на главную страницу

29 Сентября 2001 года

Армия и общество

Суббота

Мы строим новое государство

На вопросы "Красной звезды" отвечает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по государственному строительству Николай ШАКЛЕИН

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".



Визитная карточка
Шаклеин Николай Иванович. Родился 20 декабря 1943 года. Окончил Пермский государственный университет. С 1971 года работал в органах прокуратуры. С 1987 по 1990 г. - инструктор отдела административных органов ЦК КПСС. С 1990 по 1993 г. - заместитель генерального прокурора России. С 1994 года - первый заместитель главы администрации Кировской области. С января 1997 года был начальник ом областного управления юстиции.
- Николай Иванович, что включает в себя процесс госстроительства сегодня? И вообще, это строительство или перестройка?
- Те преобразования, которые происходили и будут происходить в России в последнее время, на мой взгляд, правильней было бы оценивать как строительство новой государственности. Думаю, что на нынешнем, заключительном этапе реформ, который юридически оформляет смену государственного строя, экономических приоритетов, идеологии, говорить о перестройке было бы просто наивно. Построение властной вертикали, создание федеральных округов, глубинный пересмотр законодательства в сфере налогов, финансов, отношений между обществом и государством - вот далеко не полный перечень признаков того, что мы уже живем совсем в другой стране.
Наш комитет как раз и занимается выработкой законов, которые определяют политическое устройство, регулируют избирательное законодательство, регламентируют формирование органов власти и управления всех уровней, закладывают правовые основы деятельности прокуратуры, судов, административных отношений. Чем качественней будет соответствующая законодательная база, тем быстрей будет идти процесс госстроительства, тем быстрей наши граждане станут жить в стране, где демократия будет органично сочетаться с диктатурой закона.
- Вы два десятка лет отдали работе в прокуратуре. По-вашему, судебно-правовая реформа в стране назрела?
- Давно. Дело в том, что право, в том числе государственное, в лучшем случае фиксирует с небольшим опозданием реалии, сложившиеся в обществе и государстве. В худшем - фиксирует с большим опозданием. Это мы и наблюдаем во всех областях российского права - и государственно-конституционного, и уголовного, и гражданского. В некоторых областях мы руководствуемся правовыми нормами (законами, постановлениями и т.д.), которые были зафиксированы даже не в 80-е, а в 60-е и 50-е годы. Это - данность, да и вообще правовые нормы всегда будут отставать от реалий жизни. Задача законодателей и исполнительной власти заключается в том, чтобы это отставание было минимальным. Основная проблема заключается в том, что любые реформы, любые изменения, в том числе и в правовой области, должны быть во благо.
И вот еще что. Любые реформы нужно проводить поступательно, поэтапно. Да, нужно постепенно передавать некоторые функции от прокуратуры судам, тем более что это закреплено в уже действующей Конституции. Но не сразу, а так, чтобы механизмы этих госструктур сумели к ним подготовиться. В ином случае мы своими поспешными действиями заблокируем работу и судов, и прокуратуры. К чему это может привести, объяснять, я думаю, не надо. В том, что тотальный прокурорский надзор изжил себя, сомнений нет. Но сужать прокурорские функции только до рамок уголовного преследования, думаю, рановато. Ни государство, ни общество к этому еще не готовы.
Что же касается МВД, других правоохранительных структур, то там нужны не структурные реформы, а качественные изменения. В условиях, когда более половины следователей МВД не имеют специального юридического образования, говорить об эффективной борьбе с преступностью не приходится. Не отвечающая требованиям дня профессиональная подготовка, слабая оснащенность, низкий уровень материального обеспечения сотрудников силовых структур - вот проблемы, на которые обязано обратить внимание государство, если оно хочет чувствовать себя защищенным.
- Если можно, немного статистики. Международная организация по борьбе с коррупцией "Transparency International" поместила Россию на 82-е место из 90 по уровню коррупции, а "Уолл-стрит джорнэл" поставил Россию на 127-е место из 155 по индексу экономической свободы. Наконец, Международный институт развития менеджмента в своем исследовании для Всемирного экономического форума поместил Россию на последнее место из 47 стран по уровню развития конкуренции. Вы, являясь членом комиссии Государственной Думы по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти в коррупционной деятельности, как относитесь к таким оценкам?
- Ну, статистика - вещь достаточно условная. Так что не надо торопиться с выводами и говорить о том, что Россия превратилась в мафиозное государство. Это не так. Хотя многие факты заставляют нас серьезно задуматься о существовании такой проблемы, как коррупция.
- И чем же комиссия занята сегодня?
- В распоряжении комиссии имеются материалы о коррупции в Республике Коми, Тверской, Кемеровской областях и еще полутора десятков субъектов Федерации, другие "разработки". У нас на контроле находятся очень серьезные материалы о злоупотреблениях в Красноярске, о последних алюминиевых сделках. Кроме того, комиссия серьезно занята проблемой бегства капиталов за рубеж. И хотя это не всегда напрямую связано с коррупцией, а чаще с несовершенством банковского и налогового законодательства, депутаты намерены поставить под свой контроль и эту проблему. Тем более что ущерб от незаконного вывода активов в западные банки и оффшорные зоны наносит значительный ущерб экономике и финансам России.
С другой стороны, думская комиссия ни в коем случае не намерена подменять собой правоохранительные органы. Главную задачу она видит в экспертизе экономического и хозяйственного законодательства. Почему это необходимо? Потому что в рамках существующего законодательства в сфере борьбы с коррупцией (особенно через изменения в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Гражданском кодексах, регламентирующих актах о проведении крупных торговых сделок и конкурсных тендеров) изворотливые дельцы находят возможности для ухода от налогообложения, формально законного вывоза капитала за рубеж и т.д. Подчас не без помощи нечистых на руку государственных служащих.
Главная причина коррупции кроется в том, что именно от чиновника зачастую зависит решение того или иного вопроса. Его необходимо максимально удалить от принятия решений экономического или финансового характера - главенство должно принадлежать закону. А пока бал правит административная коррупция, которую научно можно охарактеризовать как намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил и регулирующих положений с целью предоставления преимуществ как государственным, так и негосударственным "действующим лицам" в результате незаконного и непрозрачного обеспечения личных выгод государственным чиновникам. Классическим примером административной коррупции является несчастный торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, с тем чтобы они закрывали глаза на нарушения действующих правил торговли. Помимо подобных форм вымогательства, административная коррупция включает в себя и такие примеры "подмазывания", как взятки с целью получения различного рода разрешений, беспрепятственного прохождения таможенного досмотра, получения предоставляемых на конкурсной основе государственных заказов на различные поставки или предоставление преимущественного права на пользование многими другими государственными услугами. Наконец, государственные чиновники могут просто распределять не по назначению находящиеся под их контролем или под контролем членов их семей прямые финансовые льготы.
- Так насколько глубоко коррупция пустила свои корни?
- Масштабы этого зла, поверьте, впечатляющи. Коррупционеры окопались сегодня не только в "низах". Нечистые на руку люди, не побоюсь об этом сказать открыто, есть и в исполнительных структурах власти верхних эшелонов, и в парламенте страны. А вот озвучивать фамилии не стану - это дело, как принято говорить, компетентных органов. Скажу лишь, что отставка министра атомной энергии Адамова состоялась в какой-то мере из-за того, что думской комиссией в адрес главы государства и генерального прокурора были направлены материалы, в которых деятельность тогдашнего руководителя одного из ведущих министерств представлялась в несколько ином свете.
- Много шума вызвало дело бывшего главного финансиста Вооруженных Сил. Но почему-то в тени многомиллионной аферы остались бывший заместитель министра финансов господин Вавилов, представители Центробанка, исполнительных структур власти, без которых сомнительного российско-украинского контракта не могло быть вовсе. Когда наконец на скамье подсудимых окажутся "тузы", а не "стрелочники"?
- В деле о перекачке денег со счетов Минобороны России в адрес определенных украинских структур не все так просто. Следствие по нему продолжается. Кто составит компанию фигурирующим сегодня в нем лицам, покажет время. Давайте не будем его торопить.
Что же касается отсутствия результатов в борьбе с коррупцией, то это не совсем так. Тактические успехи были - вспомните хотя бы расследования вокруг деятельности черноморских портов. За допущенные нарушения в разное время были уволены начальники УВД Тульской и Волгоградской областей, привлечены к уголовной ответственности пять сотрудников новороссийской таможни, заместитель руководителя Торгово-промышленной палаты... Список можно продолжать долго.
Ожидают ли нас громкие процессы? Не знаю. Но пока никто не списал в архив аспекты так называемой "урановой сделки", по которой 500 тонн оружейного обогащенного урана, оценивающиеся специалистами в 8 триллионов долларов, были проданы всего за 12 миллиардов рублей - почти в 1.000 раз дешевле. Под контролем - материалы о Центробанке. Хорошие перспективы имеет и "дело статистиков".
Почему мы до сих пор не одержали стратегической победы? Наверное, потому что борьба с коррупцией ни разу не была обозначена как общенациональная задача. Но очень надеюсь, что в скором времени она будет озвучена, и наряду с противодействием международному терроризму мы объявим "крестовый поход" против опутавшей страну коррупции.
- Вы депутат от Кировской области. Причем депутат, прошедший не по партийным спискам, а выдвинутый непосредственно избирателями. Насколько полно удается в стенах Госдумы решать проблемы своего региона?
- Непростой вопрос... Вот два дня подряд были у меня вице-губернатор и руководитель постпредства области в Москве, вместе с которыми я изучал вопросы включения в федеральные целевые программы, финансируемые из госбюджета, объектов Кировщины. То есть для себя лично я намечал ориентиры "цивилизованного лоббизма". Словосочетание, может, и режет слух, но суть определяет: раз меня сюда делегировал регион, моя первейшая обязанность - отстаивать его интересы.
Но это вовсе не значит, что проблемы простых избирателей меня интересуют в последнюю очередь. Вот как раз сейчас занимаюсь устройством одной больной девочки в столичный институт нейрохирургии - местные врачи помочь ей не в состоянии. Или вот пример - Нововятская средняя школа никак не может "протащить" через таможню 15 компьютеров, видеокамеру и видеомагнитофон, которые пришли ей по линии гуманитарной помощи. Придется направлять ходатайство к руководству таможенной службы, чтобы оно еще раз внимательно рассмотрело вопрос.
Конечно, кое-какими достижениями можно гордиться. Еще недавно на грани краха был протезно-ортопедический завод, расположенный на территории Кировской области. Казалось бы, при том количестве инвалидов, которое существует сегодня в России, такого быть не может, но факт остается фактом - предприятие "умирало". После того, как я смог убедить руководство Министерства труда и социальной защиты в необходимости возрождения завода, его финансирование было заложено отдельной строкой в специальной программе. Как итог - предприятие обрело вторую жизнь. А Минобраз после неоднократных обращений выделило деньги на строительство нового корпуса медицинского университета - в стенах старого, кстати, выступал на заре века Владимир Маяковский. Что еще? Трансферт в Кировскую область в нынешнем году был увеличен по сравнению с предыдущим в три раза.
Но, к сожалению, повода для самоуспокоения эти примеры не дают - сделать еще предстоит очень и очень много для того, чтобы оправдать доверие избравших меня людей.
- Вы долгое время занимали должность первого заместителя главы администрации Кировской области и курировали вопросы взаимодействия с силовыми структурами. Сегодня на территории региона дислоцированы две дивизии, множество отдельных частей. Как, по-вашему, должны строиться отношения между военными и местными властями?
- Если раньше это взаимодействие ограничивалось помощью армии в уборке урожая, то сегодня все изменилось. В центре внимания региональных и даже местных властей - координация деятельности со всеми силовыми ведомствами, проблемы обеспечения боеготовности и боеспособности войск, их материально-технического оснащения. Ну кого, скажите, могут не волновать финансовые, жилищные и бытовые трудности, с которыми приходится сталкиваться нашим военным, ведь, чего греха таить, то состояние, в котором находятся сегодня Вооруженные Силы, иначе как критическим не назовешь. В той же Кировской области гражданская власть помогает и в решении вопросов строительства, содержания жилищного фонда, оплаты коммунальных услуг. Это, замечу, сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Со своей стороны и военные помогают населению области чем могут.
А вообще я считаю, что времена, когда люди в погонах чувствовали себя забытыми, уходят в прошлое. Приходит осознание того, что только вместе, объединившись, все те, кто считают себя россиянами, могут сделать лучшей свою жизнь, сделать лучшим завтрашний день России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker