на главную страницу

25 Сентября 2001 года

Тема номера

Вторник

Уроки извлекались под огнем

Беседу вел Александр ВЕКЛИЧ,"Красная звезда".



На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник вооружения Северо-Кавказского военного округа - заместитель командующего войсками округа по вооружению генерал-лейтенант Владимир НЕДОРЕЗОВ

- Владимир Алексеевич, проведение контртеррористической операции на Северном Кавказе наглядно показало, что эффективность боевых действий во многом зависит от грамотного применения вооружения и боевой техники. Насколько сегодня они соответствуют требованиям современного боя?
- Было бы ошибочным полагать, что все проблемы современного боя могли быть решены, если бы удалось создать образец идеального оружия или боевой техники со сверхпрочной защитой и мощными огневыми возможностями. Опыт первой чеченской кампании показал, что надежды командиров на средства ближнего боя были не всегда оправданы. Некоторые из них просто забывали, что на вооружении имелись реактивные системы, танки, мощные самоходные гаубицы. Их использовали, например, при штурме Грозного как своеобразный щит, способный обеспечить прикрытие штурмовых групп. Техника пошла по городским улицам впереди и оказалась уязвимой для дудаевских гранатометчиков. Была лишена возможности маневра. Эти факторы привели к высокому проценту потерь боевой техники, надежность и огневая мощь которых ни у кого не вызывали сомнений.
Не случайно были извлечены жесткие уроки из прошлой чеченской войны. В методику применения боевой техники и вооружения в частях СКВО командиры внесли коррективы. В ходе нынешней контртеррористической операции на Северном Кавказе жизнь подтвердила правильность сделанных выводов. Приведу такую цифру: количество безвозвратных потерь танков по сравнению с прошлой чеченской кампанией при уничтожении бандформирований в Дагестане и Чечне в 1999-2001 годах сократилось в шесть раз.
- За счет чего это достигнуто?
- За счет грамотного использования командирами имевшихся в их распоряжении средств тяжелого вооружения. Так, в Ботлихе танки не шли на оборонительные сооружения боевиков. Используя мощные огневые возможности, они взламывали оборону противника на недосягаемой для его противотанковых средств дальности. В Ботлихской операции мы не потеряли ни одного танка.
Классический пример использования танковых подразделениий в ходе уничтожения опорных пунктов ваххабитов в селениях Карамахи, Чабанмахи.
В Грозном наша группировка в ходе ожесточенных боестолкновений потеряла всего один танк. Боевые машины вопреки надеждам боевиков, находившихся в готовности к уничтожению техники на городских улицах, в Грозный и другие населенные пункты не входили. Они двигались за штурмовыми отрядами и оказывали им мощную огневую поддержку, подавляя сопротивление бандитов на больших дальностях.
Должен отметить, что на различных этапах контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе было задействовано несколько тысяч единиц различных образцов вооружения и военной техники как от частей и подразделений Северо-Кавказского и других военных округов, так и от взаимодействующих с нами силовых ведомств РФ.
- Как вы оцениваете степень надежности боевой техники?
- Анализ боевого применения показал высокую надежность танков Т-62, Т-72, реактивных систем залпового огня, самоходных артиллерийских установок. Большим подспорьем при ликвидации долговременных опорных пунктов экстремистов, оборудованных в зданиях, подвалах домов, различных коммуникациях стали 240-миллиметровые минометы "Тюльпан". Могу со всей ответственностью сказать, что в войсках нет претензий практически ни к одному из образцов стрелкового оружия и средств ближнего боя. Своему предназначению, что называется, в полном объеме соответствуют такие образцы транспортной техники, как автомобили "Урал-4320", гусеничный транспортер МТ-ЛБ.
- Но ведь известно, не вся техника выдержала испытание на прочность. С какими проблемами пришлось столкнуться вооруженцам Объединенной группировки войск на Северном Кавказе?
- Совершенно верно. Боевые действия в ходе проведения контртеррористической операции вскрыли ряд проблем по эффективности применения, живучести и ремонтопригодности целого ряда образцов вооружения и боевой техники. Приведу пример. Практика эксплуатации в боевых условиях выявила значительное количество отказов на БМП-1, БМП-2, БТР-60ПБ, а также на БТР-70, БТР-80, на автомобилях с карбюраторными двигателями.
Одним из конструктивных недостатков БМП является, например, эжекционная система охлаждения двигателя. Опыт эксплуатации боевой машины пехоты показал, что возгорание эжекторов происходит в результате образования в них нагара и выброса масла из двигателя при длительной работе на месте в окопах, на блокпостах в целях обеспечения работы средств связи, приборов наблюдения, в ходе ведения огня как днем, так и в ночное время.
Что, на наш взгляд, необходимо для решения данной проблемы? Свои предложения мы уже подали "оборонщикам". Они заключаются в необходимости разработки автономного источника питания электроэнергией, который бы позволил обеспечить работу средств связи, приборов наблюдения и прицеливания.
Сегодня назрел вопрос о создании принципиально новых боевых и вспомогательных машин. В первую очередь для боя в условиях горной местности, в населенных пунктах. Это должна быть боевая машина с эффективной броневой защитой от ручных противотанковых средств, мощным вооружением и большой маневренностью.
- Как используются средства защиты военной техники в боевой обстановке?
- Пожалуй, этот вопрос в числе первых был взят под жесткий контроль. Все танки Т-72 имели как стандартную, так и встроенную динамическую защиту. На танках Т-62, которые в ходе контртеррористической операции показали себя с лучшей стороны, поставили динамические решетки.
В самые напряженные моменты боестолкновений танки данной модификации выдерживали до десяти и более попаданий из гранатометов. В ходе ботлихской операции произошел уникальный случай. В одном из танков, вернувшихся своим ходом из района боевых действий, мы насчитали 18 попаданий, в основном из гранатомета. Потерь среди экипажа тем не менее не было.
На мой взгляд, неуязвимость бронетехники на поле боя достигается ее обдуманным, правильным применением, с учетом всех тактико-технических характеристик.
- Основная тяжесть выполнения боевых задач в Дагестане и ЧР легла на вооруженцев Северо-Кавказского военного округа. Как вы оцениваете их профессионализм, морально-психологическое состояние?
- Согласно оценкам руководящего состава Министерства обороны РФ, Генерального штаба, созданная система ремонта и снабжения Объединенной группировки войск (сил) вооружением, техникой, боеприпасами и другими видами военно-технического имущества в целом обеспечила выполнение боевых задач. Срывов войсковых операций по вине вооруженцев не было. Особенно хотелось бы отметить профессионализм и умелые действия по организации технического обеспечения генерал-майоров Вячеслава Головченко, Николая Калабухова, полковников Александра Шевченко, Никифора Жарова. Они делом доказали, что возглавляемые ими воинские коллективы способны решать все поставленные задачи. К тому же нам приходится заниматься не только техническим обеспечением контртеррористической операции, но и миротворческих сил в Абхазии, Южной Осетии.
- Владимир Алексеевич, достаточна ли оснащенность частей 42-й мсд необходимым вооружением и надежной боевой техникой?
- Соединение имеет все необходимое вооружение и боевую технику, которые позволяют выполнять поставленные задачи в полном объеме. Для действий в горах особенно востребован многоцелевой гусеничный транспортер МТ-ЛБ. Мотострелковый полк оснащен самоходными артиллерийскими системами. Это значительно повысило его огневую мощь. Хотелось бы сказать слова благодарности нашим оборонным предприятиям, которые помогли нам новыми средствами связи, дневной и ночной оптикой, модернизированным снаряжением, легкобронированной техникой. В частности, получены и эффективно эксплуатируются новые колесные бронированные машины "Водник". Большим подспорьем явилась система АСУ, значительно сократившая время приема и передачи данных, приказов и распоряжений в режиме реального времени.
Было бы некорректным не отметить ту помощь и поддержку в вопросах оснащения частей, выполняющих задачи в Северо-Кавказском регионе, которую оказывали и продолжают оказывать руководство Министерства обороны РФ, Генерального штаба, ГРАУ, ГАБТУ, оборонные предприятия. Более того, проблемы технического обеспечения рассматриваются на государственном уровне. Именно на территории СКВО в июне нынешнего года состоялось совещание Совета безопасности РФ, на котором детально рассмотрены вопросы по приоритетным направлениям и неотложным мерам совершенствования вооружения, военной и специальной техники, тылового и технического обеспечения с учетом боевого опыта.
- Немалую роль в полной реализации возможностей боевой техники играет взаимодействие частей и подразделений. Как вы оцениваете его организацию в подчиненных вам воинских коллективах, в том числе и с другими силовыми структурами?
- Без взаимодействия мы вряд ли смогли бы решать поставленные задачи технического обеспечения войск. При проведении контртеррористической операции в регионе участие в ней принимали части и подразделения всех силовых структур. Нужно было учитывать, что, кроме Минобороны РФ, другие силовики не имели в масштабных объемах запасов боеприпасов, военно-технического имущества, у них практически полностью отсутствовали ремонтно-эвакуационные органы. Требовалось организовать подачу в район боевых действий в кратчайшие сроки нужного количества боекомплекта.
Приведу такой пример. Только в период блокирования и зачистки Грозного вооруженцы группировки обеспечили поставку в действующие части других силовых структур независимо от ведомственной принадлежности более 50 тонн боеприпасов к стрелковому оружию. В единой системе под нашим руководством выполняли и продолжают сегодня выполнять задачи инженерно-технический состав МВД, ВВ МВД, Федеральной пограничной службы, ФСБ, а также вооруженцы всех без исключения видов и родов войск Министерства обороны. Таким же образом решаем вопросы эвакуации техники с поля боя. Взаимодействуем с военными строителями, которые ведут обустройство складов боеприпасов, парков боевых машин, инженерно-технических объектов. Наша же задача - предоставить им в случае необходимости тяжелую транспортную технику для доставки в труднодоступные районы крупногабаритных грузов. Без взаимодействия с инженерными войсками, их деятельности по обезвреживанию фугасов на дорогах наша боевая техника имела бы значительное число потерь.
Думается, необходимо иметь одного заказчика в лице Генерального штаба, который бы осуществлял оснащение Вооруженных Сил, включая все наши силовые ведомства, по единому плану. Все это позволит более эффективно решать поставленные задачи по совершенствованию технического обеспечения войск как в боевой обстановке, так и в их повседневной жизнедеятельности.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker