на главную страницу

5 Сентября 2001 года

Тема номера

Среда

А начинать надо с курсанта...

Генерал-майор Евгений ГРОМОВ, начальник Вольского филиала Военной академии Тыла и транспорта, профессор, доктор экономических наук.



Время предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке офицеров, особенно ротного и батальонного звена. Наблюдая за тенденциями в этом направлении в Вольском филиале Военной академии Тыла и транспорта и в войсках, где приходится часто бывать, прихожу к выводу: проблему эту надо решать комплексно, а начинать с курсанта. Что надо предпринять, чтобы из него воспитать настоящего офицера?

Что в Вольском филиале делается в этом направлении? Очень многое зависит от подбора курсантов. Есть у нас давняя традиция - устраивать день открытых дверей, о котором мы загодя оповещаем молодежь. Юноши, нередко вместе с родителями, посещают филиал, знакомятся с учебными классами, лабораториями, спортивным городком, стадионом, плавательным бассейном... Но если раньше в числе посетителей можно было увидеть ребят из черноземных областей, даже из Сибири, то теперь из-за материальных проблем они редко приезжают.
Мы также рассылаем в военкоматы, школы, учреждения профтехобразования, воинские части рекламно-агитационные материалы. А на места для знакомства с потенциальными кандидатами отправляются наши "эмиссары" - командиры, преподаватели. И все же такой "географии охвата", от Калининграда до Дальнего Востока, как было прежде, теперь уже нет. Поэтому в общей массе поступающих, повторю, устойчиво растет число кандидатов из региона дислокации филиала.
В процессе профотбора уже в филиале участвуют высококвалифицированные преподаватели кафедр, медицинский персонал, психологи. Особое внимание они обращают на выявление склонности кандидатов к употреблению наркотических препаратов (а определить это бывает непросто), причастности к алкоголю.
Но более серьезный "рентген", я бы сказал, нужен для того, чтобы в самом начале выявить, с какой целью поступает курсант в военное училище - овладеть профессией или получить "свободный" диплом, чтобы потом сразу уволиться из армии. Ведь наш филиал выпускает офицеров продовольственной и вещевой службы - менеджеров с высокой квалификацией.
В этой связи хочется внести такое предложение: по окончании учебного заведения выдавать выпускникам диплом все же ведомственного образца, как это когда-то было. Тем самым мы перестанем за государственный счет готовить специалистов для фирм и гражданских, в основном рыночных предприятий.
Есть и такие абитуриенты, которые стремятся за счет поступления в военный вуз уклониться от срочной службы. В середине срока обучения в филиале такой курсант пишет рапорт об отчислении, придумывая разные причины: болезнь родственников, ошибочность в выборе профессии... С подобными категориями курсантов следует заключать контракт, где четко указывать на обязательное возмещение Министерству обороны расходов за обучение.
Кстати, в нашем филиале обучаются иностранцы, и многие из них как раз в случае отчисления из военного вуза по их вине возмещают потраченные на них средства.
Надо сказать, что процент "уклонистов" в филиале невелик. Основная масса - это толковые грамотные ребята, в большинстве из трудовых семей, а также послужившие в армии. Мы отдаем предпочтение и детям-сиротам, потерявшим родителей в Афганистане, Чечне. Но чтобы весь этот контингент с достоинством дошел до "путеводных лейтенантских звездочек", с ним надо очень много работать. Для этого есть испытанные временем различные методы и средства: индивидуальная работа с каждым, поощрение лучших, вовлечение курсантов в научную деятельность. Плюс спортивные мероприятия, художественная самодеятельность...
Всю эту работу ведут командиры взводов, рот, воспитатели, преподаватели, которые, кстати, у нас закреплены за курсантскими ротами. Там они бывают повседневно, занимаются вопросами дисциплины, нравственного воспитания, помогают в учебе.
Большое дело делает и группа профотбора под руководством полковника Евгения Шорикова. В кабинет, оборудованный всем необходимым для морально-психологической деятельности, курсанты приходят и по собственной инициативе, и по направлению командиров или вызову специалистов группы. Здесь ведется психологическое сопровождение курсантов, изучение отобранных из их среды кандидатов на должности командиров отделений и заместителей командиров взводов. Под пристальным вниманием группы караульная служба - заступающие на пост курсанты - проверяется по специальным методикам. В постовых ведомостях стоят заключение и росписи представителя группы.
Некоторые курсанты, особенно из гражданской среды, познакомившись с армейской действительностью во время стажировки, меняют свое мнение об офицерской службе, пугаются объективных трудностей. Бывает, влияет на это и знакомство с "удачливыми" предпринимателями... И вот в конце пятого курса у выпускника происходит смещение жизненных ориентиров. Если это случилось в результате неустойчивой профориентации и слабой военно-профессиональной направленности, то, видимо, есть смысл знакомить курсантов с армейской действительностью еще на младших курсах. С этой целью можно включить в программу обучения вместо одной две стажировки. Одну - на втором курсе в должности младшего специалиста тыла, другую - на пятом в должности начальника службы, как это было в нашем училище еще несколько лет назад.
...Но вот отгремел выпускной вечер, ушли питомцы в войска. Жизненно важно не забывать о них, а поддерживать связь с ними, с их командирами. Мы заказываем командирам отзывы на наших выпускников, интересуемся, насколько они соответствуют занимаемым должностям. Но порой, к сожалению, сталкиваемся с равнодушием отдельных должностных лиц. По итогам прошлого года, к примеру, всего на 22 процента выпускников филиала поступили отзывы. Многие командиры, видимо, не понимают, что подготовка специалиста - наше общее дело. Оценка из войск позволяет корректировать учебный процесс, давать выпускнику те знания и навыки, которые нужны в войсках и позволяют специалисту полноценно выполнять возложенные на него служебные обязанности.
И последнее. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, мне кажется, надо восстановить в курсантских ротах заместителей командиров по воспитательной работе. Ведь в каждой роте - по сотне курсантов, а батальонному воспитателю добраться до души и сердца трех-четырех сотен питомцев ох как не просто.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker