на главную страницу

5 Сентября 2001 года

Актуальная тема

Среда

Есть в Подмосковье субмарина,

или Как готовят специалистов в
Учебном центре ВМФ им. Л.Г. Осипенко

Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".



Инцидент с американской ПЛА "Гринвилл" в Тихом океане, протаранившей японское учебное судно "Эхимемару", не первый в истории американских ВМС. Он в очередной раз показал, что сегодня профессионализм каждого подводника еще не гарантирует высокий уровень подготовки экипажа ПЛА в целом. Хорошие музыканты, впервые собравшиеся вместе, не составляют хорошего оркестра.
Сравнение экипажа с оркестром я не раз слышал от преподавателей Учебного центра ВМФ имени Л.Г. Осипенко в Обнинске, где готовят экипажи атомных подводных лодок. С вопроса о том, чему и как учат подводников, началась наша беседа с заместителем начальника учебного центра по учебной работе капитаном 1 ранга Сергеем Ефименко.

- Программа подготовки вновь сформированных экипажей рассчитана на полтора года, причем в течение одного года здесь одновременно могут заниматься до 15 экипажей. Полуторагодичный курс обучения прошел последний раз в 1995 году экипаж ПЛА "Томск". С тех пор Военно-морской флот не получил от промышленности ни одной подводной лодки, соответственно не формировались и новые экипажи. Но это не означает, что мы остались, что называется, не у дел. Сейчас экипажи ПЛА проходят межпоходовую подготовку, цикл которой рассчитан на 45 суток, обучаются и курсанты старших курсов высших военно-морских учебных заведений.
По прибытии экипажа мы проводим мероприятия входного контроля, иными словами, определяем уровень подготовки коллектива подводников. Как правило, он чуть ниже удовлетворительного, редко - значительно ниже удовлетворительного. Увы, уровень подготовки специалистов упал в последнее время из-за того, что корабли мало бывают в море.
- Сергей Владимирович, обучению каких специалистов уделяется особое внимание?
- Безусловно, тех, кто эксплуатирует ядерную энергетическую установку. Подготовка по этой специальности многогранна, традиционно трудоемка и очень ответственна. Для оператора главной энергетической установки не имеет значения, в мирное или военное время он выполняет свои обязанности. Если на атомных электростанциях оператор управляет реактором на стационарном уровне, то на подводной лодке он вводит реактор, меняет ход, параметры мощности, а после возвращения корабля в базу выводит реактор, расхолаживает. Поэтому оператор на ПЛА должен быть самого высокого класса. Соответственно высочайшего уровня и подготовка самих преподавателей учебного центра. Среди них, например, капитан 1 ранга в отставке Владимир Иванович Довгань (Владимиров), по учебникам которого учатся специалисты-атомщики во всех вузах нашей страны. Такого же высочайшего уровня и педагог капитан 1 ранга в отставке Николай Георгиевич Антонов, который начинал свою службу еще в самом первом экипаже ПЛА, у Леонида Григорьевича Осипенко более 40 лет назад.
- А что могли бы вы сказать о качестве проводимой вами работы? Все ли удается и какова, образно говоря, отдача?
- Те сведения, которые доходят с флотов, позволяют судить о качестве межпоходовой подготовки экипажей. Например, перед трансарктическим переходом с Северного флота на Тихоокеанский в учебном центре проходил целенаправленную подготовку экипаж АПРК "Томск" под командованием капитана 1 ранга Сергея Яркина. За последние пять лет мы больше ни один экипаж не готовили к выполнению конкретной задачи.
Экипаж капитана 1 ранга Яркина на выходном контроле получил 4,2 балла. Это самый высокий результат за последние пять лет. Обычно бывает менее 4. Поэтому командование УЦ рекомендовало именно этот коллектив для выполнения задачи межфлотского перехода. Теперь уже можно сказать, что мы не ошиблись. За трансарктический переход моряки получили оценку "отлично".
- Экипаж "Курска" тоже обучался в Обнинске. Что вы можете сказать о профессиональной подготовке подводников?
- Действительно, перед выходом на боевую службу в Средиземное море в феврале 1999 года экипаж "Курска" под командованием капитана 1 ранга Геннадия Лячина прошел межпоходовую подготовку и на выходном контроле получил оценку около четырех баллов. После этого он на отлично выполнил задачи боевой службы. Но в августе прошлого года во время проведения учений Северного флота в экипаже оставалось менее 50 процентов того личного состава, который приезжал в Обнинск. Многие офицеры получили назначения на другие корабли, были направлены на учебу, а матросы уволены в запас.
К сожалению, в целом система обучения матросов не налажена в полном объеме. Сейчас они приезжают готовиться только в составе экипажа, что случается нечасто. А срок службы у них всего два года. Поэтому в систему их обучения целесообразно включить прежде всего подготовку по специальности, причем не только на корабле, но и в каком-либо учебном заведении.
- Изменилось ли что-либо в методике и организации подготовки экипажей после гибели "Курска"?
- В методике существенных изменений нет прежде всего потому, что она соответствует предъявляемым требованиям. Когда появится полная информация по "Курску", будут сделаны, думаю, и соответствующие коррективы в подготовке экипажей. Руководящими документами это, кстати, предусмотрено, поэтому учебный процесс может претерпеть незначительные изменения. Мы ежегодно корректируем учебные программы. Но дело в том, что не все зависит от преподавателей. Взять, например, тему "Средства спасения". Что изменилось в средствах спасения после гибели "Комсомольца"? Ничего. Уроки и выводы после гибели "Комсомольца" были сделаны такие: личный состав не умеет пользоваться спасательными плотами. После этого на всех соединениях и подводных лодках начали проводить тренировки по посадке личного состава на плоты. Мне рассказывали, что в условиях бассейна, когда нет качки, и плот растянут четырьмя растяжками, даже наиболее подготовленный подводник в снаряжении СГП с ИДА-59 практически не в состоянии самостоятельно забраться на этот плот. Спрашивается, зачем нужны такие плоты? А сбрасываемые с самолета лодки ЛА-5, которые должны раскрываться с усилием 5 кг, в море вообще невозможно раскрыть. Или взять противогаз ИДА-59. В инструкции к нему указано, что им нельзя пользоваться во время борьбы с пожаром. Но ведь и взамен его пока ничего не создали...
- Беды с систематическим недофинансированием Военно-морского флота сказались, наверное, и на вашем центре?
- Да, недофинансирование ВМФ существенно отразилось на учебном процессе нашего центра. Оно выразилось прежде всего в том, что экипажи боевого состава флота своевременно не прибывали на учебу, которая предусмотрена курсами подготовки. Анализ, проведенный в последние годы, показал, что выдерживали план не более двух-трех экипажей.
Опять же по причине недофинансирования преподаватели не ездят в командировки на оборонные предприятия и в НИИ для повышения своей квалификации. По крайней мере, ни одна командировка за последние пять лет не оплачивалась за счет бюджетных средств.
Если же говорить о нашей материальной базе, то обучение у нас проходят на тренажерах первого, второго и частично третьего поколения, причем последнее представляет подводную лодку лишь одного, базового, проекта. Таким образом, обеспечивается подготовка экипажей лишь на 70-80 процентов. В чем самая главная проблема? Она в том, что у нас нет единого тренировочного комплекса. Поэтому приходится проводить тренировки с ограничениями.
И все же кое-что в этом направлении сделать удалось. В частности, мы заработали кое-какие средства, участвуя в НИОКР и ОКР. Северодвинское государственное машиностроительное предприятие "Звездочка" заключило с нашим учебным центром договор о подготовке специалистов, из которых будут формировать гражданские экипажи лодок отстоя. Заказчик - Минатом России.
Готовится к вводу в опытовую эксплуатацию и тренажер "Антей", созданный по заданию Курчатовского института нашими специалистами для подготовки операторов ГЭУ. Он получил лицензию, осталось принять на вооружение. За счет этой разработки оборудуем компьютерный класс...
- И в завершение разговора вопрос о кадрах...
- За пять последних лет УЦ пережил два больших сокращения - до 100 человек каждое. При этом исходили не из того, насколько нужен специалист для УЦ, а прежде всего обеспечен ли он жильем. Но за последние два года нагрузка на преподавательский состав увеличилась, а штаты остались прежними. Например, в 1999 году в учебном центре прошли подготовку примерно полторы тысячи человек, в 2000-м около 1.900. В этом году, предполагаю, к нам приедет столько же, если не больше.

На снимке: проводится занятие на учебно-тренировочном стенде борьбы за живучесть.
Фото Сергея Пятакова.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker