на главную страницу

19 Сентября 2001 года

Армия сегодня

Среда

"Дорога жизни" пока надежна

Но без целевой поддержки государства не выжить и ей самой

Андрей МАТЯХ, "Красная звезда".



Завоз материальных средств в районы Крайнего Севера традиционно принято считать проблемой сезонной. Ну а о том, как порой в стране решаются проблемы такого рода, лучше всего, пожалуй, говорит полная едкого сарказма, невеселая, но уже давно ставшая расхожей шутка: "Зима опять наступила внезапно..." И жизнь, увы, нередко подтверждает ее справедливость.
Перед службами Тыла Вооруженных Сил РФ проблема "северов" также ежегодно встает, как говорится, в полный рост. Причем относится она к числу задач, заведомо обреченных на выполнение. Разумеется, не в силу своей простоты и незначительности. Скорее, совсем наоборот - ведь немыслимо, в самом деле, оставить зимовать дальние гарнизоны и "точки" без топлива, продовольствия, одежды и медикаментов. К этому нужно добавить и то, что выполнение спланированных объемов перевозок по "дороге жизни" направлено на обеспечение не только войск, но и гражданского населения отдаленных северных районов. Словом, отступать тыловикам просто некуда.
Ясное понимание ситуации и является главным залогом того, что все последние годы Тыл ВС РФ вовремя успевает управиться с северным завозом, строго выдерживая жесткий график. А еще, видимо, здесь регулярно смотрят на календарь, потому что проблему "северов" отнюдь не считают сезонной, способной подождать. Планирование накопления грузов в округах и на флотах для будущей зимовки начинается еще в ноябре предшествующего года, в марте уточненный план уже окончательно сверстан, а его выполнение - неизменно предмет особого контроля со стороны командования тыла.
Объем и номенклатура необходимых для завоза в районы Крайнего Севера материальных средств в навигацию-2001 были определены еще в январе-феврале текущего года совместно с тыловыми структурами ФПС, ФАПСИ и Спецстроя. Спланировано доставить 410 тыс. тонн грузов, львиную долю которых составляют ГСМ и твердое топливо, в 301 пункт. Многие из них, кстати, имеют ограниченные сроки навигации, что осложняет выполнение задачи. Если, скажем, на Тихом океане благоприятный период длится несколько месяцев, то в Тикси уже в июле - лед и "белые мухи". Приходится поторапливаться... Однако срок окончания завоза для всех регионов определен один: середина - конец октября.
"Успеем! - уверенно говорит начальник штаба Тыла ВС РФ генерал-лейтенант Дмитрий Булгаков. - График выдерживается четко, без сбоев, на начало сентября план завоза реализован в целом уже на 76 процентов". Веским основанием для оптимизма служат и такие цифры: в Ленинградском военном округе полностью сосредоточены предназначенные к отправке на "малую землю" материальные средства, большая часть из которых уже доставлена в дальние гарнизоны; в ДВО, соответственно, 96 и 74 процента; на Северном флоте - 99 и 78 процентов и т.д.
Уместно сказать и о тех, чьими трудами и стараниями сегодня выполняется эта важнейшая задача. Среди них - начальник группы штаба Тыла ВС РФ полковник Владимир Попов, начальник отдела ЦУП ВОСО капитан 1 ранга Петр Истомин, начальник штаба тыла ЛВО генерал-майор Михаил Щепакин, начальник штаба тыла Северного флота контр-адмирал Анатолий Баглаев и многие другие. А за разумную инициативу, усердие и высокий профессионализм, проявленные при выполнении плана завоза грузов навигации 2000 года, ряд генералов и офицеров тыла были поощрены министром обороны РФ.
Так что "человеческий фактор" по-прежнему значит много. Однако говорить о том, что дело движется по накатанной колее, не встречая "ухабов", и все проблемы "приказали долго жить", означало бы выдавать желаемое за действительное. Причем большинство из них тыловики вынуждены решать из года в год, проявляя подчас чудеса изобретательности и распорядительности, - иного выхода просто нет.
Проблемой номер один, разумеется, является финансирование мероприятий северного завоза. Общая потребность в ассигнованиях на эти цели в текущем году составляет 1 млрд. 700 млн. рублей. И если в последнее время средства начали поступать более-менее регулярно (надолго ли?), то еще совсем недавно они прибывали по капле. Чтобы заткнуть бреши и получить возможность для маневра, приходилось в округах и на флотах перераспределять лимиты в рамках и без того скудного бюджета, в том числе за счет урезания средств на боевую и специальную подготовку. А в наиболее пиковых ситуациях использовать святая святых - НЗ. Который потом восполнялся с немалым трудом.
Впрочем, даже эти чрезвычайные меры далеко не всегда позволяли снять самые острые проблемы. Ведь своими транспортными мощностями Минобороны осуществить северный завоз в полном объеме не в состоянии. Кое-что, конечно, доставляется, так сказать, за счет внутренних ресурсов - например, наиболее срочные грузы, а также медикаменты, товары для военторгов и скоропортящиеся продукты (овощи и т.д.) традиционно перевозятся силами военно-транспортной авиации. Однако на фоне общих объемов поставок это - капля в море. В текущем году спланировано немногим более 80 "северных" авиарейсов, что позволит перебросить лишь около полутора тыс. тонн грузов. Более весомую часть материальных средств доставляют по назначению вспомогательные суда флота, но и они не в силах объять необъятное. Основную же часть перевозок выполняют гражданские транспортные организации, с которыми отношения у тыловиков сложились хотя в целом и партнерские, но отнюдь не безоблачные.
Давно канули в Лету времена, когда клиенту верили на слово: мол, пообещал заплатить, значит, заплатит. Рыночные реалии внесли свои коррективы. И в марте текущего года - а это месяц заключения договоров с судовладельцами - тыловикам пришлось вести с ними же напряженные и неприятные переговоры. Причина сакраментальна - отсутствие средств. Верить в долг транспортники в итоге отказались наотрез, и командованию тыла пришлось твердо настаивать в правительстве на своевременном выделении необходимых ассигнований как единственном способе решения проблемы. На этот раз доводы были услышаны, уже выделено более 80 процентов необходимых средств. Однако в позе просителя ведь долго не простоишь, проблемы же подобного рода возникают с неотвратимой регулярностью. А совершенно логичные, выстраданные предложения военных по упорядочению финансирования северного завоза понимания в инстанциях почему-то не находят. Суть же их, если коротко, состоит в следующем: общую сумму ассигнований предлагается разбить по месяцам. До 1 марта - для заключения договоров с судовладельцами - вполне достаточно лишь 10 процентов средств, к 1 апреля на закупку нефтепродуктов, продовольствия, медикаментов и вещевого имущества требуется еще около 80 процентов, а с мая по ноябрь на транспортные расходы должен быть истрачен и остаток. Казалось бы, намного легче расплачиваться частями, чем выделять сразу все. Однако попробуй, докажи...
Впрочем, свет в конце тоннеля, кажется, все же появился: несмотря на "проблемное" финансирование, в рамках бюджета Минобороны обеспечение перевозок "северных" грузов стало приоритетной статьей расходов. Что, конечно, не снимает всех проблем, однако все же заметно снижает их остроту и в итоге позволяет укладываться в жесткие сроки.
К традиционным заботам в текущем году добавились и новые. Скажем, особенностью северного завоза-2001 является значительный встречный поток грузов, - в рамках реформирования Вооруженных Сил часть гарнизонов за Полярным кругом сокращается, и вооружение, технику и материальные средства нужно вывозить на Большую землю. На решение этой задачи также расходуются немалые средства и отвлекаются значительные силы. Причем федеральным бюджетом эти мероприятия профинансированы лишь наполовину, и нет никакой гарантии, что в обозримом будущем задолженность будет погашена. Пока же выкручиваться приходится опять-таки за счет внутренних ресурсов.
Разумеется, на этом перечень специфических "северных" проблем, подлежащих, несмотря ни на что, безусловному решению, не исчерпывается. И то, что из столичных кабинетов порой, возможно, представляется мелким, несущественным и второстепенным, защитникам северных рубежей страны за Полярным кругом видится совсем иначе. Здесь любой рейс с Большой земли - настоящий праздник, а каждый килограмм жизненно необходимых грузов имеет цену, не сравнимую с рыночной. И поэтому те, кто отвечает за бесперебойную работу северных транспортных артерий, жизнеобеспечение дальних гарнизонов, выполняют свой долг до конца. Но эксплуатировать их энтузиазм и самоотверженность без конца все-таки нельзя. Северному завозу, как воздух, необходима гарантированная целевая поддержка государства.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker