на главную страницу

28 Августа 2001 года

Современные проекты

Вторник

Союзный телевизор: проблемы и перспективы

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Мы уже привыкли к засилью иностранной бытовой техники в нашей жизни. Между тем отечественным производителям вполне по плечу создание, например, конкурентоспособных недорогих телевизоров. Что для этого нужно? Видимо, инициатива самих предприятий и государственная поддержка этого направления промышленности. Первые позитивные шаги в данной области уже есть. Так, например, успешно реализуется совместная российско-белорусская программа "Союзный телевизор". Ее участникам, несмотря на непростые экономические условия, удалось восстановить производственные мощности и наладить выпуск телевизоров. Как? На этот и другие вопросы отвечает генеральный директор межгосударственной финансово-промышленной группы "Электронные технологии" Владимир ВЕРБИЦКИЙ.

- Владимир Викторович, когда появилась программа "Союзный телевизор" и кто в ней участвует?
- Совместная российско-белорусская программа "Союзный телевизор" была утверждена в 1998, а ее реализация началась в 1999 году. В качестве государственных заказчиков выступили Российское агентство по системам управления (РАСУ) и министерство промышленности Республики Беларусь. С российской стороны в программе участвуют Центральная компания МФПГ "Электронные технологии" - она является головным исполнителем, новгородское производственное объединение "Квант", московский завод "Рубин", Московский научно-исследовательский телевизионный институт (МНИТИ), ОАО "Российская электроника" и завод им. Козицкого (Санкт-Петербург). С белорусской стороны в программу вошли минские ПО "Горизонт" и НПО "Интеграл", витебское ПО "Витязь". Программа финансируется из бюджета Союза России и Белоруссии, а также из собственных средств предприятий.
- Как вы оцениваете общее состояние телевизионного производства России и Белоруссии?
- Производство отечественных телевизоров в 1998 году приблизилось к нулевой отметке. Этот факт говорит сам за себя. А у белорусов дела обстоят получше, они оказались впереди за счет государственной поддержки. Указом президента РБ Александра Лукашенко телевизионные предприятия "Горизонт" и "Витязь" получили ряд льгот: была отсрочена выплата долгов, на некоторое время был отменен НДС, разрешен беспошлинный ввоз комплектации, которая не производится в Белоруссии. За счет этого телевизионная отрасль промышленности не останавливалась. Предприятия снизили выпуск телевизоров, но сама технологическая цепочка продолжала работать. Поэтому они могли работать над качеством, над новыми моделями.
- Видимо, это стало одной из причин интеграции?
- Конечно, ведь российские предприятия заинтересованы в кооперации с белорусскими коллегами в возрождении телевизионного производства. Тем более что и мы можем поделиться с белорусами своими наработками. Новгородский завод "Квант" ("Садко") и санкт-петербургский им. Козицкого ("Радуга") были выбраны для участия в программе потому, что имели большой опыт производства телевизоров. Эти заводы совершенствовали модели, много работали над качеством и дизайном. Но, когда отечественный рынок буквально завалили иностранными телевизорами, заводы без господдержки не выдержали конкуренции и с 1995 года практически прекратили выпуск телевизоров. На предприятиях пришлось восстанавливать производственные линии, покупать новое оборудование, то есть полностью их переоснащать. Это потребовало времени и денег.
- Известно, что главная деталь телевизора - кинескоп. В свое время на нашу телетехнику ставили импортные "трубки". Какие кинескопы ставятся на ваши телевизоры?
- В соответствии с программой наши интересы объединяет воронежский завод ВЭЛТ. Программой предполагалось восстановить производство кинескопов в том количестве, которое удовлетворяло бы потребности телевизионных заводов. В то же время телевизоры более высокого класса планировалось выпускать с зарубежными кинескопами. В связи с ограниченным финансированием заводу не удалось пока восстановить производство стекла. Однако было восстановлено сборочное производство. Сегодня завод способен выпускать до 200 тысяч кинескопов в год.
- Как продвигается программа?
- На сегодня мы реализовали большую ее часть. В рамках программы в 2000 году выпущено 676,3 тысячи телевизоров. За два года объемы производства выросли в 1,43 раза. Таким образом, мы уже достигли одной из ее целей - увеличить объем выпуска телевизоров в полтора раза. Благодаря этому начался общий подъем телевизионной отрасли, оживилось производство. На мировом рынке увеличился спрос на кинескопы, в том числе и со стороны российско-белорусских потребителей, что вызвало повышение цен на кинескопы с 50 до 70 долларов. Поэтому в первом полугодии 2001 года предприятия, участвующие в программе, выпустили на 30 тысяч телевизоров меньше запланированного количества из-за перебоев с поставками кинескопов. Сегодня в связи с этим нами проводится согласование новой программы "Союзный телевизор-2". На ее выполнение потребуется около 20 миллионов долларов. Мы планируем на эти цели использовать не только государственные средства Союза России и Белоруссии, но и инвесторов.
- Что даст реализация программы в государственном масштабе?
- Хочу отметить, что производство телевизоров очень выгодно для государства. Налог на добавленную стоимость составляет 20 процентов. В среднем телевизор стоит 5 тысяч, значит, с каждого телевизора в казну поступает 1.000 рублей. С каждой тысячи - миллион, с каждого миллиона - миллиард. В прошлом году в рамках программы было выпущено более 600 тысяч телевизоров, то есть за два года мы выпустим более миллиона телевизоров и наполним казну миллиардом рублей. А вся программа стоит 374 миллиона. Она окупится за полтора года. Если потратить 600 миллионов на возрождение производства кинескопов, то через два-три года эта программа тоже окупится.
В государственном масштабе производство телевизоров обеспечивает заработок для рабочих, рост покупательной способности населения, поступление налогов. Кроме телевизионных заводов, на отрасль работает множество других предприятий, поставляющих комплектующие. В программе, таким образом, участвует 21 предприятие, которые делают динамики, резонаторы, выключатели и другие детали. Реализация программы позволяет создать около ста тысяч рабочих мест: на телевизионных заводах, на их предприятиях-партнерах, в ремонтных мастерских, в магазинах. Это реальный механизм запуска интегрированной экономики.
- Какой прогнозируемый спрос ожидается на отечественные телевизоры в ближайшем будущем?
- Программа была задумана еще и для того, чтобы создать конкурентную среду, чтобы зарубежные предприятия, которые доминировали на российском рынке, не диктовали нам свои условия. В прошлом году все телевизоры, сделанные в России и Белоруссии, составили одну треть от количества телевизоров, проданных на российском рынке. Как только начался выпуск телевизоров, которые по техническому уровню не уступают тому же "Самсунгу", то та же южнокорейская техника стала стоить не 300 долларов, а 180. А союзный телевизор стоит еще на 10 процентов дешевле. Однако трудно сказать, что будет с отраслью, если государство не примет каких-то мер по защите отечественных производителей.
По данным таможенного комитета, в Россию в прошлом году было ввезено порядка 300 тысяч телевизоров, на российско-белорусских предприятиях было собрано 1 миллион 700 тысяч. Если сложить эти суммы, то получится два миллиона. А было продано в прошлом году три с половиной миллиона. Вопрос: откуда взялись еще полтора миллиона? Если ограничить контрабанду, то выиграл бы отечественный производитель. В то же время выпускаемые нами сейчас телевизоры пользуются в России спросом потому, что при высоком качестве стоят дешевле, чем корейские или японские.
В этом году программа завершится. На этот год из оставшихся 104 миллионов рублей на программу пока выделили только 45. Кроме того, объемы финансирования рассчитывались до финансового кризиса 1998 года, и Минэкономики признает, что все эти показатели подлежат индексации. Тем не менее надо продолжать программу. При ее выполнении в ближайшем будущем государство получит в 10 раз больше, чем израсходует. Если программа прекратится, то деньги не вернутся в том количестве и в том темпе, в каких могли бы вернуться, если ее закончить. Пока этот вопрос остается открытым. Сейчас идет разработка новой программы "Союзный телевизор" на 2002-2006 годы, которая затронет и проблемы телевизионных заводов. Программа перспективная, но ей нужна государственная поддержка. Это связано и с финансовыми вложениями, и с мерами защиты отечественного производителя.
Все, кто причастен к программе, согласны, что основная часть работы сделана. Надо еще подтянуть заводы, разрабатывать новые модели. Конъюнктура для отрасли очень благоприятна. Платежеспособный спрос населения на российском рынке составляет около 4 миллионов телевизоров в год, а реальный спрос - 10 миллионов, потому что в советское время производилось около 10 миллионов телевизоров одной и той же модели 3-го поколения. По расчетам, в эксплуатации находится от 60 до 80 миллионов таких телевизоров. Они, конечно, устарели и не подлежат ремонту. Поэтому, если бы у населения было чуть больше денег, резко увеличился бы реальный спрос.
- Какие современные "навороты" вы планируете внедрять в ваших телевизорах?
- Сегодня появляются новые технические возможности: кадр в кадре, телетекст... Те телевизоры, которые мы делаем сейчас, уже имеют телетекст, а отдельные модели и кадр в кадре. На будущее планируется создать телевизор с возможностью выхода в Интернет, то есть перейдем от телевизора к мультимедийному средству получения информации. В дальнейшем с переходом на цифровое телевидение телевизор превратится в дисплей компьютера. Идет информационная революция, и у телевизора есть огромная перспектива наращивания новых качеств.

Фото Юрия Шипилова.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker