на главную страницу

7 Сентября 2001 года

Армия сегодня

Пятница

Сокрушительные залпы "катюш"

К 60-летию образования гвардейских минометных частей

Александр КОЧУКОВ, "Красная звезда".



8 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о создании специальных органов управления полевой реактивной артиллерии во главе с командующим и военным советом. Этот день и считается датой образования гвардейских минометных частей.
* * *
С маршалом артиллерии Павлом Николаевичем Кулешовым я познакомился три года назад, накануне его 90-летия. На мой вопрос: "Где бы нам встретиться и побеседовать?" - он ответил:
- Как где? Конечно, в ГРАУ. Это мой второй дом. В Главном ракетно-артиллерийском управлении МО СССР я проработал более 18 лет. Здесь стал Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, здесь же с меня окончательно сняли гриф секретности.
"Теперь понятно, почему я долгое время не знал "загадочного артиллерийского маршала", - мелькнула у меня в голове мысль. При встрече я уточнил у собеседника:
- Павел Николаевич, когда вас "подвели" под гриф секретности?
- Сразу же после окончания Военной академии Генерального штаба. Было это в сентябре 1941 года. Я трудился в области совершенствования "катюш", потом занимался созданием зенитно-ракетной техники и специальных боеприпасов. Вся моя военная деятельность была строго засекречена, и о ней ничего не сообщалось в печати.
- А с чего она начиналась?
- Месяц я занимался в Генеральном штабе планированием обеспечения действующей армии боеприпасами, а вскоре получил приказ срочно формировать в Алабино 3-й гвардейский минометный полк, который стал своеобразной полевой академией по подготовке командных кадров для оперативных групп ГМЧ (гвардейских минометных частей) на фронтах.
- Как я понимаю, это случилось в октябре. А в начале сентября были созданы руководящие органы реактивной артиллерии. Вы были знакомы с командующим и членом военного совета ГМЧ?
- Прекрасно знал обоих. Военинженер 1 ранга (впоследствии генерал-лейтенант) Василий Васильевич Аборенков принимал активное участие в создании и особенно в доведении до нужной кондиции нового оружия - "катюш". Так что он по праву стал первым командующим гвардейскими минометными частями Ставки ВГК.
Член военного совета ГМЧ генерал Петр Алексеевич Дегтярев прошел большую армейскую школу. Принимал участие в боях с японскими самураями у озера Хасан, хорошо зарекомендовал себя, будучи в артчастях, в первые месяцы Великой Отечественной. В апреле 1943 года именно генерал-майор артиллерии Дегтярев заменил Аборенкова на посту командующего ГМЧ.
- Павел Николаевич, известно, что к началу декабря 1941-го в действующей армии насчитывалось 8 полков и 42 отдельных дивизиона гвардейских минометов. В общей сложности более 500 боевых машин БМ-13 и БМ-8. А ведь когда в июле формировали первую батарею "катюш" капитана Ивана Флерова, то едва семь, если не пять, установок БМ-13 отыскали...
- Да, это так. Решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковых установок для них было принято всего за сутки до начала Великой Отечественной войны.
- Но реактивные снаряды применялись еще в боях 1939 года на реке Халхин-Гол...
- Не будем сейчас углубляться в сложный вопрос о том, почему такое мощное оружие, как "катюши", явно запоздало с выходом на поле боя. Оружие отдельной экспериментальной артиллерийской батареи РГК Ивана Андреевича Флерова не прошло войсковых испытаний. Было принято решение провести их сразу в боевой обстановке.
Почему была такая спешка? Кто виноват в том, что мощное оружие не сразу получило признание? История эта сложная и запутанная. Несомненная вина лежит на Маршале Советского Союза Григории Ивановиче Кулике, который, будучи начальником Главного артиллерийского управления, "мрачно сопротивлялся" принятию на вооружение "рельсовой" артиллерии. Его поддерживал боевой друг по гражданской войне маршал Климент Ефремович Ворошилов.
Даже такой признанный в то время артиллерийский авторитет, как Николай Николаевич Воронов, и тот, мягко говоря, колебался, когда речь заходила о новых минометах. Правда, потом, когда маршал Семен Константинович Тимошенко побывал на полигоне и доложил Сталину о несомненном эффекте нового оружия, а вождь сразу же отдал нужные распоряжения, все кардинально изменилось. И Кулик, и Ворошилов поспешили заявить, что их не так поняли, а Воронов стал запоздало раскаиваться - мол, в реальном бою нужна и "стрельба по площадям", а не только по целям.
- И все же каким образом удалось так быстро наладить серийное производство "катюш"?
- Когда поступили первые сообщения с фронта о "чудесах", которые творят новые минометы, о том, что фашисты панически боятся их огня, на скорейшее производство "катюш" и боеприпасов к ним было брошено все. Сам Сталин, как сейчас говорят, взял дело под личный контроль... Вам сейчас даже трудно представить себе, что это означало. Дело прошлое, но Сталин был для советских людей самым настоящим Богом на земле. Клич "За Родину! За Сталина!" не пустые слова.
Серийное производство боевых машин БМ-13 было организовано на московском заводе "Компрессор". Снаряды для них делались в столице и в других городах. К тому же имелся большой запас авиационных осколочных снарядов 82-мм калибра. И тогда группа конструкторов в короткий срок создала установку для стрельбы этими снарядами. Это была тридцатишестизарядная боевая установка БМ-8 на шасси ЗИС-6, а потом - БМ-8 с двадцатью четырьмя направляющими на шасси легкого танка Т-40 и танка Т-60.
- Когда я встречался с генералом Петром Алексеевичем Дегтяревым, то он говорил, что поначалу "катюши" страдали серьезными недостатками. К примеру, долго не удавалось повысить кучность стрельбы. Конструкторов вызывал в свое ведомство Лаврентий Берия и грозился посадить их в подвал с крысами, если они в короткий срок не смогут принять эффективных мер.
У Берии "лекарство" было одно - запугать, заставить силой...
- И все же Сталин доверял ему.
- Доверял, но не во всем. Как-то, возвратясь в Генштаб, мой тогдашний начальник Николай Николаевич Воронов рассказал мне забавную историю. Он был на совещании у Сталина, на котором Берия запросил выделить ему 50.000 винтовок. Сталин поставил под сомнение такое количество. Берия настаивал на своем, в разговоре с Верховным перешел на грузинский язык. Сталин резко оборвал его и предложил отвечать по-русски.
После долгих объяснений Иосиф Виссарионович согласился выделить для вооружения вновь формируемых дивизий НКВД 25 тысяч винтовок. Берия упрямо отстаивал свое. Тогда Сталин сказал представителю ГАУ, ведавшему оружием: "Зачеркните то, что там значится, и напишите 10 тысяч винтовок".
Взяв ведомость, Верховный тут же утвердил ее. После совещания Берия догнал офицеров Главного артиллерийского управления и пригрозил: "Погодите, мы вам кишки выпустим!"
- Павел Николаевич, после войны вам довелось работать с сыном Берии Сергеем. Ему не исполнилось еще и тридцати, а он уже доктор наук, лауреат Сталинской премии, главный конструктор... Такой был талантище?
- Особых талантов я за Сергеем Берия не замечал. Щеголял в нарядных иностранных шортах, любил, как сейчас выражаются, "принять на грудь", повеселиться. Но рос по службе и работе он быстро. За счет чего? Думаю, умел выдавать успехи коллектива за свои собственные. Под его началом был Александр Андреевич Расплетин. Он действительно, не побоюсь сказать, был гений в области радиотехники и электроники. Впоследствии стал академиком, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии...
- А Берия-старший оказывал влияние на сына? Бывал у вас на полигоне?
- В наших краях видеть его не приходилось. Но звонил. Однажды даже посоветовал мне заменить моего адъютанта - что-то молодой лейтенант невпопад сказал по телефону и вызвал немилость главы репрессивных органов.
- Павел Николаевич, и все же как сложилась судьба Берия-младшего?
- Сергея-то?! В связи с "делом" отца Лаврентия Павловича Берии его в июле 1953 года арестовали и до конца 1954 года содержали в одиночной камере сначала в Лефортовской, а затем в Бутырской тюрьмах. После освобождения из заключения вручили ему паспорт на имя Сергея Алексеевича Гегечкори и отправили в ссылку на Урал, где он стал работать в должности старшего инженера. Через 10 лет ему разрешили переехать в Киев, где в девяностые годы он написал и издал книгу "Мой отец - Лаврентий Берия..." Однако вернемся к нашим "катюшам".
Через два месяца после начала Великой Отечественной войны материальная база позволила перейти от формирования отдельных батарей "катюш" к созданию дивизионов и полков реактивной артиллерии. Командирами гвардейских минометных частей становились, как правило, хорошо подготовленные офицеры-артиллеристы.
Формирование полков было возложено на начальника Первого Московского артиллерийского училища полковника Бажанова, впоследствии маршала артиллерии.
- А как ваша "полевая академия", т.е. 3-й гвардейский минометный полк в Алабино?
- Я создал его, наладил учебный процесс и, возглавив оперативную группу ГМЧ, отбыл на Северо-Западный, потом на Волховский фронт, где я был тяжело ранен.
В июне 1943 года меня отозвали с фронта и назначили заместителем командующего гвардейскими минометными частями. Я часто привлекался к работе в оперативных группах представителей Ставки.
- С кем вам тогда довелось поработать?
- С Георгием Константиновичем Жуковым, Александром Михайловичем Василевским... Хорошо помню свою первую поездку на Северо-Кавказский фронт с маршалом Жуковым. Из этой поездки я вынес свое мнение о Георгии Константиновиче. Полководец, как говорится, от Бога. Чем сложнее была обстановка, тем рельефнее проявлялись его замечательные качества - мгновенно оценить вероятное намерение противника, принять единственно правильное решение, твердо управлять боем и во что бы то ни стало довести дело до победы.
С подчиненных спрашивал строго. Но любил людей мужественных, храбрых, настоящих военных профессионалов, не боящихся отстаивать свое мнение даже перед ним, маршалом.
- Ну а как на поле боя проявлялись полководческие способности "мягкого и корректного" маршала Василевского?
- С Александром Михайловичем я прошел Курскую битву, форсирование Днепра, освобождение Крыма... Будучи представителем Ставки и имея широкие полномочия, он никогда не злоупотреблял властью, не навязывал своих решений командующим фронтами, нам - специалистам разного профиля. Как правило, садились за стол и начинали обсуждать различные варианты применения тех же "катюш". Познания Василевского были велики.
- Уже к началу Курской битвы количество "катюш" резко возросло.
- Да. Если в контрнаступлении под Сталинградом участвовало 13.500 орудий и минометов, 1.258 пусковых установок полевой реактивной артиллерии, то в контрнаступлении под Курском действовало уже 34.500 орудий и минометов, 4 тысячи пусковых установок.
- А что было к концу войны?
- Тогда наша артиллерия всех видов выглядела внушительно. Мы добились того, что на участках прорыва достигли плотности 350 и даже до 400 орудий и минометов на 1 км фронта. Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования увеличилась в 7 раз с 4.718 до 33.636 орудий и минометов. В реактивной артиллерии вместо несовершенных, устаревших рам М-30 появились боевые установки, смонтированные на автомашинах повышенной проходимости, - БМ-31-12.
Отдельно хочется сказать об артиллерии РВГК. К началу войны мы имели немногим более 100 артиллерийских и минометных полков, а к концу войны их количество было доведено до 1.548, с учетом корпусных и армейских частей - до 2.036 полков.
- Вы свободно оперируете цифрами потому, что работали в то время в штабе артиллерии Советской армии?
- Являлся заместителем начальника штаба всей советской артиллерией. Командующим был главный маршал артиллерии Николай Николаевич Воронов.
А что касается наших "катюш", то они в послевоенный период претерпели сильное изменение в сторону увеличения мощи огня. Гением реактивных систем я считаю Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, профессора Александра Никитовича Ганичева. Его системы залпового огня "Град", "Ураган" и "Смерч" - лучшие в мире.

На снимках: маршал артиллерии П.Н. КУЛЕШОВ; памятник "катюшам" в белорусском городе Орша.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker