на главную страницу

27 Сентября 2001 года

Армия сегодня

Четверг

Не допустить ошибок

Полковник Александр КОРАБЕЛЬНИКОВ,заместитель начальника кафедры тактики Общевойсковой академии ВС РФ, доктор военных наук, профессор.



"Красная звезда" уже не первый раз в этом году обращается к проблемам обучения и воспитания курсантов и слушателей, становления молодых офицеров в войсках (см. номера газеты за 4, 5, 6, 14 сентября). И наши публикации не оставили равнодушными читателей. В частности, в сегодняшнем номере мы публикуем письмо, которое затрагивает новую тему: в нем идет речь о преподавателях и их проблемах. Точка зрения автора в чем-то спорная, но тем полезнее может быть разговор, который мы продолжим на страницах газеты. Ждем ваших откликов.

За три века своего существования система военного образования аккумулировала уникальный опыт. Сформировались национальные традиции обучения и воспитания армейских кадров. Сегодня, когда военная школа переживает очередной этап реформирования, очень важно учесть этот опыт, не допустить ошибок.
Прежде всего мы должны признать, что сейчас все отчетливее проявляется несоответствие между уровнем подготовки военных кадров и новыми, более высокими требованиями к ним, вытекающими из положений Военной доктрины, законов "Об образовании", "Концепции национальной безопасности РФ", приказов и директив министра обороны, других руководящих документов.
В чем же причина? Приходится констатировать, что в этом сыграли свою роль и реформы высшей военной школы.
Как, например, можно расценить процесс повального сокращения военных училищ и академий? Ведь в первую очередь уничтожались уникальные школы, которые готовили "штучных" специалистов для Вооруженных Сил (штурманы, специалисты РЭБ, связисты...)?
Далее, в соответствии с Законом "Об образовании" все специальности, по которым ведется подготовка в вузах страны, внесены в утвержденный правительством классификатор. Для каждой специальности разработаны Государственные стандарты высшего профессионального образования, регламентирующие состав, содержание и объем обязательных учебных дисциплин. В итоге военные вузы обязаны включать в свои учебные планы весь комплекс стандартизированных гражданских учебных дисциплин с полным сохранением объема и содержания независимо от степени их значимости и необходимости для подготовки офицера. При этом вопреки требованиям ст. 32 Закона "Об образовании" (разработка учебных планов и программ является компетенцией вуза) навязывается обязательное согласование планов и программ военных вузов с руководством гражданских учебно-методических объединений. То есть все содержание подготовки офицерских кадров теперь определяют не военные профессионалы, а административные органы гражданских вузов.
По существу, все высшие учебные заведения обязаны ныне готовить выпускников одновременно по двум принципиально различным профессиям - гражданской и военной. Обосновывается это необходимостью приведения системы военного образования к единым требованиям госстандарта, установленного для гражданских вузов. Но было бы интересно узнать: на каких законах логики или другой науки делаются такие обоснования?
Гражданские вузы 4-5 лет готовят узконаправленных специалистов, имеющих некий определенный уровень общего образования и специальную подготовку. То есть уже изначально не делается ставки на то, что выпускник посвятит всю свою жизнь одной из самых достойных и благородных профессий - защите Отечества. Следовательно, и образовательный процесс в военных вузах в результате насыщения его "гражданскими" дисциплинами неизбежно приобретает поверхностный характер, а высшее военное профессиональное образование лишается фундаментальности.
Обучение по смешанным программам ведет к размыванию целенаправленности военной подготовки, ее нацеленности на формирование у обучаемых командных и организаторских качеств. Содержание обучения перестает соответствовать условиям и задачам военной службы. Искажается, а то и выхолащивается главный принцип подготовки военного человека - учить тому, чего требует военная служба, что необходимо на войне. Создаются условия для психологического раздвоения личности выпускника, его постоянной моральной готовности к увольнению из армии. В том числе, как показывает практика, сразу после завершения обучения и получения диплома о высшем образовании.
Следующая причина отставания уровня подготовки кадров от требований военного дела - сокращение сроков обучения в академиях. Трехгодичная система позволяла приобрести прочные знания по общим положениям и вопросам подготовки соединений и частей к выполнению боевой задачи. Но даже в этих условиях вопросы управления боем усваивались слушателями поверхностно. Слушатели-двугодичники усваивают в основном общие положения. А уже по вопросам подготовки и управления подразделениями в ходе боя имеют поверхностные знания.
Остается лишь с сожалением смотреть на выпускников академий, которые выходят из их стен специалистами среднего уровня. Приобретать недостающие знания этим офицерам придется непосредственно в ходе службы. И им здорово повезет, если этот процесс будет протекать не в ходе боевых действий, а в мирной обстановке. Еще больше им повезет, если рядом окажется специалист "старой школы". Так неужели именно это ставилось целью сокращения сроков обучения в академиях?
Отдельный разговор - о профессорско-преподавательском составе академий.
В 1998 году произошло снижение штатной категории преподаватель до воинского звания подполковник. А на технических кафедрах - даже должность старший преподаватель стала соответствовать этому званию. О какой же перспективе в службе начинающего преподавателя может идти речь, если более двух третей выпускников академии - подполковники. К тому же в соответствии с действующим законодательством выпускник академии, даже если он семи пядей во лбу, должен убыть в войска и уже оттуда поступать в адъюнктуру, готовящую научно-педагогические кадры. Но служба в войсках предполагает возможность роста. А что же дает академия? Ведь большинство адъюнктов - подполковники. Значит, к моменту становления офицера как преподавателя высшей военной школы он будет подлежать увольнению из Воорженных Сил по достижении предельного возраста службы (45 лет).
Раньше некоторые офицеры назначались в академию на преподавательские должности без окончания адъюнктуры, из войск. И это правильно. В высшую школу приходили люди с должностей начальника штаба, командира, заместителя командира полка, дивизии. Они имели богатый практический опыт, который в ходе повседневной деятельности передавали не только слушателям, но и своим товарищам-преподавателям.
Интересно было бы узнать, какой командир полка со штатной категорией полковник захочет теперь стать преподавателем академии. Не говоря уже об офицерах более высоких звеньев. Сейчас ситуация усугубляется еще и снижением тарифных разрядов профессорско-преподавательского состава академий. И опять же, все делается с благими намерениями - привести тарифные разряды военнослужащих в соответствие с тарифными разрядами государственных служащих. Очевидно, эти шаги направлены на повышение уровня благосостояния научно-педагогических кадров. Однако переход на низшие тарифные разряды осуществляется уже сегодня, а оплата по ним в соответствии с окладами государственных служащих планируется с июля 2002 года...
Еще один момент. Преподавателям говорят, что пенсию при увольнении будут начислять по ныне действующему, более высокому тарифному разряду. Но не будем забывать, что в военкомате есть такой же приказ, в котором указан соответствующий занимаемой должности уволенного действующий тарифный разряд. Как показывает опыт уволенных преподавателей, начисление пенсии производится по действующему тарифному разряду, а не по написанному в выписке из приказа.
В итоге многие преподаватели академии отказываются продолжать службу на низших тарифных разрядах и подают рапорта на увольнение по оргштатным мероприятиям.
Казалось бы, очень хорошо, что этим же приказом значительно увеличены тарифные разряды профессорско-преподавательского состава военных институтов. За преподавателей этих учебных заведений можно только порадоваться. Особенно если учесть уровень жизни современного офицера. Однако, согласно данному приказу, получается так. Старший лейтенант - преподаватель физической подготовки в военном институте будет иметь должностной оклад равный окладу преподавателя кафедры оперативного искусства или тактики академии. При этом у последнего за плечами служба в войсках, ученая степень и звание подполковник или полковник.
Получается, что эта "уравниловка" лишает стимула молодых офицеров-преподавателей институтов повышать профессиональное мастерство. В системе высшего военного образования у них нет перспективы.
А это означает следующее. В ближайшее 2-3 года кафедры академий уже потеряют опытный профессорско-преподавательский состав, имеющий богатый войсковой опыт. А их место займут молодые офицеры с войсковой практикой уровня рота-батальон. Потому что только они имеют перспективу при назначении на должность преподавателя с вновь вводимым тарифным разрядом. И вот эти офицеры будут обучать и воспитывать командиров и офицеров управлений полков, дивизий и армий.
В результате военные академии потеряют свою притягательную силу не только для военнослужащих своих Вооруженных Сил, но и для армий других государств.
На мой взгляд, сейчас необходимо сделать следующее.
Во-первых, все вопросы реформирования военного образования нужно активнее обсуждать с теми, кого этот процесс коснется и кто будет претворять его в жизнь.
Во-вторых, необходимо срочно приступать к подготовке, а со следующего года перейти к 3-годичному сроку обучения слушателей военных академий и университетов.
В-третьих, в кратчайшие сроки должен быть подготовлен и введен в действие приказ об оплате по тарифным разрядам государственных служащих и уже после этого - перевод академий на новые штаты.
В-четвертых, преподаватель акаде
мии должен быть полковником.
В-пятых, в тарифных разрядах преподавателей военных институтов и академий (университетов) необходима существенная разница.
Хочется верить, что нынешнее руководство страны и армии обратит внимание на реальное положение в высшей военной школе и примет кардинальные меры к ее сохранению.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker