на главную страницу

5 Сентября 2001 года

Россия и мир

Среда

Свой мировой порядок
США устанавливают силой

Сергей ГРИНЯЕВ.



Завершение холодной войны распадом СССР и Организации Варшавского договора привело к дестабилизации обстановки не только в Европе, но и во всем мире. Долгое время вынашиваемая США идея мирового господства в условиях, когда у Америки нет достойного противника и баланс сил нарушен, наконец-то получила возможность реализоваться. Сегодня мы являемся свидетелями попыток глобального передела порядка, установленного системой международных договоренностей после Второй мировой войны.

Балканский кризис: причины и мотивы

Анализ таких концептуальных документов, как "Стратегия национальной безопасности" и "Национальная военная стратегия США", а также базирующейся на них новой "Стратегической концепции НАТО" дал возможность сделать некоторые выводы. Прежде всего в настоящее время отмечается существенное повышение военно-политической активности блока НАТО и расширение географии возможного применения им военной силы далеко за пределы его зоны ответственности, определенной договором о создании альянса; настораживающим фактором здесь являются попытки объявить эти зоны сферой своих "интересов безопасности". Возрастает готовность США и НАТО использовать военную силу в различных ситуациях (примером тому являются известные события в Ираке, Сомали и Югославии); возможность применения военной силы на постсоветском пространстве также не исключается. Активизируется разработка новейших технологий, способных обеспечить США военно-техническое превосходство над другими крупнейшими странами мира. Большое внимание при этом уделяется разработке новых приемов использования военной техники и вооружений, новых способов ведения военных действий применительно к изменившимся внешнеполитическим условиям. Особо следует отметить разработку и совершенствование средств и методов ведения информационных и психологических войн. И наконец, в последнее время США и НАТО откровенно игнорируют международные институты обеспечения мира, безопасности, которые рассматриваются в нынешних условиях как лишняя обуза, сдерживающая их геостратегическую активность.
Ни для кого не секрет, что, готовя военную акцию против Югославии, НАТО и США решали в основном собственные проблемы. Их действия мотивировались отнюдь не заботой о косовских албанцах. Так, еще в мае 1996 года на заседании Билденбергского клуба, прошедшего в Турции, был поднят вопрос о ситуации в югославском крае Косово. Обсуждение вопроса о судьбе Косово возникло по чисто экономической причине: Запад получал стратегически важный металл хром в основном из Заира, однако в 1994 году после свержения режима Мабуту хромовые поставки оказались под угрозой. На территории же Косово (вместе с Албанией) находится до 90% разведанных европейских запасов этого сырья, стоимость доставки которого к потребителям Старого Света в 10 раз ниже, чем из Заира. Можно утверждать, что именно эти причины и мотивы, а не соображения высшей гуманности явились основой решения НАТО проигнорировать Устав ООН и общепризнанные принципы международного права.
Объективный анализ итогов военной агрессии против Югославии показывает, что на Балканах вслед за Ираком была предпринята попытка реализовать замысел, основанный на положениях новой стратегии НАТО: силой навязать миру право альянса на односторонние вооруженные действия по собственному усмотрению.
Кроме того, на Балканах США имеют и собственные специфические интересы, позволяющие держать Европу "в узде". В первую очередь здесь просматривается стремление Вашингтона экономически ослабить ЕС, дискредитировать единую европейскую валюту, что особенно важно в период кризиса американской экономики; затормозить создание европейской оборонной структуры и консолидировать Европу на базе НАТО, где главную роль играют американцы; усилить свое военное присутствие на Балканах (в "мягком подбрюшье Европы"); продемонстрировать военную силу в целях устрашения несогласных с политикой США государств.
В соответствии с этими интересами с начала 90-х годов главной целью активно проводившейся политики США на Балканах было не достижение мирного урегулирования на основе принципов ООН, а стремление создать новый стратегический баланс сил после утраты Россией ключевых позиций в регионе.

И вновь ЦРУ

Как отмечают специалисты, находясь в Косово в качестве международных наблюдателей за прекращением огня, сотрудники ЦРУ в течение длительного времени вели разведку в интересах Освободительной армии Косово (ОАК), помогали обучать ее боевиков.
По данным британской "Санди таймс", когда представители ОБСЕ покидали Косово незадолго до начала первого массированного ракетно-авиационного удара натовской группировки по югославским городам, многие телефоны спутниковой связи и системы глобального позиционирования были переданы агентами ЦРУ боевикам ОАК. Это обеспечило им не только возможность поддерживать контакты с командованием НАТО в Брюсселе и наводить авиацию альянса на цели, но и вести прямые переговоры с Пентагоном, государственным департаментом США и штаб-квартирой ЦРУ в Лэнгли. По некоторым данным, лидер косовских сепаратистов Хашим Тачи и начальник генерального штаба ОАК Агим Чеку даже вели прямые переговоры по мобильной связи с главнокомандующим объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американским генералом Уэсли Кларком, делились с ним впечатлениями от ударов авиации альянса и консультировались по тактике дальнейших действий.
Такое поведение представителей ЦРУ отнюдь не случайно. Согласно имеющимся данным, четко прослеживается определенная последовательность событий, логическая цепь которых соответствует разработанной на Западе технологии управления кризисом. Детальный анализ развития обстановки на территории бывшей Югославии позволяет выделить в событиях того периода вполне конкретные элементы этого подхода.
В частности, он включал такие задачи, как объединение разрозненных политических сил, выступающих против существующего легитимного правительства; создание объединенного руководства оппозиции; разработка выгодной для субъекта управления системы корпоративных взглядов на будущее развитие страны; формирование стратегических, оперативных и тактических целей оппозиции; разработка программы, обосновывающей деятельность оппозиции и обещающей населению страны улучшение жизненных условий после свержения существующего правительства; выработка организационных и оперативных методов работы оппозиции; подрыв уверенности лидеров правительств в своих силах и в лояльности (преданности) силовых структур государственному руководству; завоевание поддержки ведущих социальных групп; расширение международной поддержки оппозиции при одновременной изоляции существующего правительства от дипломатической, экономической и особенно военной мощи других государств; открытая дестабилизация обстановки в стране, поощрение мародерства, терроризма и т.д. с целью посеять панику среди населения страны и его недоверие к правительству; организация смены власти путем военного мятежа, демократических выборов или другим путем; поддержание в государстве противоречий с целью недопущения стабилизации обстановки и утраты контроля над действиями марионеточного руководства.

События в Македонии: сценарий остается прежним

Проводимая в настоящее время операция сил НАТО в Македонии не претерпела сколько-нибудь явных изменений в плане режиссуры и постановки уже подготовленного сценария.
Еще с середины 90-х годов, несмотря на показной оптимизм США и НАТО в вопросе скорейшего приема в альянс новых членов из числа балканских государств в рамках программы "Strategic Home" (в том числе и Македонии), стало очевидным, что страны этого региона не будут в ближайшее время приняты в альянс. Одной из причин того является невозможность достижения полного и беспрекословного подчинения славянского населения этих стран целям НАТО. Можно предположить, что в этой ситуации специалистами США и НАТО была предложена новая программа утверждения альянса на Балканах, - путем разжигания и поддержания нескольких конфликтов малой интенсивности с целью формирования на месте суверенных государств ряда протекторатов НАТО. Сегодня эта политика реализуется в отношении Югославии и Македонии.
Еще в период югославского кризиса западные спецслужбы самым тщательным образом изучили степень оснащенности боевиков ОАК. Кроме тяжелого и легкого вооружения, доставшегося по бросовой цене в результате разграбления складов албанской армии в 1997 году, значительная часть которого была закуплена на деньги итальянской мафии и переброшена в Косово через Албанию, Боснию, Хорватию и даже Македонию. В свое время правительство Албании обратилось в ООН с просьбой оказать помощь в возврате 650 тыс. единиц тяжелого и легкого оружия, находящегося на руках у населения страны. В течение нескольких месяцев эксперты ООН установили, что из арсеналов албанской армии было похищено 226 тыс. автоматов АК-47, 351 тыс. карабинов СКС, 38 тыс. пистолетов, 25 тыс. ручных и станковых пулеметов, 2,5 тыс. ручных гранатометов и 750 гаубиц. Одновременно албанское правительство объявило пропавшими 215 тыс. противопехотных мин, 1 млн. противотанковых мин, 20 тыс. тонн тротила и полтора миллиона патронов калибра 7,62 мм. Значительная часть похищенного оружия была продана албанской диаспоре в Косово и Македонии. И на этом фоне НАТО в рамках операции "Основной урожай" планируют собрать в Македонии всего около 3 тыс. единиц оружия!
Во время косовского кризиса пресс-секретарь ОАК Гани Сюкал сказал: "НАТО должна "пробить коридор" для ОАК, уничтожив сербские танки и артиллерию, надежно прикрывающие административную границу Косово". Теперь на пути албанских террористов встала армия Македонии, и вновь на помощь боевикам приходит "большой брат" в лице НАТО. В этой связи уместно привести слова Майка Хоссудовски,профессора экономики Университета Оттавы, о том, что общественному мнению Запада внушают, что кризис в Македонии проистекает прежде всего от ущемления социальных, политических и культурных прав албанского меньшинства и что международное сообщество стремится прекратить насилие между "правительственными войсками и албанскими повстанцами", помогая обеим сторонам достичь урегулирования. Правда же состоит в том, что, по словам М. Хоссудовски, Освободительная армия Косово (ОАК) и Национально-освободительная армия (НОА) в Македонии являются вспомогательными воинскими формированиями США. Главари ОАК и НОА, которые до последнего времени находились на содержании миссии ООН в Косово, обучены офицерами частей специального назначения Великобритании и США.
Большинство западных СМИ описывают террористов как "албанских повстанцев", защищающих права этнического меньшинства в Македонии. Однако имеется достаточно доказательств того, что ОАК-НОА являются хорошо организованными наемническими силами, в состав которых входят, в том числе и наемники из стран-членов НАТО.
Смысл подписанного 13 августа "рамочного документа" в том, чтобы создать юридическое обоснование для закрепления войск НАТО на македонской территории. Чтобы достичь этой цели, лидеров македонских политических партий обманывали и втягивали в сомнительные сделки и откровенно покупали. В то время как "посредники" из США и ЕС обещали, что "мирное соглашение" закладывает основу для "разоружения повстанцев" и обеспечения прекращения огня, в реальности дело движется в обратном направлении. У НАТО нет и не было намерения полностью разоружить НОА.
Соглашение призвано усилить атмосферу этнической ненависти между албанским меньшинством и македонским большинством, что будет оправдывать дальнейшее военное и политическое вмешательство по "гуманитарным мотивам". Наконец, "рамочное соглашение" закладывает основу для превращения Македонии в натовский протекторат (как это произошло с Боснией и Косово), что приведет к разрушению Македонии как страны. Подписывая соглашение, власти Скопье под давлением реально отказались от своих властных прерогатив на одной трети территории страны, открывая дорогу оккупации ее войсками НАТО в нарушение международного права. Далее М. Хоссудовски отмечает, что интервенция НАТО под кодовым названием "Основной урожай" выполняет несколько основных задач. Прежде всего ослабить и деморализовать вооруженные силы Македонии, об этом свидетельствует давление, оказываемое Вашингтоном на Украину, с целью заставить ее прекратить военную помощь Македонии.
Анализ складывающейся обстановки на Балканах позволяет предположить возможность расширения конфликта и возникновения нового очага напряженности на этот раз уже в Греции. Она может стать следствием поддержки (информационной и финансовой) официальной Анкарой разворачивающегося в Албании движения так называемых "чамов". Так, на организованных в июне митингах и демонстрациях у посольства Греции выдвигались требования по возвращению их на историческую родину, компенсации ущерба за конфискованную собственность и в последующем возможности создания своей культурной автономии.
Превращение Македонии в безвольный протекторат Северо-атлантического альянса станет очередным шагом к дальнейшей милитаризации Балкан. Эксперты сходятся во мнении, что во многих отношениях все это напоминает оккупацию Судетской области Чехословакии фашистской Германией по Мюнхенскому соглашению между Гитлером и Чемберленом.
Учитывая определенную шаблонность действий новоявленных претендентов на мировое господство, можно достаточно точно прогнозировать дальнейшее развитие обстановки не только на Балканах, но и в ряде прилегающих районов. Возможны провокации в период выборной кампании в Белоруссии в отношении Калининградской области, в Центральной Азии и в ряде других регионов на подступах к Государственной границе России... Наметившиеся позитивные сдвиги в экономическом и социальном возрождении России, а также укрепление Китайской Народной Республики заставляют известные силы спешить с реализацией устремлений о мировом господстве.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker