являются изюминками салона.

Радиоэлектроника

ОАО "Корпорация "Фазотрон - НИИР" за прошедшие после прошлого МАКСа два года создала и внедрила в серийное производство унифицированный ряд радаров и систем управления вооружением на их основе. Среди новейших разработок "Фазотрона", показанных в Жуковском, радар "Копье", предназначенный для установки на истребители МиГ-21, радар "Жук-М" для модернизации истребителей МиГ-29 и Су-27 и их модификаций, а также "Арбалет", "Жук-МС", "Сокол", "Копье-Ф" ("Фараон") и ряд других экспонатов.
На открытых площадках ФГУП "ВНИИРТ" вживую представило новые радиолокационные станции ПВО "Гамма-С1Е" и
"Каста-2Е", а ГУП "Нижегородский НИИ радиотехники" - РЛС метрового диапазона "Небо-СВУ", трехкоординатную "Противник-ГЕ", обрабатывающую трассовую информацию в дециметровом диапазоне волн. Отметим, что эти современные станции обеспечивают обнаружение и измерение координат средств воздушного нападения (в том числе и выполненных по технологии "Стелс"), а также высокоточного оружия в условиях сложной помеховой обстановки.
Нельзя не сказать и о иностранных участниках выставки. Их было необычайно много. Отметим, что ни одна крупная западная аэрокосмическая фирма не пропустила подмосковный авиасалон! Такие гиганты, как "Локхид Мартин", "Боинг", "Айрбас Индастри", арендовали значительные площади выставки, чтобы представить свою продукцию. Немало было и иностранных делегаций, атташе. То и дело мелькала непривычная для нас военная форма. Словом, МАКС уже прочно утвердился в мировом авиационно-космическом сообществе.
Все участники праздника в Жуковском смогли насладиться первоклассным воздушным шоу. Каждый день с утра до вечера в небе над Жуковским группами и в одиночку крутили фигуры высшего пилотажа лучшие отечественные пилоты, среди которых Анатолий Квочур, Вячеслав Аверьянов, Игорь Вотинцев, "Русские витязи" и многие другие. Практически все машины, выставленные на земле, можно было увидеть в небе. Такого, кстати, нет ни на одном авиасалоне мира.
Отгремел МАКС-2001. Приятно, что он привлек к себе столько внимания. Но главное, конечно, не в этом. Непростая ситуация, сложившаяся за последние годы в авиационно-космической отрасли, пошла на поправку. Важно, что возобновились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и через десять лет, выработав старые заделы, мы не останемся у разбитого корыта. "Нам есть чем гордиться", - сказал Президент России Владимир Путин на открытии МАКСа, подчеркнув, что руководство страны сделает все возможное для возрождения отрасли. Значит, Россия не станет бескрылой, сохранит за собой статус великой авиационно-космической державы.

Павел ГЕРАСИМОВ (фото), "Красная звезда".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker