на главную страницу

13 Сентября 2001 года

Гость редакции

Четверг

У нас в запасе - год...

Публикацию подготовил Игорь ЯДЫКИН, "Красная звезда".



Очередным гостем нашей редакции стал известный отечественный экономист, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил ДелЯгин. Михаил Геннадьевич широко известен в стране и за рубежом не только как один из немногих ученых, разрабатывающих теоретические аспекты процесса глобализации на основе их практического управляемого, а временами и стихийного воплощения в мировую действительность. Читатели "Красной звезды" хорошо запомнили его прогнозы развития мировой и отечественной экономики на ближайшую и среднесрочную перспективы, простой и ясный анализ процессов, происходящих в экономике России на фоне развития экономики мировой. Вот и сегодня Михаил Геннадьевич ответил на многие чрезвычайно серьезные, а главное, жизненно важные для нас вопросы.

- Михаил Геннадьевич, чем занимается Институт проблем глобализации, как он возник?
- Институт наш создан группой работавших ранее вместе людей, которые однажды обнаружили, что традиционные методы фундаментального анализа перестали работать. И мир устроен как-то не так, как нас учили в школе. И самое главное, что сейчас происходит в нем, - это глобализация, которая имеет массу разъяснений и трактовок. Самое внятное определение таково: глобализация - это процесс очень быстрого формирования единого финансового и единого информационного пространства на базе компьютерных технологий. Иными словами, в любой момент времени из любой точки мира практически без потерь вы можете передать деньги в любую другую его точку и в любой момент времени из любой точки мира передать информацию в любую другую его точку и получить информацию практически о любом событии.
Это техническая сторона дела, но она оказывает очень большое влияние на общественное развитие. Около десяти лет назад впервые в истории современного человечества самым коммерчески выгодным видом деятельности стало не изменение вещей, не преобразование природы, а формирование человеческого сознания. Раньше, начиная хоть с древнеегипетских жрецов, этим преимущественно занималось государство, поскольку сей промысел не был выгодным с коммерческой точки зрения. Ныне с появлением новых технологий, компьютеров и единого информационного поля, всемирного телевидения и т.д. самым главным, самым выгодным видом частного бизнеса стало влияние на сознание людей.
В результате, если раньше человечество меняло окружающую природу, то сегодня человечество развивается, меняя себя. Это очень хаотический процесс, он еще толком не осмыслен, его самым энергичным образом используют все кому не лень, начиная с бизнеса и кончая политикой, но в целом его последствия непонятны. Понятны только его последствия для управляющих систем, которые были сформированы для старой реальности, для прежней жизни, и поэтому в новых условиях их эффективность резко падает. Все серьезные угрозы, которые несет глобализация для управляющих систем, в разной степени проявились у нас в России.
Первая и самая обычная: в процессе управления обществом, влияния на сознание людей, на то, как люди думают, возникает соблазн подменить реальное решение проблемы соответствующей пропагандой. Не нужно затрат, усилий и времени для решения той или иной проблемы, достаточно либо ее замалчивать, либо делать вид, что все хорошо, либо говорить о том, что она уже решена, - все зависит от мастерства. Реально же проблема остается нерешенной.
Вторая угроза, вытекающая из первой, - это самопрограммирование системы управления. Когда вы кого-то в чем-то убеждаете, волей-неволей вы убеждаете в том же и себя и сами начинаете верить в ту реальность, которую рисуете для управляемых субъектов. В результате вы теряете адекватность восприятия действительности. Я сам имел возможность в этом убедиться, когда работал в аппарате первого Президента России, как раз в период создания существующей ныне политической системы. Могу сказать, что изменения в сознании самих сотрудников администрации были очень быстрыми. Буквально за два года - с конца 1994-го по конец 1996-го - эти люди не то что полностью перестали понимать, что происходит вокруг, но и очень четко уяснили, что это не нужно понимать. Потому что, мол, мы формируем информационное поле и этого вполне достаточно.
Третья угроза - утрата ответственности, возникающая оттого, что вы управляете по телевизору, по "картинке". Формируя определенную информационную среду для людей и сами купаясь в этой информационной среде, вы неминуемо забываете, что за "картинкой" на телевизоре есть какая-то реальная жизнь. Вы перестаете на эту жизнь обращать внимание и понимать то, что ваши действия как-то влияют на людей.
И еще одна опасность для управляющих систем, связанная с глобализацией процесса формирования сознания, - социальное разделение, которое возникает внутри общества и связанное с этим ограничение демократии. Демократия - не тот или иной набор общественных правил или институтов, но система, позволяющая управляющей системе максимально полно учитывать мнения и интересы, которые существуют в обществе, и реализовывать их в конкретных решениях. В разных общественных условиях демократию могут обеспечивать разные институты. Скажем, всеобщее собрание граждан, бывшее инструментом афинской или новгородской демократий, в современном обществе стало бы инструментом ее искоренения. В сталинском СССР мнения и интересы общества, несмотря на бесспорно тоталитарные инструменты управления, учитывались в целом эффективнее, чем в формально "демократической" России позднего Ельцина.
Длительное время осуществляя управление обществом при помощи информационных технологий, вы вдруг обнаруживаете, что управлять всем обществом и менять его сознание в целом избыточно. Достаточно сфокусироваться на элите - на людях, участвующих в принятии решений или являющихся по тем или иным причинам образцом для подражания. И дальше они уже сами будут транслировать сигнал, который вы им дадите. В результате длительного информационного воздействия меняется тип сознания элиты, а тип сознания общества остается в сущности прежним. Подобное происходит в большинстве развивающихся стран и в сегодняшней России тоже. И скажем, демократы за семь лет (с 1991 по 1998 год) оторвались от общества в целом значительно быстрее, чем те же коммунисты за 70 лет предшествующей истории.
Соответственно, снижается эффективность системы управления, потому что она не улавливает те мысли, интересы, идеи, которые возникают в обществе. Общество разорвано. Разорвано не только наше общество, разорвано человечество в целом: в нем сформировался круг развитых стран, способных в первую очередь по технологическим причинам иметь возможность формировать сознание всему остальному миру. Мы же находимся в отстающей части мира.
- Чем это нам грозит?
- Для нас эпоха глобализации сводится фактически к двум вещам. Прежде всего к предельно жесткой конкуренции. Сегодня конкуренция - это война, ведущаяся на уничтожение слабых. Запад не останавливается перед военными операциями для достижения того или иного экономического выигрыша ("Буря в пустыне" ради краткосрочного повышения мировых цен на нефть, агрессия против Югославии или раздувание войны в Македонии ради ослабления евро).
Во-вторых, мы являемся объектом очень целенаправленного применения информационных технологий. И пока еще не полностью осознаем масштабы этого применения.
Принципиально важно - и в этом состоит принципиальное отличие от предыдущей эпохи, -что сегодня информационные технологии против России применяют не только государства. Если раньше можно было говорить об американской, японской, китайской и иной пропаганде, то сейчас на все это наложилась самостоятельная пропаганда огромного количества корпораций и даже неправительственных организаций (у нас они называются общественными), начиная с мафиозных групп и кончая религиозными сектами. Процесс этот стихийный, некоординируемый, и поэтому противостоять ему значительно труднее.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние российской экономики?
- Сегодня в России мы переживаем период относительного благополучия, самый спокойный после 1989 года. И очень у многих от этого благополучия начинает кружиться голова. Внимание концентрируется на экономическом росте (в 5,4 процента в 1999, 8,3 процента в 2000 и ожидаемых 5 процентов в 2001 году) и предполагается, что он будет продолжаться всегда. При этом не учитываются причины этого роста и проблемы, которые приходят с ним.
Причин роста 1999 - 2001 гг. - четыре. Прежде всего после того как страна пережила девальвацию и в результате ее не рассыпалась, ввиду роста рентабельности экспорта и сокращения рентабельности импорта, она получила мощный импульс к развитию. Понятно, что к настоящему времени этот импульс практически исчерпан. Прошло почти три года, реальный курс рубля потихонечку растет: в прошлом году на 15,2 процента, в этом году - примерно на столько же, и девальвация перестала уже оказывать свое позитивное воздействие.
Второй инструмент роста - стабильные цены естественных монополий, которые в сентябре 1998 года добровольно заморозили свои тарифы, естественно, при помощи правительства. С тех пор прошло уже три витка повышения тарифов, в следующем нам обещают четвертый... Таким образом, этот инструмент обеспечения роста экономики тоже исчерпан.
Третий фактор роста, единственный оставшийся, - это высокие мировые цены на российское экспортное сырье, в первую очередь нефть. Но этот фактор не зависит от нашей воли. С учетом цикличности мировых цен на энергоносители в промежутке до конца 2005 года цены на нефть должны упасть, лишив нас финансовой подпитки. С содержательной точки зрения нынешнее длительное сохранение цен на нефть вызвано прежде всего аппетитами транснациональных нефтяных корпораций, базирующихся в США и приведших к власти в них своего представителя. Они выигрывают от высоких цен на нефть на порядок больше, чем Россия, и их не смущает урон, наносимый этими ценами Европе и самой Америке.
Другая причина удорожания нефти - своего рода бунт Саудовской Аравии против американцев. В свое время Саудовская Аравия рассматривалась американцами как форпост против проникновения СССР в исламский мир. Прошло восемь лет, арабы осознали, что Советского Союза больше нет, а у них есть свои собственные интересы, которые можно реализовывать. Саудовская Аравия - основной производитель нефти в мире, США - основной потребитель. Отсюда и противоречия интересов.
Мы сейчас полностью зависим от исхода этого конфликта, но ясно, что рано или поздно, в конце концов по окончании президентства Буша, цены на нефть будут снижены, так как они создают слишком большие проблемы для развитых стран. Если сначала были проблемы в основном для европейцев, потому что их технологическое отставание от США означает большую энергоемкость их экономик, то сегодня эта проблема дотянулась и до Америки. Замедление экономического роста США во многом связано с высокими ценами на нефть, и они будут прилагать все усилия для того чтобы снизить цены. Иными словами, до конца 2005 года мы обязательно потеряем и этот фактор роста.
Последний фактор роста, производный от первых трех, - высокий внутренний спрос. Он обусловлен тем, что у предприятий и обеспеченной части населения накопилось сравнительно много денег, которые расходуются внутри страны. Но у нас устойчиво растет реальный курс рубля, сокращается рентабельность экспорта и стремительно, опережающими темпами, растет импорт. В результате все больше денег расходуется не на покупку товаров внутренних производителей, а на импорт. С последнего квартала 2000 года у нас темп роста импорта опережает темп роста экспорта, и это опережение постоянно увеличивается. Во втором квартале этого года импорт вырос на 28,9 процента, что составляет рекорд последней пятилетки, а экспорт вырос всего на 6,7 процента. Разрыв более чем в 4 раза.
Таким образом, факторы роста постепенно истощаются. Так как рост носит стихийный, неорганизованный характер, в экономике появляются структурные проблемы, которые уже сейчас начинают сдерживать ее развитие. Главная из этих структурных проблем - незащищенность собственности. Сегодня в стране вы можете вкладывать деньги только в то, что вы контролируете, в том числе силовыми методами. Если вы вкладываете деньги в те сферы, которые независимы от вас, вы становитесь своеобразным заложником "хорошего настроения" коллеги по бизнесу и в любой момент можете потерять все.
Вторая структурная проблема - это абсолютный произвол монополий. Скажем, вы построили завод, а после этого вам говорят: четыре месяца назад мы повысили тарифы, правда, забыли об этом вас предупредить, и сегодня мы отключаем вам свет за неуплату, а завтра проводим ваше банкротство, так как ваше предприятие нам нравится.
Эти структурные проблемы не решаются по причине того, что экономическая политика государства в основном ориентирована на развитие крупного бизнеса - "новой олигархии". Сейчас наш крупный бизнес качественно лучше, чем до дефолта. Он зарабатывает уже не на разрушении страны при помощи финансовых спекуляций, а на созидании при помощи развития реального сектора. Но каким бы хорошим он ни был, бизнес все равно не может подменить собой государство. Так, описанные выше назревшие структурные проблемы не решены именно потому, что их решение противоречит интересам крупного бизнеса.
Борьба со злоупотреблением монопольным вложением невыгодна крупному бизнесу, потому что он сам состоит из монополий, а обеспечение прав собственности сдержит его экспансию в первую очередь в регионы.
Помимо незащищенности собственности и произвола монополий, есть и другие стратегические структурные проблемы. В первую очередь надо указать на большое количество депрессивных регионов, которые утратили возможность к самостоятельному развитию и не могут воспользоваться даже той хорошей конъюнктурой, которая сложилась.
Страшная проблема - нищета населения, не менее четверти которого живет на доходы ниже прожиточного минимума. Понятно, что сюда входят богатые люди, которые просто прячут свои доходы. Но в целом нищета в стране сдерживает возможность развития производства, ограничивая, с одной стороны, спрос, а с другой - поддерживая постоянную социальную и политическую напряженность.
Со временем, если не будут решаться эти проблемы, социально-политическая напряженность в обществе будет постепенно нарастать, и результаты последних губернаторских выборов это показывают.
- Значит, нас ждет?..
- Сложившаяся тенденция показывает, что мы имеем очень хороший, очень спокойный ближайший год, по сути инерционное развитие страны будет плодотворным и позитивным, но дальше начнутся большие проблемы. Потому что нерешенность вышеназванных структурных проблем будет продолжать выталкивать капитал из страны, его бегство будет продолжаться, а внешние выплаты вырастут до непосильного уровня.
С другой стороны, приток валюты в страну будет сокращаться хотя бы из-за того, что у нас сохраняется довольно высокая инфляция при стабильном курсе доллара. Это стимулирует импорт, тормозит экспорт и в целом ограничивает приток валюты в страну.
И в этих условиях проглядывается вновь неизбежная девальвация. Предсказывать ее однозначно нельзя. Все зависит от конкретных событий, но ясно, что если будет принят и введен в действие закон о либерализации валютного регулирования, по которому можно вывозить 5 млн. долларов практически без ограничений, а суммы свыше 5 млн. с разрешения ЦБ, который не может не дать этого разрешения, то Россия войдет в зону валютного риска уже в августе следующего года. Если этот закон не будет принят, опасность девальвации отступит до января 2003 года. И задача сейчас состоит не в том, чтобы попытаться противодействовать девальвации, - она почти неизбежна по политическим причинам, и без изменения политической системы ничего поделать нельзя, а в том, чтобы использовать эту девальвацию и превратить ее, выражаясь пышным языком, из кризиса в катарсис.
Последняя финансовая катастрофа действительно заставила работать российский бизнес и превратила его из группы спекулянтов в группу людей, развивающих реальное производство. Поэтому нужно, чтобы следующая девальвация оздоровила государство, заставила его быть эффективным и ответственным. Заставила его ориентироваться не только на крупный российский бизнес и внешних кредиторов, но и на население страны. В принципе это возможно, но успех зависит оттого, как будет действовать российское общество, граждане России в то время, которое у нас есть до этой девальвации.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker