на главную страницу

18 Августа 2001 года

Актуальная тема

Суббота

Наш флот не "прирос" к берегу

О состоянии его выучки рассказывает начальник управления боевой подготовки ВМФ вице-адмирал Николай Михеев


Беседу вел
Андрей ГАВРИЛЕНКО,
"Красная звезда".



- Николай Петрович, как вы оцениваете нынешнее состояние боевой подготовки ВМФ? Какие проблемы считаете наиболее актуальными?
- Анализ уровня подготовки сил и штабов, проведенный по результатам отработки задач, показывает, что фактическое состояние боевой подготовки, к сожалению, продолжает падать. Такая тенденция просматривается уже в течение последних пяти лет. Если же коротко остановиться на основных проблемах, то они, на мой взгляд, следующие. Во-первых, дефицит в комплектовании достойными кадрами, что связано с резким снижением престижности военной службы. Во-вторых, отсутствие целевого финансирования ресурсозатратных мероприятий по боевой подготовке.
В сложившихся условиях для сохранения боеготового ядра ВМФ и поддержания его на соответствующем уровне необходим пересмотр форм и методов организации боевой учебы. Важно осознать: без должного финансового обеспечения добиться улучшения качества боевой подготовки и повышения боевой готовности невозможно.
- А есть ли статистические данные, характеризующие состояние боевой учебы на флоте в 2001 году?
- Боевая подготовка организована и проводится в соответствии с требованиями руководящих документов и задачами, поставленными ВМФ. В общей сложности было запланировано 4.823 зачетных мероприятия, в том числе 3.518 боевых упражнений. С начала года уже выполнено более 420 выходов в море, в том числе 90 подводными и 337 надводными кораблями; проведено 115 зачетных учений, сдано более 600 курсовых и противолодочных задач. Мы отработали 1.500 боевых упражнений: ракетных и торпедных стрельб, минных постановок, глубинных бомбометаний...
- Видимо, даже в непростых финансовых условиях есть лидеры - части и корабли, где хорошо налажен учебный процесс, и аутсайдеры?
- По объективным причинам не проводились состязания между батальонами морской пехоты по огневой подготовке. "Черные береты" участвовали в контртеррористической операции на Северном Кавказе. А в лучшую сторону хотел бы отметить Северный, Балтийский флоты, а также соединение надводных кораблей БФ под командованием контр-адмирала О. Демьянченко, завоевавшего, кстати, три приза ВМФ, в том числе за выполнение артиллерийских стрельб, соединение ракетных катеров ЧФ под командованием капитана 1 ранга В. Сапрыкина. Среди подводников - подводные лодки под командованием капитанов 1 ранга С. Ласточкина и К. Окушкова, капитана 2 ранга Г. Есипова.
- Адмирал Флота Советского Союза Иван Степанович Исаков осуждал пять "грехов" боевой подготовки: обучение в тихую и ясную погоду, игнорирование тренировок ночью, использование привычных объектов и целей, учение вблизи берега, пренебрежение маскировкой. Но сегодня подавляющее большинство занятий проходит как раз не в море, а в базе...
- Вы правы. Ни многочасовые тренировки на тренажерах, ни учения офицеров штабов соединений на картах, ни мероприятия комплексной боевой подготовки, конечно, не заменят выходов в море, боевого опыта. Но и говорить, что флот России совсем уж "прирос" к берегу, было бы неверно. В этом году совершили дальние океанские походы корабли Тихоокеанского флота. Корабли Балтийского флота будут участвовать в нескольких совместных учениях с ВМС иностранных государств. Намечен ряд других мероприятий...
- Вы упомянули о совместных учениях... Одно из последних, кстати, эсминца "Беспокойный" в "Балтопсе-2001". Что дают россиянам подобные учения? Как мы выглядим на фоне наших иностранных коллег?
- Начиная с 1991 года российские моряки накапливают опыт проведения совместных учений. Ранее подобные контакты ограничивались лишь рамками мероприятий, связанных с визитами наших кораблей. Главный же результат, по признанию командований и самих участников, - рост взаимопонимания между моряками флотов различных флагов и готовности экипажей кораблей действовать в интересах выполнения интернациональных задач. Так, в период с 1 по 18 июня 2001 года "Беспокойный" и четыре противолодочных вертолета БФ принимали участие в совместном учении "Балтийская операция -2001" в рамках программы "Партнерство ради мира". В нем участвовали более 40 подводных лодок, надводных кораблей и боевых катеров, свыше 70 самолетов и вертолетов четырнадцати государств.
Учение показало, что корабли ВМФ России по состоянию вооружения и техники, уровню боевой подготовки и морской выучки способны с высоким качеством решать задачи в море. Наши моряки получили хорошую практику по организации и проведению совместных действий с кораблями, штабами и личным составом иностранных государств.
- Трагедия "Курска" вскрыла многочисленные проблемы Российского флота. Каковы сегодня, на ваш взгляд, причины аварийности на море?
- Для того чтобы ответить на первую часть вашего вопроса, надо четко представлять не проблемы флота, а проблемы страны, которые влияют на подготовку и развитие флота, и именно в этой плоскости рассматривать будущее России в Мировом океане. Нельзя сейчас сделать конкретных выводов по вопросам, связанным с аварией на "Курске", пока нет заключения Государственной комиссии.
Что же касается основных причин, порождающих аварийность на флоте, то они, как правило, в низкой исполнительности и слабом контроле некоторых командиров и начальников за выполнением требований приказов и директив главнокомандующего ВМФ и командующих флотами. Есть, конечно, недостатки и в подборе, подготовке, воспитании кадров корабельного звена, о чем я уже отчасти упомянул. Так, у нас слабая подготовка корабельных боевых расчетов (расчетов ГКП - БИП - штурман), что объясняется также отсутствием в наших вузах, учебных центрах флотов и соединений современных комплексных универсальных тактических тренажеров промышленного изготовления по обучению безопасности плавания. У нас низка еще и подготовка личного состава в использовании коллективных и индивидуальных средств спасения. Есть проблемы с эксплуатацией кораблей, их проектированием...
К сожалению, сегодня снижена требовательность многих командиров объединений, соединений, штабов к организации и качеству боевой подготовки, которая на деле еще не стала основой жизни и деятельности всех сил флота, в ней не преодолены формализм, послабления и упрощенчество.
И все же не хотелось бы заканчивать наш разговор на такой ноте. Поэтому отмечу, что за последние 7 лет в ВМФ общее количество происшествий снизилось в 3,6 раза, в том числе техническая аварийность в 2,9, навигационная аварийность - в 6 раз. Снизился также удельный вес аварийности, связанной с ошибками в управлении кораблем, силами и оружием. Как видите, есть трудности, но есть и успехи. И именно они должны служить нам ориентирами.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker