на главную страницу

29 Сентября 2001 года

История Отечества

Суббота

Тайны Чингисхана



Действительный член Географического общества Иван Евсеевич КОЛЬЦОВ продолжает свой рассказ, начатый в "Красной звезде" 22 сентября с.г.

Посланец небес
Установлено, что Чингисхан родился в 1155 году на правом берегу среднего течения реки Онон, в урочище Делиун-Балдах - примерно в 250 км от нынешнего города Нерчинска. Персидский энциклопедист Рашидаддин утверждал, что от горы Бурхан-Холдун до места рождения Чингисхана - шесть дней пути.
Монгольские источники относили Чингисхана к благородному "золотому роду", принадлежавшему еще в V в. до нашей эры к царствующим скифам, которые обитали в бассейне среднего и верхнего течения Оби. Позднее они переместились в район Персии, Алтая, Саян, Забайкалья. Народ улуса Чингисхана, называвшийся тайчивуты, располагался в районе слияния рек Онон и Шилка. Племя его матери Оэлун и его первой жены Бортэ именовалось кунгираты и тоже относилось к скифским народам.
Лев Гумилев указывал, что отец Чингисхана был главой рода Борджигинов, которые обитали к северу от современной российско-монгольской границы, в районе нижнего течения Онона, включая район Нерчинска. Борджигины отличались зелеными или синими глазами и светлыми с рыжинкой волосами.
В 13 лет Темучин, вошедший в историю как Чингисхан, унаследовал после смерти своего отца Есугей-хана ханский трон и улус с небольшой территорией. К 1204 году, после суровых жизненных испытаний и многочисленных войн, он со своими соратниками сумел объединить многочисленные родоплеменные образования моголов и близкородственных народов. В 1206 году на Курултае (съезде) степной аристократии всенародно почитаемый волхв Кэкчу (Кокэчу?) провозгласил его великим ханом над всеми племенами с титулом Чингисхан.
Каракорум
Столицей империи Чингисхана стал Каракорум, который начал строиться в 1220 году на развалинах более древнего одноименного уйгурского или чжурчженского города. Само происхождение названия Каракорум (Хара-Хорум) до сих пор вызывает споры ученых. В современном монгольском языке "кара" - черная, "хорум" - крепость. В Европе в 1246 году город именовали как Кара-Корон. С позиции славянских языков Хара-Хорум можно прочитать как "хара" - гора, "хорум" - форум, как место сосредоточения общественной и политической жизни. Стоит напомнить, что в Гималаях есть высокая гора Каракорум, имеющая пять вершин, как бы символизирующая единство целого.
К 1234 году при хане Угедее Каракорум был отстроен полностью. В 1260 году хан Хубилай перенес столицу в Кайпин, современный Шайду, а оттуда в 1264 году в Яньцзин - Пекин.
О Каракоруме имеется много древних письменных свидетельств в Китае, Монголии, у арабских и европейских историков. Оставили свои воспоминания посланник Папы Римского Планко Карпини (1246 г.), Вильгельм Рубрук (1254-1258 гг.), Марко Поло (1275 г.), Ибн Батути, персидский ученый Рашидаддин. По описанию Марко Поло, вокруг Каракорума был высокий земляной вал. Возле него находилась большая крепость, внутри которой располагался прекрасный дворец хана. По его сведениям, Каракорум в округе имел 3 мили.
В середине XIII века в Каракоруме проживали много венгров, аланов, русских, грузин, армян. В основном это были талантливые ремесленники, строители, чиновники, воины, ученые, сыновья князей и правителей из Китая, Руси и других районов империи. Кого доставляли в центр империи силой, кто приезжал добровольно, так что дорога в Забайкалье славянам была известна давно. Побывал здесь и князь Александр Невский.
В столице империи действовали культовые сооружения основных религий, учебные центры разных уровней. Здесь же находился большой архив империи, учрежденный по докладу китайского философа Элюй-Чиция. Наиболее важные документы императора находились в золотом сундуке, покоившемся в подземной железной комнате. Такие комнаты были сооружены потом и в пригороде Улан-Батора, Хайлара, Пекина. Военный архив вместе с картами империи и мира хранился отдельно.
О месте расположения Каракорума единого мнения среди историков нет. Марко Поло указывает на карте его расположение восточнее Байкала. Наши исследования позволили установить, что город находился на территории улуса Чингисхана, к востоку от устья реки Онон, у села Ундка между Шилкой и Ундой.
От Каракорума в разных направлениях уходили подземные ходы-катакомбы, соединяя между собой крепости и соседние города, располагавшиеся вдоль Шилки. Столица была связана с различными районами империи многочисленными сухопутными и водными путями по многочисленным рекам (Шилка, Амур, Онон, притоки Лены). Подступы к столице защищал, помимо естественных водных преград, земляной вал протяженностью около 550 км. Вал проходил вдоль северного берега реки Керулен между верхним течением Онона и рекой Аргун. Вал был сооружен при Чингисхане для защиты города от нападения южных соседей.
Естественно, что при переносе Хабулаем столицы державы из Каракорума в Кайпин, а затем в Пекин произошло перемещение управленческих структур, чиновников, ученых. В пригороде Пекина были построены поселения для гвардии, охранявшей императора. Сохранились сведения, что хан Хабулай предпочитал, чтобы охрану императорских дворцов в районе Пекина осуществлял специальный полк, укомплектованный русскими воинами.
Лев Гумилев объясняет наличие русских поселений в азиатских районах империи тем, что вследствие распространения христианства в Северо-Западной Руси стать дружинником, гриднем у князя или ближним у боярина можно было только после крещения, и приверженцы древней славянской веры предпочитали перейти на службу к монгольским ханам, которые охотно брали на службу русских воинов. Так около Пекина возникли целые русские слободы, просуществовавшие до конца XIV века, пока не были уничтожены китайцами в ходе антимонгольских восстаний.
В 1370 году Каракорум вновь стал имперской столицей. Но спустя десять лет - в год Куликовской битвы - город был сильно разрушен войсками китайской династии Мин, хотя как населенный пункт он был известен вплоть до XIX века. На его месте и сегодня должны сохраняться под слоем вековых напластований земли фундаменты зданий, катакомбные ходы. Можно обнаружить прежние некрополи с усыпальницами, храмы, обелиски с надписями на каменных плитах, а также сокровища великого хана - по праву полководца Чингисхан получал немало ценностей, захваченных в военных походах. Их значительную часть он преподносил в дар богам и духам предков в культово-духовных центрах, которые находились в различных районах империи - от Кавказа до Забайкалья.
Где захоронен Чингисхан?
Умер Чингисхан 25 августа 1227 года в возрасте 72 лет на территории тангутского государства Си-Ся во время военного похода - ныне это территория Внутренней Монголии. Даже перед смертью он продолжал давать указания, как разгромить чжурчженей - государство Цзинь. На месте его смерти китайцами были воздвигнуты мавзолей, роскошный храм и огромная белокаменная статуя. Ныне это место поклонения и туризма.
Однако исследователям известно, что тело Чингисхана увезли в Каракорум. В своде сутр и "Сокровенном сказании" упоминается гора Бурхан-Халдун, которую император выбрал для захоронения себя и своих близких. Там же говорится, что Чингисхан захоронен в долине реки Кирентани. В свою очередь Марко Поло писал, что всех великих государей, потомков Чингисхана, хоронили в большой горе Алтай и, где бы ни умер правитель, его привозили туда даже за 100 дней пути. Сам же Чингисхан был захоронен в горе Бурхан-Халдун. Согласно древним письменным источникам, эта гора находилась недалеко от устья реки Онон - здесь Чингисхан в молодости скрывался от своих недругов - меркитов, живших по соседству.
Однако последние ханы монгольской империи - чингизиды оказались захороненными в пределах земель их правления. Так, Кырчак Оглан, последний хан Золотой Орды похоронен в старой части нынешней Самары, а его реликвии и архивы спрятаны в районе Сызрани, у городища Костычу. Тамерлан покоится в Самарканде вместе с сокровищами, Кучум - в усыпальнице у озера Балхаш. Мамай захоронен у озера Ханское в Краснодарском крае, где некогда дислоцировалась военная гвардия Золотой Орды.
Что касается Чингисхана, то его хорошие отношения с культовыми центрами Китая, Тибета, волхвами позволили построить для него скальную усыпальницу, не уступающую гробницам египетских фараонов. В горной местности не надо было возводить больших пирамид, так как их роль могли выполнить многокилометровые вершины гор, через которые проходят вертикальные космические энергопотоки. Под вершинами таких гор в древности и устраивались усыпальницы великих правителей.
Рашидаддин писал, что траур по Чингисхану длился два года, а траур по его имени может быть вечным. Так высоко чтили память создателя евразийской империи наши предки. В устных преданиях сообщается, что после церемонии прощания с Чингисханом из столицы Каракорум было вывезено 7 гробов, которые в строжайшей тайне зарыты в разных местах. Никто не знает, в каком гробу был сам Чингисхан, а где - двойник.
Предания сообщают, что первая скальная усыпальница Чингисхана с подземными ходами находилась внутри горы Бурхан-Халдун. В плане она выглядит в виде большого скифского трезубца, на концах которых находятся три помещения со стрельчатыми сводами. В среднем, самом большом помещении стоит золотой саркофаг, в котором покоится Чингисхан с его любимым большим изумрудом. Он забальзамирован и залит медом. Перед саркофагом стоят три сосуда: большой и два поменьше. В соседних помещениях покоятся его жены. Подземные входы в усыпальницу охранялись многочисленными таинственными стражами, в том числе и в виде бронзовых фигур, отливка которых велась в районе города Алтай.
Но полной уверенности в том, что Чингисхан продолжает покоиться в Читинской области, у российских исследователей нет. Исторические аналогии с перевозкой в другие места саркофагов Александра Македонского, Клеопатры наводят на мысль о возможности перевозки тела Чингисхана из Читинской области в другую скальную усыпальницу. Это, возможно, произошло после того, как Каракорум перестал быть столицей империи.
Новая усыпальница могла быть сооружена на Алтае у горы Белуха, у хребта Тарбагатай или между реками Малый Енисей и Тес-Хем - Тува. Алтай в его древних границах - от Тянь-Шаня до Байкала с хребтом Тарбагатай и горой Белуха - являлся, как известно, священной землей для моголов (скифов).
Реальную усыпальницу Чингисхана неоднократно искали экспедиции Монголии, России, Китая, Японии и других стран. В начале 90-х годов минувшего столетия монголо-японская научная экспедиция, вооруженная самыми современными приборами, в течение трех лет вела безрезультатные поиски усыпальницы.
Результаты же наших исследований показывают, что гора Бурхан-Халдун находится в верхнем течении реки Куэнго в развилке между реками Агита и Алеур - к северу от Чернышевска.
Любопытно, что у озера Байкал имеется скала Мыс Бурхан (если Бур - скала, то Мыс Бурхан можно перевести как Скала Хана). Она имеет вид высокой трехступенчатой пирамиды, верхняя часть которой увенчана скифским трезубцем. Этому сооружению, построенному над усыпальницей правителя какой-то древней державы, около 7,8 тысячи лет. Не исключено, что в тех краях могут быть обнаружены и другие подобные бурханы - скалы ханов.
Вместо послесловия
Проживание скифских народов в Центральной Азии подтверждается многочисленными их захоронениями, подобными знаменитым пазырыкским курганам на территории Сибири и от Алтая до бассейна Онона в Читинской области и Монголии, а европеоидная антропологическая раса первого порядка прослеживается археологами в Сибири и Центральной Азии с 1-го тысячелетия до нашей эры до середины 2-го тысячелетия.
Согласно сохранившимся свидетельствам, в Х - ХIII веках моголы (скифы) были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и светлоглазым. Современный облик обрели их потомки из-за смешанных браков с соседними низкорослыми, черноволосыми и темноглазыми народами.
Современники в ХIII - ХIV вв. неоднократно отмечали, что воины многонациональной армии империи и соседних стран свободно общались между собой, как и их полководцы. Их общение проходило посредством древних славянских языков, их различных диалектов, включая этрусский, русский, праукраинский, в том числе и язык, на котором написаны "Слово о полку Игореве" и "Книга Велеса". Можно утверждать, что древний славянский язык являлся в прошлом языком межнационального общения, а тюркский язык использовался реже. В те времена на территории от Ирана до востока Китая во всех духовных и светских учебных заведениях обучение велось на санскрите, который родственен языкам славян. На санскрите создавались художественные, научные, религиозные, юридические произведения.
Имеются основания надеяться, что ответ на многие вопросы по истории империи Чингисхана, ее культуре, письменности, науке, военному делу удастся найти в монастырских подземных хранилищах Прибайкалья, в районе Улан-Батора, Пекина, у рек Баргузин, Томпуда, города Улан-Удэ. Там же в хранилищах до сих пор хранятся летописи по истории скифов-моголов. Забайкалье богато подземельями, над которыми ночью можно наблюдать и световые аномалии, полеты неких светящихся объектов.
Разумеется, к вскрытию усыпальниц древних правителей надо подходить крайне осторожно. Они оснащены сложными системами защиты, в том числе астральной, принципы действия которых не понятны даже в XXI веке. Надо помнить и о предостережениях мудрецов прошлых эпох. Они не советовали нарушать покой прославленных полководцев, чтобы не вызвать гнев духов предков.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker