на главную страницу

21 Августа 2001 года

Твои гарнизоны, Россия

Вторник

Новороссийск

Владислав ПАВЛЮТКИН, Юрий БЕЛИЧЕНКО, "Красная звезда".
Фото авторов.



Никто, кроме десанта
Новороссийск от рождения - государственный город. Возникший как воплощение стратегических интересов России на Черном море, он возрастал и креп на плечах русского десанта. Первым под командованием контр-адмирала Лазаря Серебрякова высадился в лесистом устье реки Цемес в сентябре 1838 года. Через год под горскими пулями здесь начались закладка будущего порта и строительство молодого города.
В сентябре уже 1943-го, когда гитлеровцы, рвавшиеся вдоль побережья в Закавказье, были остановлены в районе цементного завода, десант под командованием майора Цезаря Куникова, штормовой ночью намертво вцепившись в прибрежные камни у поселка Мысхако, положит начало плацдарму, опираясь на который, наши войска прогонят врага из города, а потом и со всего Северного Кавказа. Этот плацдарм и этот десант, сложенные со стойкостью защитников не сданного до конца города, принесут Новороссийску сначала орден Отечественной войны, потом и звание города-героя.
А с 1993 года голубые десантные береты, близкие по окрасу цвету черноморской волны, прописались в Новороссийске постоянно. Это случилось, когда Прибалтика перестала быть советской, и сюда из литовского города Каунас передислоцировались штаб и один из полков 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, получившей в последнее время в людской молве почетное звание самой воюющей дивизии ВДВ.
В дивизии этой воевал или выполнял боевую задачу каждый третий: Афганистан, Абхазия, Босния, Косово, две военные кампании в Чечне... То, что десантники - воинская элита, общеизвестно. Но тут нужно заметить: вошедшая в легенды и поговорки боевая обученность "голубых беретов" достигается великим трудом командования и офицеров дивизии - им, как и всем, недостает на боевую подготовку ни бюджетных средств, ни запчастей, ни горючего...
И все-таки маховик боевой учебы, превращающий молодых новобранцев в солдат, почти безостановочно вращается - и в подразделениях, и на десантном полигоне близ станицы Раевской. Активное присутствие "десантуры" отразилось и на городе: Новороссийск словно бы помолодел и подтянулся, приняв "голубые береты". С прибытием их здесь вошли в обычай праздничные военные парады гарнизона. Но, повторимся, явленный городу блеск согласного воинского строя отнюдь не убавил сокрытых за ним проблем.
- Наверное, это самый трудный гарнизон в Южном федеральном округе, - рассказывал начальник гарнизона, командир 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии генерал-майор Юрий Кривошеев. Он торопился на встречу с военными строителями, поглядывал на часы, был четок и немногословен:
- Большинство войск прибыли сюда сравнительно недавно на голое, как говорится, место. Город нас не ждал и не был к этому готов. Взять хотя бы дивизию: в Прибалтике мы имели отлаженную ифраструктуру, прекрасный жилой фонд, благоустроенные казармы. А здесь технику поначалу пришлось держать под открытым небом, кормиться с помощью временных кухонь и до предела уплотнять и без того малые солдатские казармы. Но у нас были хотя бы они, а у других, кто прибыл позже, и того не было. Они лишь сейчас начинают обустраивать свой быт с помощью подручных средств, спонсоров и шефов.
Если же говорить об общем моральном климате, внешних связях гарнизона, - продолжал комдив, - то они отлажены нормально. И с администрацией города, и с МВД, и с пограничниками. Большинство частей и подразделений обзавелись шефами, которые чем могут помогают. Ведем военно-патриотическую работу - она здесь в чести. Организовали, к примеру, детские военно-спортивные лагеря. Теснейшие контакты с патриотически настроенным казачеством, не обделяют своим вниманием и краевые власти. А кубанское телевидение показывает нас в своих выпусках почти еженедельно. Так что стоим...
Видно, как нелегко комдиву. И все-таки, подумалось, решение о переводе дивизии именно сюда, в Новороссийск, было мудрым. Кавказ неспокоен. И русскому десанту вновь настала пора подтвердить своим присутствием стратегические интересы России на Черном море.
Нам довелось услышать суждения и о самом начальнике гарнизона. Если суммировать, вкратце звучит так: "Человек большой энергии. Службу ставит превыше всех благ". И еще по секрету: Юрий Михайлович за последние шесть лет ни разу по занятости не был в отпуске. Нынче все же пойдет - по личному распоряжению командующего ВДВ.
Заметки на полЯх. В беседе с корреспондентом "Красной звезды" заместитель главы администрации Новороссийска Любовь Васильевна Романова сказала: "Наших военных мы любим, стараемся их поддержать. Действует программа помощи семьям военнослужащих, ведется обучение уволенных в запас через центр занятости. Дни ВМФ и ВДВ - главные наши праздники. Когда провожаем ребят в Чечню или встречаем их по возвращении, на улицы выходит весь город..."
Много ли у администрации возможностей помочь военным? Одна из особенностей гарнизона - отсутствие "классических" военных городков. Люди в погонах и их семьи живут непосредственно в Новороссийске, самочувствие которого - это и самочувствие гарнизона. Так вот, городская инфраструктура на сегодня уже исчерпала свой ресурс. Водопровод, канализация, электросеть работают из последних сил. Нет ни одного района, куда бы круглосуточно подавалась вода. Все городские автотрассы проходят через жилые массивы. В принципе водоснабжение можно наладить - источники воды есть, включая подземные озера. Объездную дорогу уже начали было строить... Увы, ни на что не хватает средств.
Являясь городом-донором, пояснили в администрации, Новороссийск львиную долю доходов (одни лишь таможенные сборы достигают 5 млн. долларов в год) отдает в краевой и федеральный бюджеты. Обратно возвращаются крохи: та же городская "коммуналка" вынуждена довольствоваться одной третью от необходимого. Дополнительным бременем для городской инфраструктуры стала возрастающая численность федеральных учреждений.
Кажется парадоксальным, но руководство города искренне заинтересовано в том, чтобы принять как можно больше увольняемых в запас военнослужащих со всех концов страны. Причин тому несколько: и диспропорция в этническом составе миграционного потока, и неплохие перспективы развития Новороссийска, требующие умелых рук и умных голов... Вопрос: как это осуществить без всесторонней, прежде всего финансовой поддержки государства?
Встречай, любимый город!..
Военные моряки пришли в Новороссийск позже всех - им больше всех и не повезло. Более или менее пригодные для дислокации места к тому времени были уже заняты. Но если бы только это...
8 сентября 1994 года вышла в свет директива о формировании Новороссийского военно-морского района. Весенним днем 1995-го в город прибыли первые квартирьеры - капитаны 1 ранга Вячеслав Кумов и Вячеслав Стрельцов. Вскоре к ним присоединился незадолго до этого назначенный командиром военморрайона контр-адмирал (ныне вице-адмирал) Евгений Орлов.
- Создали оперативную группу, составили контрольный лист и - вперед, за работу, - рассказывает Евгений Васильевич. - Жили, где придется: то в одной на всех квартире, то в гостинице, то в палатке. Это все ладно... Трудность была в другом - в жестком режиме перебазирования из Севастополя кораблей и береговых частей. Страсти по разделу Черноморского флота еще не улеглись, действовать нужно было энергично. Сам факт альтернативного базирования сил флота заметно снизил давление с украинской стороны. Вскоре, когда у флота возникли проблемы с продовольствием, поставки туда шли уже через Новороссийск...
Было бы несправедливым оставить в тени служебную биографию вице-адмирала Орлова, сыгравшего ключевую роль в создании Новороссийской военно-морской базы и бессменного ее командира (в 1997 году военморрайон был преобразован в ВМБ). Тем более краткий этот экскурс добавит несколько эпизодов в историю зарождения базы.
Так уж получилось, что вся военная судьба Евгения Васильевича с момента поступления в 1967 году в Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова связана с Черноморским флотом. Бесспорной, по его словам, удачей стало назначение на первую офицерскую должность - командиром зенитно-ракетной батареи новейшего БПК "Очаков". Кораблем в ту пору командовал капитан 2 ранга Игорь Касатонов - впоследствии известный адмирал, командующий Черноморским флотом, первый заместитель главкома ВМФ.
Касатонов был строгим, если не сказать жестким, командиром. Не менее требовательным в вопросах офицерской чести. Уроки эти Орлов усвоит на всю жизнь. Пройдет время, и он уже сам займет командирское кресло на "Очакове". Перед этим окончит академию и пройдет хорошую командирскую школу на БПК "Керчь". Возглавив экипаж "Очакова", выведет его в отличные. Корабль успешно совершит дальний поход на Кубу и официальный визит в Стамбул, "отпашет" две напряженные боевые службы - обе с оценкой "отлично".
- С глубочайшей благодарностью вспоминаю свой экипаж. За все время корабельной службы у меня, кстати, не погиб ни один подчиненный - этим горжусь... Потом, в восемьдесят девятом, - продолжает Орлов, - принял командование бригадой ОВРа (охраны водного района. - Авт.). Это было второе мое детище. Там я, конечно, накувыркался...
По-настоящему пришлось хлебнуть лиха с началом раздела флота. День ото дня противостояние нарастало. Дошло до крайности: реальной угрозы захвата "столицы" базы. Подняв по тревоге свою бригаду, каперанг Орлов повел корабли в Донузлав - "путч" таким образом удалось предотвратить. Той же грозной ночью Евгений Васильевич был назначен начальником штаба Крымской ВМБ...
В Новороссийск вместе с Орловым пришел костяк Крымской базы - эти офицеры и мичманы были со своим командиром в самые трудные дни. Флот возвращался в город после полувекового отсутствия с гордо поднятой головой. И неожиданно ощутил неприязненное к себе отношение. "В тени броненосцев может оказаться Новороссийский морской порт" - типичный в то время заголовок в местных газетах. Самые "демократически" продвинутые граждане воодушевленно фланировали с плакатами типа "Долой!". Не клеились отношения и с
горадминистрацией. Впору было отчаяться...
И тогда Орлов сделал "ход конем": последовательно и кропотливо стал налаживать контакты с местными властями и СМИ. Ходил по чиновничьим кабинетам, по редакциям. Знакомился, раздавал интервью. Сам взялся за перо - рассказывал о флоте, объяснял значение военно-морского присутствия в регионе. Приводил поучительные примеры из истории.
- Вот, взгляните, - Евгений Васильевич достает из шкафа несколько толстенных папок с вырезками из газет и обширной перепиской. Впечатляет - не то слово!
Тут, кстати, и 300-летие Российского флота "подоспело". Зарубежные военные делегации зачастили. В кои-то веки иностранные боевые корабли - от Голландии до Уругвая - в гости пожаловали. Да и день рождения базы удачно оказался в одной "связке" с днем рождения и днем освобождения города - вместе их теперь целую неделю и празднуют. Короче говоря, сегодня военные моряки - люди, в Новороссийске уважаемые. Давешние недоразумения вспоминаются с улыбкой...
Если бы так же успешно решались и другие проблемы! Одна из главных головных болей командования базы - чудовищная нехватка причального фронта. Вспомогательные суда вообще пришлось размещать по всему Новороссийску, включая торговый порт и морвокзал. Не за красивые, естественно, глазки, а за арендную плату. Аренда всего и вся стала для НВМБ сущим наказанием. Когда такое было, чтобы за служебные здания и помещения (штаб базы, кстати сказать, обосновался в бывшем детском саду) защитники Родины "отстегивали" из куцего своего бюджета коммерческим структурам? Нынче вот приходится.
Ситуация с базированием боевых кораблей не менее драматична: значительная их часть (зимой - до 90 процентов) из-за отсутствия оборудованных стоянок вынуждена "гостить" в Крыму. Проблемы не решают полностью ни созданный в геопорту силами НВМБ плавпирс, ни даже строящийся сейчас там же стационарный причал. Да, ввод в действие последнего позволит разместить здесь бригаду ОВРа - основное соединение НВМБ, а также заходить сюда десантным кораблям. Беда, однако, в том, что обеспечить безопасность стоянки плавединиц малого водоизмещения все равно не удастся: слишком злые ветра гуляют по Цемесской бухте в осенне-зимний период.
Уж коль скоро заговорили о безопасности, коснемся и другого ее аспекта. В геопорту что ни день швартуются турецкие паромы (помните выявленные пограничниками 16 тонн взрывчатки? Здесь ее и пытались провезти). Выход на большую воду боевым кораблям при этом перекрывается. Чтобы окончательно их запереть, достаточно, открыв кингстоны, слегка паром "притопить"...
Однако и это еще не все. Флотские специалисты по противодиверсионной борьбе не единожды предлагали (есть на то веские основания!) производить подводный осмотр всех иностранных судов по прибытии их в Цемесскую бухту и перед уходом. Предложение осталось без внимания: каждая задержка чревата для торгового порта финансовыми потерями.
Быть может, кому-то (особенно не избалованным климатом северянам) это покажется странным, но люди в НВМБ идут служить с неохотой. При прочих равных условиях здесь самые низкие на Черноморском флоте надбавки и коэффициенты.
- Почему мы, новороссийцы, даже когда зимуем в Крыму, получаем чуть ли не вдвое меньше других черноморцев? Люди месяцами не видят свои семьи - разве это нормально? - задавал нам безответные вопросы командир корабля капитан 3 ранга Александр Вьюрков. - Почему, приезжая сюда, в том числе по делам, я должен оплачивать дорогу из своего кошелька? Кто бы подсчитал: одна лишь поездка в оба конца обходится в половину моего жалованья...
У военных моряков до сих пор нет своих поликлиники, госпиталя, гостиницы.
Хотя об этом уже и говорилось, нельзя не вернуться к ситуации с жильем: она в НВМБ просто аховая. Число бесквартирных превысило 900 - абсолютный за все время существования базы "рекорд".
- Нам нужно 250-300 квартир в год, чтобы очередь реально начала снижаться, - поясняет вице-адмирал Орлов. - Сейчас вот пытаемся достроить дом на сорок квартир - остались лишь крыша и внутренние работы, а также подъезд на двадцать девять квартир. Давно их должны были сдать. Начали строительство нового дома - тоже забуксовали. Все упирается в деньги...
Заметки на полЯх. Бесспорно, сегодня нужна четко выверенная, подкрепленная необходимыми ресурсами государственная политика в отношении Новороссийска и его гарнизона, Черноморского флота. В период командировки столкнулись еще и с таким явлением: командиры все чаще стараются решить назревшие проблемы за счет различного рода спонсоров. Тенденция мало сказать нехорошая - опасная, ненужная...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker