на главную страницу

3 Октября 2001 года

Спорт - инфо

Среда

На повороте

Грузия выражает готовность присоединиться к борьбе с международным терроризмом

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



Рабочий визит, нанесенный на минувшей неделе в Москву министром внутренних дел Грузии Кахой Таргамадзе, и переговоры, проведенные им здесь, вовсе не случайно совпали с известием о том, что под давлением США официальный Тбилиси "попросил" чеченского полевого командира Руслана Гелаева убраться с территории, контролируемой грузинскими властями. Теперь, заявил журналистам К. Таргамадзе, эта одиозная фигура скрывается, предположительно, в Абхазии или Южной Осетии. В эти же дни в Москве побывал начальник генштаба ВС Грузии генерал-лейтенант Джони Пирцхалаишвили...

Из Вашингтона дуют новые ветра, и тбилисский политический флюгер не может на них не реагировать. Тем более, терроризм давно стал "родимым пятном" грузинской действительности (вспомните хотя бы неоднократные покушения на Э. Шеварднадзе, "минную войну" в зоне грузино-абхазского конфликта), и борьба с ним, по определению, является важнейшей задачей властей Грузии. Чтобы придать этой борьбе соответствующий пропагандистский фон, заявить о готовности своей страны подключиться к антитеррористическим действиям в мировом масштабе, посол Грузии в РФ Зураб Абашидзе созвал на днях российских и иностранных журналистов.
Прежде всего он напомнил о драматичных событиях в Абхазии, происходивших восемь лет назад. 27 сентября в Грузии теперь называют "днем падения Сухуми". Дата эта, по мнению З. Абашидзе, знаковая. Именно в тот день, считает он, был дан "зеленый свет" агрессивному сепаратизму, который начал затем расползаться по всему кавказскому региону. И который по сути своей - одна из наиболее опасных форм терроризма.
Но, думается, не только абхазская проблематика заставила официальный Тбилиси приветствовать договоренности, достигнутые между Россией и западными странами в области совместной борьбы с международным терроризмом.
Как отметил З. Абашидзе, Грузия в какой-то мере сама стала жертвой событий в Чеченской Республике. И дело не только в том, что она постоянно фигурирует в российских СМИ в не слишком-то приглядном свете. В придачу к 300 тысячам беженцев из Абхазии небольшое и небогатое закавказское государство вынуждено было по гуманитарным соображениям принять около 8 тысяч человек из Чечни. Это потребовало дополнительных материальных ресурсов, осложнило криминогенную ситуацию в Панкисском ущелье, где осело большинство переселенцев. Кроме того, усиленного внимания потребовал чеченский участок российско-грузинской границы, куда были переброшены дополнительные силы и средства. А самое главное - заметно испортились двусторонние отношения Москвы и Тбилиси, что неминуемо сказалось на экономической ситуации в Грузии. Словом, груз отрицательных последствий для республики действительно весьма велик.
Некоторые из этих последствий обоюдными усилиями можно локализовать. Тем быстрее это произойдет, чем активнее будет конкретное содействие грузинских властей в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. "Первая ласточка" здесь может появиться совсем скоро. Как заявил З. Абашидзе, в ближайшее время состоится поэтапная экстрадиция 13 лиц, задержанных в начале июня правоохранительными органами Грузии за незаконное пересечение чеченского участка границы. Процесс этот затянулся из-за долгой идентификации задержанных, но генпрокуратурам двух стран все же удалось утрясти технические вопросы.
Что касается так называемого "чеченского информбюро", ведущего с территории Грузии подрывную идеологическую работу против России, то здесь Тбилиси покуда расписывается в собственной беспомощности. Эта незарегистрированная организация, которую на общественных началах создали представители чеченской диаспоры, проживающие в Грузии и пытающиеся представить себя "полпредами Ичкерии", по словам посла, находится вне пределов правовой досягаемости. Прекратить ее деятельность, дескать, не представляется возможным, поскольку "никакими незаконными действиями эти люди не занимаются".
Утверждение более чем спорное, ведь пропаганда войны и террора, которую фактически ведет "информбюро", в любой цивилизованной стране подпадает под соответствующую статью УК. Хотя какие-то дополнительные правовые рычаги здесь действительно нужны. Ведь грузинская сторона постоянно ставит вопрос о том, что в Москве уже несколько лет примерно в той же юридической плоскости функционирует никем не признанное абхазское представительство. Не это ли и является первопричиной столь лояльного отношения к "чеченскому информбюро" в Тбилиси?
Впрочем, есть и здесь проблески надежды. Как заявил посол, учитывая "качественно новую ситуацию в мире", грузинская сторона "еще раз внимательно изучит этот вопрос и, возможно, сделает дополнительные шаги". Вы помните, что означает, когда дипломат говорит "может быть"...
Чтобы подчеркнуть готовность Грузии сотрудничать с мировым сообществом, в том числе с Россией, в вопросах борьбы с терроризмом, Э. Шеварднадзе недавно заявил, что Грузия приветствовала бы международных наблюдателей на своей территории, в том числе в Панкисском ущелье. В Тбилиси признают, что некоторые чеченцы-кистинцы, компактно проживающие в этом регионе, принимали участие в боевых действиях на территории ЧР, не исключают, что вместе с беженцами на территорию Грузии могли проникнуть боевики. Но начисто отрицают, что обстановка в ущелье сегодня не контролируется. Вот и, по мнению посла, выставление блокпостов на въездах и выездах из ущелья, усиление там полицейских структур, строительство ГЭС с помощью китайских специалистов, поездки и встречи Э. Шеварднадзе с местным населением во многом стабилизировали ситуацию. Во всяком случае никаких лагерей по подготовке боевиков, утверждает посол, там нет.
Возможно, это действительно так. Но нельзя не заметить, что ситуация в Панкисском ущелье, которая, может быть, и имеет тенденцию к стабилизации, сегодня некоторым образом лакируется. То, что здесь строится электростанция и сюда свободно приезжает президент страны, еще не свидетельство того, что регион полностью выведен из-под влияния чеченских боевиков. Прямых и косвенных подтверждений этому более чем достаточно.
Говоря о готовности развивать сотрудничество с Россией на антитеррористическом фронте, Тбилиси тем не менее проявляет крайнюю осторожность. По словам З. Абашидзе, вопрос "о проведении каких-то совместных военных акций" в повестке дня пока не стоит, ибо "надобности в этом нет". По мнению посла, специфика Панкисского ущелья такова, что борьбу здесь надо вести другими методами, прежде всего антикриминального характера. Сложный рельеф местности и горький опыт непродуманных силовых акций в других регионах страны заставляют грузинское руководство семь раз отмерить, прежде чем решиться что-то отрезать.
Боязнь получить на своей территории еще один очаг напряженности отчасти обоснованна. Но где граница между осторожностью и нерешительностью? Насколько эффективен лишь обмен информацией, выставление блокпостов и другие подобные меры превентивного характера в борьбе с террористами? Та же Америка теперь убедилась, что лучшая защита от терроризма - нападение на него...
Отвечая на эти вопросы корреспондента "Красной звезды", посол Грузии справедливо заметил, что и сама Америка однозначного ответа пока не дала: "Тем более сложно определиться нам, маленькой Грузии".
Вместе с тем Зураб Абашидзе опроверг появившиеся в некоторых СМИ сообщения о том, будто Грузия чуть ли не первой предоставила Соединенным Штатам свою военную инфраструктуру для проведения операции возмездия. На самом деле, подчеркнул он, "некоторыми нашими деятелями лишь были высказаны предположения". Никаких официальных заявлений по поводу того, предоставит ли Грузия свои военные объекты США, просто-напросто не было, "поскольку к нам Соединенные Штаты с такими запросами не обращались". Да и сам Э. Шеварднадзе недавно выразил сомнение в том, что такие запросы могут последовать. Вряд ли те скромные возможности, которыми располагает Грузия, могут стать реальным вкладом в дело борьбы с Усамой бен Ладеном. Здесь грузинам не откажешь в трезвой самооценке. Однако позавчера на лентах информагентств появилось сообщение о том, что министр иностранных дел Грузии заявил о готовности предоставить Соединенным Штатам воздушный коридор для военной авиации.
Вклад своей страны в борьбу с терроризмом З. Абашидзе видит прежде всего в том, чтобы способствовать оздоровлению ситуации в стране и кавказском регионе. Работы здесь непочатый край. На территории, не контролируемой грузинскими властями, сегодня вовсю орудуют "партизанские" формирования и диверсионные группы. В их составе есть и грузины из числа беженцев, вынужденных покинуть Абхазию, и выходцы с Северного Кавказа. Одна из таких групп "засветилась" на днях в Гульрипшском районе Абхазии.
Дабы не усугублять и без того непростую ситуацию в этом регионе, Э. Шеварднадзе обратился к лицам, называющим себя "партизанами", с призывом не предпринимать необдуманных действий и не отмечать тот же "день падения Сухуми" очередным кровопролитием. Он переговорил и с премьер-министром непризнанной Абхазской республики, заверив, что никакой поддержки незаконным вооруженным формированиям, действующим в Абхазии, официальный Тбилиси не оказывает. Власти Грузии предпринимают все усилия для урегулирования конфликта и предотвращения нежелательных явлений.
Видимо, это и есть реальный вклад в борьбу с терроризмом. Однако г-н Абашидзе так и не дал четкого ответа на вопрос, подпадает ли деятельность грузинских "партизан" под стандарты международного терроризма. Но и вопрос этот, что называется, на засыпку: являются ли террористами люди, которые в результате этнической чистки изгнаны из своих очагов и которым не дают возможности вернуться обратно? Однозначного ответа сразу не дашь. Тем более, процесс мирных переговоров пока не принес результата. У многих терпению приходит конец, и они берутся за оружие.
Посол Грузии вновь подтвердил приверженность своей страны мирному решению абхазской проблемы, но вместе с тем отметил: "Если этот процесс не будет продвигаться, удерживать этих людей будет все сложнее". Уже сегодня, по его оценке, из 300 тысяч беженцев минимум 10 тысяч готовы взяться за оружие. Это взрывной потенциал, который в автономном режиме вполне может прийти в действие, если абхазский узел не будет развязан политическим путем. И здесь масштабы террора могут превзойти все предыдущие...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker