на главную страницу

25 Сентября 2001 года

Национальный интерес

Вторник

Передний край у кромки моря

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: В исключительной экономической зоне, территориальном море РФ ежесуточно ведут промысел до 700 российских и около 100 иностранных судов. Одновременно службу по защите морских биоресурсов несут более 30 кораблей, катеров и судов Пограничной службы РФ, более 300 инспекторов государственных морских инспекций региональных управлений ФПС России. Представителями органов морской охраны Погранслужбы ежегодно осматриваются тысячи российских и иностранных судов, проводятся тысячи рейдов по проверке прибрежного промысла, изымаются тысячи тонн незаконно добытой морепродукции... По оценке экспертов, масштабы противоправной деятельности российских промысловых судов по расхищению морских биоресурсов не уменьшаются. Практически ежедневно за незаконный лов морепродуктов пограничники задерживают 2-3 промысловика. Значительное количество рыболовецких судов за нарушение природоохранного законодательства подвергаются штрафам. Одна из задач Погранслужбы РФ как военной организации, отвечающей за обеспечение безопасности государства на границе и в пограничном пространстве, состоит в пресечении незаконного вылова биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, Азовского и Каспийского морей, недопущении их несанкционированного вывоза в иностранные порты. Деятельность пограничников в этой сфере регламентируется Федеральным законом "О Пограничной службе Российской Федерации", целым рядом федеральных законов о морских пространствах России, президентскими указами и правительственными постановлениями. В составе региональных управлений ФПС имеется весь комплекс сил и средств для выполнения функций охраны морских биоресурсов: соединения пограничных сторожевых кораблей, государственные морские инспекции как органы специализированного контроля за морским рыбным промыслом, авиация, береговые посты технического наблюдения, оперативно-розыскные органы и органы пограничного контроля.

По морям - по волнам
В основном определен и правовой статус, режим морских пространств, где охраняются биоресурсы. Другое дело, что есть морские пространства с неопределенным международно-правовым статусом, такие как Каспийское или Азовское море. Предстоит также решить на межгосударственном уровне проблему разграничения морских пространств на Баренцевом, Беринговом, Черном морях. Как отмечают в департаменте морской охраны ФПС, отсутствие международных соглашений по этому вопросу затрудняет применение сил по охране морских биоресурсов да и чревато возникновением конфликтных ситуаций.
На Азовском море промысел осуществляется в соответствии с правилами рыболовства, утвержденными российской и украинской сторонами в ходе 12-й сессии совместной российско-украинской комиссии по рыболовству. То есть там, несмотря на "подвешенный" статус моря, вопросы промысла и охраны биоресурсов в нормативно-правовом плане решены. Есть установленные для всех правила. Есть совместные соглашения ФПС РФ и погранведомства Украины о совместном контроле всей акватории Азовского моря. Имеется соглашение между Госкомрыболовства РФ и рыбохозяйственным ведомством Украины, где все вопросы по совместному контролю оговорены.
Кстати, украинские пограничники вопросами охраны морских биоресурсов не занимаются, в их компетенцию это не входит. На Украине эти вопросы решают органы рыбоохраны государственного департамента рыбного хозяйства министерства аграрной политики. С ними наши пограничники большей частью и взаимодействуют. Хотя пока у них нет документа, определяющего порядок такого взаимодействия. Сейчас готовится его проект, и в этом году планируется провести с украинской стороной соответствующие консультации. Наверняка после этого взаимодействие между органами морской охраны Погранслужбы РФ и рыбоохраной Украины станет на порядок лучше. Ведь проблем в Азово-Керченской акватории больше чем достаточно. До 1998 года здесь процветал неконтролируемый промысел осетровых и других ценных видов рыб. В результате на Азовском море наблюдается резкое снижение их запасов.
Связано это не только с браконьерством. Есть и причины экологического характера, связанные с осолонением Азовского моря из-за уменьшения годового стока Дона и Кубани, ухудшения снабжения моря биогенными солями, необходимыми для формирования кормовой базы рыб. Поэтому проблема сохранения осетровых здесь носит комплексный характер. Это и борьба с браконьерством, и борьба за сохранение среды обитания водных биоресурсов. Хотя в последние годы на Азовском море многое сделано по пресечению широкомасштабного браконьерства, которое носило организованный характер. Сейчас такого беспредела с использованием крупно- и среднетоннажных судов, какой был раньше, стало гораздо меньше. В основном незаконным промыслом грешит население прибрежных районов, которое вынуждено заниматься этим из-за элементарной нищеты.
В связи с тем что на Каспии нет единых правил охраны водных биоресурсов, браконьерство там носит интернациональный характер. Вывоз черной икры осуществляется как из России, так и из других прикаспийских стран. С наиболее варварским браконьерством пограничникам приходится сталкиваться именно на Каспии. Причин тому несколько. Это и большой спрос на осетровых как внутри страны, так и за рубежом. Это и высокий уровень безработицы среди местного населения, особенно в Дагестане. Это и коррумпированность части представителей тех органов, которые призваны пресекать браконьерство. В прошлом году на Каспии пограничникам пришлось 15 раз применять оружие. Но ясно, что только силовыми действиями проблему эту не решить. Нужен комплекс мер, в том числе экономического характера.
Мафия противодействует...
Масштабы браконьерства действительно очень серьезные. Пограничники, взаимодействуя с органами рыбоохраны, специализированными морскими инспекциями Министерства природных ресурсов, всеми силами пытаются с ним бороться. Прежде всего предпринимаются меры по подрыву экономической базы браконьеров. В соответствии с установленным порядком и законодательством РФ специальные поисковые группы на море вытраливают незаконно установленные сети, крючья, другие орудия лова. Изымаются и по решению судебных органов конфискуются плавсредства, которые незаконно используются браконьерами. Усиливается контроль как на море, так и на берегу за выходом плавсредств.
Но когда затронуты чьи-то реальные экономические интересы, неизбежно возникает противодействие. Тут волей-неволей приходится ожидать какого-то ответа. И самое тревожное, подчеркивают пограничники, что преступники пытаются использовать в этом население прибрежных районов. Стремятся разжигать ненависть к Погранслужбе у обычных жителей. Возьмите события на побережье Дагестана, когда была подвергнута блокированию погранзастава, а пограничный корабль, который пытался вытраливать незаконно поставленные орудия лова, группа людей на лодках и катерах собиралась брать чуть ли не на абордаж. Пограничникам выставлялись ультимативные требования вернуть изъятые плавсредства.
Какова здесь позиция местных властей? Не оставляют ли они пограничников заложниками ситуации?
Везде по-разному. В основном власти пытаются помочь, с ними есть взаимопонимание. Скажем, в Астрахани к "погранцам" относятся прекрасно. Три года назад ФПС России и Астраханская область подписали договор о сотрудничестве. Область выделила пограничникам 300 тонн топлива, подарила 5 катеров, помогает с жильем, предоставила для дислокации погранотряда, госморинспекции и штаба ОКПП "Астрахань" необходимые здания, а для бригады морских пограничных сторожевых кораблей - место базирования в порту. Вот это - государственный подход. Но иногда и власти бессильны под натиском криминала.
В соответствии с федеральным законодательством пограничные корабли и самолеты могут применять оружие против судов-нарушителей в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие меры, необходимые для прекращения и задержания нарушителей. Например, в феврале этого года на Дальнем Востоке рыбопромысловое судно, которое явно вело незаконную деятельность в исключительной экономической зоне России, не выполнило требования об остановке для досмотра и даже не отреагировало на предупредительную стрельбу. Было принято решение о применении оружия на поражение. Никто из членов экипажа, к счастью, не пострадал: летчики пограничного самолета стреляли в необитаемые людьми части судна. Судно-нарушитель затонуло, членов экипажа подняли на борт пограничного корабля.
Путина - по плану
По всем признакам работа по охране морских биоресурсов приобрела не кампанейский, а плановый повседневный характер. От крупномасштабных операций, которые требовали сосредоточения усилий в какие-то короткие сроки, ФПС России, другие федеральные органы исполнительной власти, с которыми взаимодействуют пограничники, перешли к рядовой рутинной работе. И шум здесь абсолютно не нужен, а то у браконьеров, как шутят в департаменте морской охраны ФПС, излишняя бдительность появится.
Но, безусловно, учитываются соответствующие периоды промысла. И, например, когда идет путина лососевых видов рыб, когда после нагула в океане они идут на нерест в реки, планируются специальные мероприятия по их охране. А, скажем, когда в разгаре минтаевая путина в Охотском море, создаются объединенные штабы, группы контроля и т.д. Только за весенний период этого года было пресечено более тысячи нарушений. Допускались они в основном в период минтаевой путины в Охотском и Беринговом морях, а также на Каспийском море браконьерами, пытавшимися осуществлять незаконный промысел осетровых.
Чужие здесь не ходят?
Народ наш любит треску, которая водится в Баренцевом море. И из которого наших рыбаков все активней теснят норвежские пограничники... Могут ли наши "зеленые фуражки" что-либо предпринять в ответ?
Из всего Баренцева моря, отмечают специалисты ФПС, российских рыбаков никто не вытесняет. Здесь имеются в виду промысловые районы вокруг Шпицбергена. В последнее время контроль за российскими промысловыми судами в этих акваториях со стороны береговой охраны Норвегии действительно усилен. Более того, имеются случаи необоснованного задержания и арестов этих судов, конвоирования их в норвежский порт. В чем же дело?
Международно-правовой режим архипелага Шпицберген определяется Договором о Шпицбергене, заключенном на конференции в Париже в 1920 г. между девятью странами. В настоящее время участниками договора являются более 40 государств, в том числе Россия. Так вот, в соответствии со статьей 3 договора страны - его участницы имеют право на свободный доступ в воды, фьорды и порты на архипелаге. Традиционно российские рыбаки ведут промысел у берегов Шпицбергена с учетом тех мер по управлению морскими биоресурсами и регулированию рыболовства, которые вырабатываются совместно российской и норвежской сторонами для Баренцева моря. Что касается российских пограничных кораблей, то они могут находиться в водах вокруг Шпицбергена, пользуясь свободой мореплавания. Свою роль пограничники видят в том, чтобы морально поддерживать наших рыбаков, направляя туда пограничные корабли. Порой они одним своим присутствием в районе промысла делают работу российских рыбаков более спокойной.
Недавно в Москве побывала правительственная делегация Норвегии. На двусторонних переговорах обсуждалась и рыболовная проблематика. В этой связи в ФПС надеются на изменения в лучшую сторону, на переход от экономической конфронтации к обычной практике добрососедских отношений.
Почему дорожает минтай?
Госкомрыболовства РФ недавно предложил ввести на какой-то период мораторий на лов в Охотском море. Связано это с тем, что там снижаются запасы рыбы, особенно минтая. Причины тому разные, прежде всего переизбыток крупнотоннажных судов, имеющих возможности вылавливать рыбу в больших объемах. Видимо, промысел в этом районе на какое-то время целесообразно ограничить. Не потому ли этот самый минтай, который раньше за копейки покупали кошкам, стал стоить почти как кета или горбуша?
Цены на морепродукты, действительно, имеют устойчивую тенденцию к росту. Связано это и с тем, что в определенной степени сокращаются рыбные ресурсы. Рыба как ресурс становится и для рыбаков... дефицитом. Идет настоящая борьба за то, чтобы получить квоты, выйти в море, поймать, обеспечить производство, получить прибыль и т.д. Такова и общемировая тенденция. Рыба, являющаяся воспроизводящимся ресурсом, тем не менее из-за мощного добывающего пресса все же сокращается в запасах.
Однако биоресурсы - это не только рыба, но и крабы, креветки, водоросли...
Промысел краба стоит на втором месте после рыбного. И хотя краб не является сегодня постоянным объектом продажи у нас на рынке для российского потребителя, это важнейший источник поступления валюты, поскольку краб в основном экспортная продукция. Этим также пользуются браконьеры и контрабандисты, которые пытаются вывозить краба, избегая пограничного, таможенного, валютного контроля. Чтобы, продав его иностранному партнеру, получить солидную валютную выручку, скрыв ее от контролирующих органов. Немало добывается в морских водах России моллюсков, особенно кальмара, мидии, морского гребешка. Ведется добыча иглокожих - кукумарии, морского ежа, трепанга, а также водорослей, особенно ламинарии (морской капусты).
У пограничников отняли стимул
Повышение эффективности борьбы с браконьерством сдерживает дефицит топлива, соответствующих плавсредств. Имеющиеся в распоряжении пограничников сторожевые корабли и катера изначально не были предназначены для выполнения задач по охране биоресурсов. Они потребляют большое количество топлива и к тому же уступают в скорости современным судам и катерам, используемым браконьерами. Задача оснащения ФПС плавсредствами, отвечающими предъявляемым к ним требованиям, решается, но медленнее, чем хотелось бы. Причина известна - недостаточное финансирование.
На деятельность пограничников по охране морских биоресурсов негативно повлияло и то, что с 2001 года все средства, поступающие на счета Погранслужбы в результате применения санкций к нарушителям, уходят в бюджет. Определенный процент на материально-техническое развитие теперь не остается. Создалась такая ситуация, когда для органов Пограничной службы, осуществляющих охрану биоресурсов, никакого экономического стимулирования фактически нет. В ФПС считают, что это и несправедливо, и нелогично. Это лишает возможности использовать средства на приобретение топлива, премирование сотрудников, принимающих участие в выявлении и пресечении нарушений, но получающих за это крайне скромную зарплату. В большинстве стран с успехом практикуется система стимулирования органов охраны водных биоресурсов за счет использования ими части средств, взысканных с нарушителей. Но мы и здесь пошли "своим путем". Пограничники надеются, что все же будет принято более конструктивное решение в отношении средств, поступающих за счет санкций, применяемых к нарушителям.
Кто же находится сегодня на переднем крае борьбы за наше национальное достояние?
Это, к примеру, Северо-Восточное региональное управление ФПС, которым руководит генерал-лейтенант Николай Лисинский. Он проводит очень большую работу, как организатор борьбы с браконьерством на Северо-Востоке страны. Значительная доля этой нелегкой работы ложится на Тихоокеанское региональное управление, которое возглавляет генерал-полковник Павел Тарасенко. Ему активно помогают отдел морской охраны во главе с контр-адмиралом Сергеем Мажириным, начальники государственных морских инспекций Сергей Мальцев, Юрий Онищенко, Георгий Добровольский. На Каспии добрая слава, как о непримиримых борцах с браконьерством, идет о начальнике Западно-Каспийской государственной морской инспекции Северо-Кавказского регионального управления ФПС Узбеге Магомедове, командире Астраханской бригады пограничных сторожевых кораблей Алексее Сандрикове. Здесь можно было бы назвать не один десяток фамилий. Люди эти делают тяжелейшую и очень нужную государству работу.
Кстати, 1 июля исполнилось три года с того дня, как ФПС России приступила к охране морских биоресурсов со всем объемом необходимых прав и обязанностей. И, думается, можно уже подвести некоторые итоги. Они говорят о том, что решение о подключении пограничников к охране биоресурсов, принятое руководством страны и закрепленное затем федеральными законами, является вполне обоснованным. Силы и средства, которые задействованы сейчас Погранслужбой на этом участке, дают отдачу. Несмотря на проблемы, поступление налогов от рыбохозяйственной отрасли увеличилось в целом по стране практически в два раза, а по некоторым регионам - от двух до семи раз. Это говорит о том, что из тени выведена значительная часть рыбной отрасли. И, по информации из регионов, во многих субъектах Федерации, где рыбная отрасль является основной, уже повысился уровень производства. Значит, не в карман браконьеров идут средства от вылова, а в бюджеты всех уровней. Значит, хватит биоресурсов и нашим потомкам?
Фото Ханса-Юргена БУРКАРДА, журнал "Штерн".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker