на главную страницу

29 Сентября 2001 года

Армия сегодня

Суббота

"Курск": к подъему все готовы

Наш корреспондент передает из района проведения операции

Роман ФОМИШЕНКО.



Свежий морской ветер, иногда с зарядами холодного дождя, пожалуй, единственное, что напоминает о приходе осени за Полярный круг. Несмотря на предупреждения синоптиков о возможном ухудшении погоды, на заключительном этапе глубоководных технических работ северная природа в районе операции по подъему АПРК "Курск" откровенно радовала своим радушием: ярким, еще теплым солнцем и невысокой, убаюкивающей волной. В эти последние сентябрьские дни суровый Баренц больше походил на Черноморье в бархатный сезон.
Ста метрами глубже, у корпуса затонувшего атомохода, картина совсем иная. Холодно. Сюда уже не так активно, как в июле, пробивается солнечный свет. Да и сама субмарина другая - с многочисленными черными "окнами" в легком корпусе и отсеченной носовой частью. Теперь она выглядит безвозвратно потерянной.
Марк Гирдлстоун, Джон Макарти, Тони Кори, Стив Апвуд, Том Ферюсон, Джон Гратон, Том Викс и Фил Фримен - восемь английских водолазов - полноправные хозяева этого темного уголка Баренцева моря. Последние десять суток они устанавливают направляющие корзины в технологические "окна", прорезанные в прочном корпусе АПРК. До этого иностранные глубоководники трудились в носовой части подводной лодки. Тросовая пила - уникальная подводная система, способная перерезать гигантские сверхпрочные конструкции, не совсем оправдала выданные разработчиком авансы. Даже изрезанный корпус российского атомохода оказался не по зубам заморскому изобретению. Само рабочее полотно пилы, ее ходовые тросы нет-нет, да и выходили из строя, и без помощи водолазов ей не удалось бы справиться с отделением торпедного отсека. В общей сложности на "реанимацию" и замену механизмов пилы водолазы потратили более 120 часов.
Последний обрыв совпал с завершением работ по отделению отсека, что в итоге, как известно, привело к принципиальному спору российских и голландских инженеров. До самого момента подъема "Курска" иностранцы так и не сумели аргументировано доказать, что пила достигла грунта. Тем не менее по обоюдному согласию сторон с вечера 12 сентября резка не возобновлялась. Необитаемые подводные телеуправляемые аппараты и водолазы обследовали, насколько это было возможно, линию в этой части лодки. Однако по требованию российской стороны вакуумные якоря и гидроцилиндры со дна убирать не стали - на случай возможной дорезки отсека.
Не менее сложная в техническом отношении работа по установке направляющих корзин осуществлялась значительно быстрее. Особенно в третьем и четвертом отсеках. Английские водолазы выработали технологию расчистки пространства в прочным корпусе и закрепления гигантских "стаканов". В итоге на установку каждой "воронки" уходило от 4 до 5 часов.
Корзины - еще одно изобретение голландцев. Главная и, пожалуй, единственная их функция - обеспечить правильный, строго перпендикулярный спуск раскладного захвата подъемного троса в технологический вырез. Они будут способствовать и более надежному креплению подъемных тросов при раскачке подводной лодки.
Впервые устройства были опробованы в голландском городе Де Мерн. Тогда специалисты провели монтаж и разработали инструкцию по их установке. При закреплении "воронок" в округлом корпусе "Курска" глубоководникам пришлось продемонстрировать верх профессиональной подготовки.
Прежде всего к шпангоуту они наваривают опорную Г-образную раму. Изогнутую в правильный угол. В ее центре - отверстие, куда уже с помощью лебедки опускается сама "корзина". Здесь она "наживляется" четырьмя болтами. Затем тяжелый остроконечный центрующий цилиндр, также спущенный с водолазного судна "Майо", придает "воронке" нужное положение. В этот момент водолазы окончательно затягивают крепление. Цилиндр поднимается вверх - направляющая корзина установлена.
Каждая из 26 направляющих корзин приняла по подъемному тросу. Трос представляет собой сборку из 54 натянутых семижильных прядей диаметром 18 миллиметров каждая. Прядь имеет минимальную расчетную разрешающую нагрузку в 39 тонн. 54 пряди, собранные в трос, способны удержать вес свыше 2.100 тонн. К одному концу троса крепится раскладной захват. Другой конец заводится в мощный гидравлический домкрат.
Столь крепкие тросы используют не случайно. Грунт в точке гибели атомохода обладает высокой присасывающей способностью. Дело в том, что только около 30 сантиметров его поверхностного среза составляют песок и небольшие камни. Ниже - липкая морская глина. По этой причине, как прогнозируют специалисты, для отрыва лодки от дна потребуется затратить дополнительное усилие в 2 тысячи тонн. В целом, таким образом, необходимо создавать динамическую нагрузку в 12 тысяч тонн. И все это должны выдержать как подъемные тросы, так и домкраты.
Система домкратов получает питание от автономных дизель-генераторов и приводится в действие электрогидравлическими энергетическими блоками. Скорость работы домкратов синхронизируется специальным компьютером. Эта же система контроля показывает давление на каждом из подъемных устройств, состояние разведенных в технологических вырезах захватных механизмов и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности функционирования системы. Все 26 домкратов управляются попарно с единого энергетического блока. Тросовые домкраты до установки на барже "Гиант-4" прошли испытания в соответствии с правилами регистра Ллойда.
За несколько суток до прихода "Гианта-4" в район глубоководной операции водолазы, установившие до этого большую половину всех направляющих корзин, столкнулись с первыми трудностями. Если расчистка пространства за прочным корпусом в носовых отсеках шла быстро, то при работах в седьмом и восьмом отсеках возникли проблемы. "Расчистка пространства в этих отсеках самая трудоемкая", - объясняет командир ЭОН вице-адмирал Михаил Моцак. Например, в пятом отсеке применялось только режущее оборудование. А в районе технологических вырезов седьмого и восьмого отсеков расположены крупногабаритные электрические щиты, системы трубопроводов. Поэтому прежняя технология оказалась малоэффективной.
При работах в этих отсеках глубоководники применили новую схему удаления препятствий. В ход были пущены два так называемых РЭМа, или "тарана". Обыкновенный, который продавливает конструкцию собственным весом в 60 тонн, и гидравлический, наращивающий давление на препятствие с помощью механизмов.
Когда английские водолазы завершили установку направляющих корзин, на борту водолазного судна "Майо" состоялось рабочее совещание, в котором приняли участие вице-адмирал Михаил Моцак, менеджер компании "Смит Так" Якоб Хоггендорп, руководитель операции по подъему корпорации "Мамут" Малькольн Дели, ведущий специалист ЦКБ "Рубин" Сергей Шмелев, руководитель водолазных работ контр-адмирал Геннадий Верич. Главная цель, которую поставили перед собой участники встречи, - выработать схему взаимодействия сил, привлеченных к операции. Всего на совещании было обсуждено свыше 20 рабочих вопросов. Вот несколько эпизодов этого диалога:
Михаил Моцак: Как вы собираетесь информировать "Петр Великий" о ходе выполнения операции? Я предлагаю делать это по технологической карте проведения этапа подъема...
Малькольн Дели: Согласен. В соответствии с технологической последовательностью операции мы будем информировать о своих действиях контр-адмирала Верича, а тот, в свою очередь, "Петра Великого". В курсе всех событий будет и Сергей Шмелев. Он также сможет выходить на связь с вашим крейсером...
Михаил Моцак: Какое время необходимо для подготовки "Гианта" к началу непосредственных работ по подъему?
Малькольн Дели: 48 часов на позиционирование и подготовку. На все работы уйдет четверо суток...
Михаил Моцак: На каком этапе и каким образом будет устанавливаться защитная сетка на второй отсек со стороны носовой части?
Малькольн Дели: Предусмотрено два варианта: или сразу после отделения первого отсека, на грунте, или водолазы сделают это уже под корпусом "Гианта". Все будет зависеть от успешности отделения первого отсека и от погоды.
На совещании шел разговор и об использовании подрезного троса. С его помощью голландцы планируют, словно ножом, пройти под днищем субмарины и снизить коэффициент присоса лодки к грунту. Один из участников диалога - Якоб Хоггендорп высказался против этой задумки. По его словам, он консультировался со многими опытными моряками и пришел к выводу, что к такому варианту стоит прибегать только в крайнем случае. В итоге российские и голландские специалисты пришли к решению: постепенно увеличивать нагрузку и пытаться оторвать лодку с помощью домкратов, а если в течение четырех часов положительного результата не будет, использовать трос. В этом случае подрезной трос проложат между кормовым стабилизатором и корпусом подводной лодки, и буксиры - "Смит Сингапур" и "Атрек" начнут подрезку грунта.
Кроме того, на "Майо" была выработана схема подъема, буксировки и постановки лодки в док. За 48 часов до полного окончания работ по установке направляющих корзин в район операции прибудет баржа "Гиант-4". По истечении некоторого времени она спустит тросы в проделанные отверстия и начнет "отрыв" лодки. Приподнимать лодку будут со стороны кормы. После отрыва от грунта начнется непосредственно подъем АПРК.
Если позволит волнение моря, не дожидаясь, пока лодка достигнет дна баржи, "Гиант-4" начнет движение. Запланированы 4-5 десятиминутных остановок, в ходе которых "Майо" с помощью дистанционных управляемых аппаратов будет детально осматривать механизм крепления и саму лодку. На весь процесс подъема уйдет 8-10 часов, после чего рубка "Курска" войдет в подводную часть баржи и будет притянута домкратами к деревянным опорным площадкам. С началом буксировки, основная роль в которой отводится буксиру "Смит Сингапур", впереди ордера будет действовать поисково-спасательный отряд. В состав ордера, помимо трех буксиров и баржи, войдут по меньшей мере два судна и "Петр Великий". В кильватерном следе океанское исследовательское судно ГС-87 будет осуществлять радиационный мониторинг.
Транспортировка будет осуществляться на тросе общей длиной свыше 600 метров, как того требуют правила буксировки крупногабаритных грузов. Однако с подходом к Кольскому заливу значительную часть троса выберут для того, чтобы повысить маневренность системы "баржа-субмарина" при ее проводке в узкости.
До начала доковой операции еще в губе Белокаменная высокотоннажную конструкцию "подхватят" два понтона. Это позволит уменьшить осадку всей системы приблизительно на 7 метров.
Как только рубка "Курска" покажется на поверхности, юридически можно будет считать, что личный состав экспедиции особого назначения, который провел в море почти три месяца, выполнил поставленную задачу.
С этого момента в работу включаются члены правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы АПРК "Курск". А первым в осушенные отсеки "Курска" войдут флотские химики и следователи Главной военной прокуратуры.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker