на главную страницу

11 Сентября 2001 года

Актуальная тема

Вторник

Генерал-лейтенант Александр Скородумов: Мы должны готовить настоящих профессионалов

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ

Беседу вел Олег ФАЛИЧЕВ, "Красная звезда".



Визитная карточка: СКОРОДУМОВ Александр Иванович. Родился в п. Пено Калининской области в 1948 году. В 1970-м с отличием окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище. Начал офицерскую службу командиром взвода. В 1979 году окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, а в 1994-м - Военную академию Генерального штаба. Командовал полком в Афганистане. В 1996 году назначен заместителем командующего войсками Забайкальского военного округа по боевой подготовке. В 1998-м - заместителем командующего войсками Сибирского военного округа. В июле с.г. указом Президента Российской Федерации назначен начальником Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Мужества, именным оружием. Женат, имеет сына и двух дочерей.

- Александр Иванович, вы пришли в очень непростое время на очень непростую должность, которая по разным причинам долго оставалась вакантной. Это было время реорганизации Вооруженных Сил, оптимизации видов войск и военных округов, их численного состава. Когда приходилось считать каждый литр горючего, каждый снаряд... Скажите, а какова сейчас ситуация с выполнением программы боевой подготовки в войсках? Как это отражается на выучке личного состава?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, я широкой читательской аудитории напомню основную цель боевой подготовки. Она - в достижении такого уровня выучки военнослужащих, который обеспечивает безусловное выполнение боевых задач. Вообще надо четко уяснить: никто ничего тут искусственно не придумывает. Все в конечном итоге обусловлено интересами национальной обороны страны. Именно они жестко определяют нам то, что мы хотим получить от той или иной дивизии, полка, взвода, солдата. Если иметь в ВС настоящих профи - это одно. А если, извините, пушечное мясо - это совсем другое. Нельзя требовать от, скажем, молодого офицера того, чего мы ему недодали, чему недоучили. Причем это зависит не только от нас.
В последние годы финансирование Вооруженных Сил стало более стабильным, а планирование боевой учебы соответственно более реальным. Однако всплеск цен на энергоносители отразился на количестве топлива, выделяемого на нужды боевой подготовки. Лимиты были сокращены на четверть, что вызвало сокращение общего количества тактических и тактико-специальных учений, упражнений по вождению боевых машин в составе подразделений.
КШУ, например, сейчас мы вынуждены проводить вблизи пунктов постоянной дислокации или непосредственно в них. Максимально ограничены все передвижения войск, до минимума сведены силы обозначения и вывод техники. А при проведении тактических учений в целях экономии ГСМ техника используется только на этапе боевой стрельбы. Вот такая не очень радостная картина.
И все же общее выполнение планов подготовки органов управления и войск (сил) за 2000 год составило 90-95 процентов. В зимнем периоде обучения 2001 года - 92 процента. Это, на первый взгляд, неплохо. Но цифры опять же мало что могут сказать. По ряду причин и прежде всего из-за нехватки топлива только в Сухопутных войсках не было проведено несколько полковых тактических учений с боевой стрельбой. А значит, столько же полков не завершили высшую форму слаживания, командиры и органы управления не приобрели необходимых навыков управления войсками, военнослужащие срочной службы - навыков ведения общевойскового боя.
Жесткое лимитирование ГСМ привело к тому, что впервые за последние 20 лет, например, в ВМФ план боевой подготовки за зимний период обучения выполнен только на 80 процентов. По этой же причине в ВВС и морской авиации ВМФ сокращено количество вылетов, а средний налет на летчика составляет всего 10-15 процентов от научно обоснованных норм. Прослеживается устойчивая и опасная тенденция снижения уровня готовности летных экипажей к выполнению боевых задач. Многие летчики уже несколько лет не получают практику боевого применения и взаимодействия на полигонах в составе ударных групп в ходе общевойсковых тактических и оперативно-тактических учений. Подготовка летного состава боевой авиации по повышению классной квалификации практически свернута, так как из-за крайне низкой интенсивности полетов создаются длительные перерывы, теряются натренированность и навыки, снижается безопасность полетов. Это не позволяет осваивать сложные виды пилотажа, необходимые для повышения классной квалификации.
Из всего этого следует один вывод. Вооруженным Силам необходимо гарантированное материальное и финансовое обеспечение боевой учебы в соответствии с планами и программами. Лишь это сохранит системы подготовки органов управления и войск, позволит привести их в соответствие с требованиями всего воинского уклада жизни.
- Александр Иванович, существуют ли тут научно обоснованные нормы? Каким должен быть минимальный уровень затрат на обучение личного состава?
- Это, увы, зависит от многих факторов. Главное управление боевой подготовки, например, распоряжается лишь теми средствами, которые идут на содержание и обеспечение учебной материально-технической базы. Согласитесь, без полигонов, танкодромов, стрельбищ, учебных центров и классов учить войска невозможно. Что касается оплаты боеприпасов, ГСМ, тренажеров и оборудования, то она осуществляется по другим статьям сметы Минобороны.
Вместе с тем нашими специалистами в целом были подсчитаны затраты на проведение различных мероприятий боевой подготовки. К примеру, выполнение контрольных стрельб танковым подразделением в начале текущего года обходилось в среднем около 650 тыс. руб. Эта цифра могла изменяться в ту или иную сторону в зависимости от времени года, климата, условий местности, удаленности от полигонов, учебных центров и т.д. По нынешним меркам все это, конечно, недешево. Но разве жизнь солдата, офицера дешевле?
На обеспечение мероприятий боевой подготовки и совершенствование учебно-материальной базы в 2001 году испрашивались ассигнования в сумме около 170 млн. рублей. А лимит бюджетных обязательств, согласно утвержденной смете расходов установлен где-то в 60,0 млн., что составило лишь 35,9 процента от запланированных. Но даже это хорошо, потому что свидетельствует о положительной динамике роста объемов финансирования в этом году по сравнению с предшествующим. Ведь за этими цифрами, повторю, - жизнь солдата, офицера, особенно с учетом "горячих точек", продолжающейся контртеррористической операции в Чечне.
- Что ж, возразить тут действительно что-либо трудно. Но ведь есть еще и так называемые компенсационные меры. Что они дают и как применяются?
- Вы правы. Совсем уповать на государство в это трудное время было бы неправильно. Наоборот, надо всячески помогать ему. Как? Недопоставки горюче-смазочных материалов, запасных частей, новых образцов вооружения и военной техники вызвали необходимость применения малозатратных форм обучения, сказавшихся прежде всего на сокращении общего количества войск, выводимых на учения. А также выполнении упражнений стрельб из танков и БМП с места или огневых городков, вождении одиночных машин и комплексировании различных предметов обучения. Другой путь повышения профессиональной подготовки, полевой, морской и воздушной выучки - развитие учебно-тренировочных средств (УТС), систем обучения, моделирования, тренажа и имитации.
Однако при существующем уровне финансирования разработок и серийного производства УТС, созданных на базе компьютерных технологий, удалось частично укомплектовать только военно-учебные заведения и окружные учебные центры. Кроме того, по наличию и состоянию УТС в войсках сегодня можно отрабатывать не более 10-15 процентов задач боевой подготовки. И все же, как видите, мы не только занимаемся комплексированием, но и разрабатываем свои ноу-хау.
- Суровой, трагичной, но объективной проверкой качества боевой учебы стали события в Чечне и Дагестане. Что нового принес в боевую подготовку "чеченский" опыт?
- Контртеррористическая операция в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации оказала немалое влияние на направленность учебного процесса и актуализировала значение одиночной подготовки военнослужащих.
Был проанализирован опыт проведения совместных с подразделениями и органами Министерства внутренних дел России специальных операций, несения службы сторожевыми заставами и блокпостами, ведения противоснайперской и противоминной борьбы, штурма населенных пунктов. На основе этого опыта Главным управлением боевой подготовки Вооруженных Сил РФ разработан ряд методических рекомендаций по обучению войск, создается соответствующая учебная материально-техническая база.
Больше внимания стало уделяться и горной подготовке. В войсках Северо-Кавказского и Ленинградского военных округов горные подразделения проходят сейчас специальную подготовку и завершают слаживание на горных полигонах проведением батальонных тактических учений с боевой стрельбой.
При проведении всех командно-штабных и общевойсковых тактических учений обязательно отрабатываются вопросы ведения борьбы с диверсионными и террористическими группами, совершения маршей при угрозе нахождения на маршрутах минно-взрывных заграждений и обстрелов воинских колонн. С войсками, не входящими в состав видов и родов войск ВС, воинскими формированиями других министерств и ведомств Российской Федерации проводим совместные тактические и командно-штабные учения, сборы и занятия по командирской подготовке.
Кроме того, результаты боевых действий в Чечне отчетливо обозначили несколько проблем, касающихся строительства Вооруженных Сил. Они сейчас анализируются.
- Совсем недавно воссоздан Главкомат Сухопутных войск. Как, на ваш взгляд, это отразится на качестве боевой подготовки?
- В настоящее время, когда появился принципиально новый взгляд на военную организацию государства, активно осуществляется военная реформа, встал вопрос о воссоздании Главкомата СВ, который в изменившейся обстановке может наиболее эффективно организовать подготовку СВ и осуществлять руководство ими.
При создании Главкомата были учтены как задачи, стоящие перед Вооруженными Силами на современном этапе, так и новые требования к качественному состоянию войск. Ближайшая задача, которая возложена на ГК СВ - создание целостной и гибкой системы подготовки СВ, отвечающей требованиям организационного строительства Вооруженных Сил, обеспечение обученности органов управления соединений и воинских частей выполнять задачи по предотвращению глобальной военной угрозы, а также в военных конфликтах локального и регионального масштаба. Но более чем трехлетнее отсутствие Главкомата Сухопутных войск, безусловно, сказалось на уровне подготовки соединений и частей, поскольку было отчасти утрачено управление этим процессом.
Отрадно, что с назначением командования Сухопутных войск одно из первых его решений было направлено на организацию именно боевой подготовки, полное и своевременное обеспечение мероприятий всем необходимым. Под руководством Главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя министра обороны РФ в подготовительный период проведены мероприятия по уточнению планов подготовки войск, определены приоритетные направления обучения в летнем периоде, спланирована и проводится комплексная работа Главкомата и ГУБП ВС РФ в округах. Ее результаты будут положены в основу планирования подготовки Сухопутных войск в 2002 учебном году.
- И последнее. Какие острые проблемы, на ваш взгляд, еще остаются в обучении личного состава и как их можно решить?
- Что касается проблем, то они типичны для всех Вооруженных Сил. Первая из них - значительный некомплект офицеров звена взвод - рота (батарея) и их профессиональная подготовка. Найти желающих на эти должности при окладе взводного примерно в 1.500 рублей не так просто. Это ведет к тому, что утрачивается преемственность в обучении и воспитании личного состава, а в войсках "вымывается" резерв к выдвижению на вышестоящие должности. Сегодня командирами рот (батарей), батальонов (дивизионов) назначаются офицеры, увы, не имеющие достаточного опыта и методических навыков в организации и проведении занятий. Вы можете себе представить комбата, который не в состоянии провести учение? Но это - реальность. Были, кстати, курсы "Выстрел", где мы доучивали командиров полкового звена. Этой базы теперь у нас не стало.
Вторая проблема: должности командиров взводов и им равные укомплектованы на 90 процентов выпускниками гражданских вузов, которые имеют слабые навыки в организации и проведении занятий. Естественно, все это отрицательно сказывается на уровне подготовки сержантов и солдат.
Наконец, для некоторых соединений и воинских частей проблемой является несовершенство, а главное - несоответствие пропускной способности учебно-материальной базы возросшему объему возложенных на нее задач. А на модернизацию или строительство новой средств не хватает...
В завершение всего сказанного замечу. Несмотря на объективные трудности, командующие и командиры делают все возможное для качественной организации боевой подготовки войск. И, как показало проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе, уровень выучки личного состава позволяет гарантированно выполнять поставленные там задачи.
Напомню еще раз - боевая учеба войск сверхдешевой быть не может. Она требует немалых материальных и финансовых затрат. Но они оправданны, если каждое воинское формирование Вооруженных Сил будет готово обеспечить безопасность государства в любую минуту, без всяких условий и в полном объеме.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker