на главную страницу

5 Октября 2001 года

Армия и общество

Пятница

Через Домодедово террористам не прорваться

На их пути станут профессионалы

Владимир МОХОВ,"Красная звезда". Фото автора.



Если где-то в России до сих пор и аукаются последствия терактов в США, так это аэропорты. На языке пограничников и таможенников это называется "усиление". Усиление контроля и бдительности: увеличение состава дежурных смен, не выборочный, а стопроцентный досмотр багажа и ручной клади через рентгенотехнику. Как-никак, а арабы-камикадзе превратили обычные пассажирские самолеты в ракеты с помощью... ножичков для резки бумаги. Возможно ли такое у нас? Насколько готовы службы в наших аэропортах к борьбе с террористами и контрабандистами?

Работать здесь не разучились
Начальник отдела пограничного контроля (ОПК) Домодедово полковник Сергей Козыренко на все вопросы отвечает конкретно: "Разве вы не помните, что раньше мы входили в структуру КГБ? Так что работать не разучились..."
Сам Сергей Николаевич на этом деле, как говорится, собаку съел. В пунктах пограничного контроля служит 26-й год. Имеет богатейший опыт, колоссальный объем знаний и информации. На его глазах, по сути, и вершилась история здешнего ОПК. В начале 70-х, вспоминает он, начинали с поста погранконтроля численностью 7 человек. Да и оформляли лишь рейсы, совершившие вынужденную посадку по плохим метеоусловиям в Московской воздушной зоне (Домодедово - самый дальний от столицы аэропорт). С распадом СССР задачи домодедовских пограничников расширились. Было решено осуществлять контроль самолетов и пассажиров, следующих в страны СНГ. Развернулся отдел погранконтроля в количестве 30 человек. Да и аэропорт приобрел международный статус.
Забот прибавилось. Москва магнитом притягивает к себе не только законопослушных граждан, но и криминальное отребье со всего бывшего Союза. Больше всего проблем доставляют рейсы из Средней Азии и Закавказья. Как признаются пограничники, им проще оформить два чартера в Салоники или Штутгарт, чем один рейс из Душанбе или Ашхабада. Вот почему они стараются все активней взаимодействовать с коллегами из стран СНГ. Недавно, к примеру, полковник Козыренко побывал в Баку, своими глазами посмотрел, как действуют органы погранконтроля Азербайджана, договорился об обмене информацией. Ведь чем четче сработают там, тем меньше хлопот будет здесь, и наоборот. Произвести "отсечку" подозрительных лиц можно еще при регистрации пассажиров самолета.
В последнее время органы ФПС очень сильно беспокоит нелегальная миграция. Африканцы, афганцы и иже с ними все активней пытаются через Россию переправиться в США, страны Западной Европы. Многие не прочь осесть и где-нибудь у нас, с помощью земляков находя работу, жилье. Стоит ли удивляться, что Москва и Подмосковье в этом плане все больше "интернационализируются"?
Вот почему наша страна двери открывает отнюдь не перед всеми. Стала более тщательной проверка документов, убавилось оснований для въезда в Россию. Учитывается даже прожиточный минимум каждого прибывающего иностранца. Кстати, после активизации контактов с азербайджанскими пограничниками проблем на этом направлении стало меньше, поток нелегалов оттуда сократился. С Туркменией, Узбекистаном и другими странами пока посложней. В некоторых постсоветских республиках новые документы, удостоверяющие личность, имеют слабенькую защиту. Отсюда и переклейки фотографий, прочие хитрости. Случаев таких сколько угодно. Но домодедовских пограничников, как в той самой рекламе, бесполезно убеждать, что ты пересадил на лысину волосы с затылка, а заодно "поменял" пол и возраст. Обладателей "левых" паспортов за счет авиакомпаний тут же отправляют обратно.
На границе - одни девушки
Кстати, мы стали непосредственными свидетелями одного из нарушений. У узбека, прибывшего душанбинским рейсом, в паспорте не было ни отметки о гражданстве, ни российской визы. Зато имелась... московская регистрация. Теперь в консульском отделе, открытом недавно в аэропорту, ему предстояло оплатить визу, оформить свидетельство на возвращение и заплатить штраф до пяти "минималок". Вышло так потому, что в Душанбе он добирался поездом через Казахстан, где пункты пропуска не оборудованы. Потому человека без гражданства никто не остановил. Вернулся же самолетом, да не куда-нибудь, а в Домодедово. В общем, правовой безграмотности и безалаберности у нас еще хватает.
Иногда возникают сложности и с военнослужащими. Ведь ОПК осуществляет свои функции и на аэродроме Чкаловский. Некоторые наши миротворцы прилетают туда из Югославии с просроченными загранпаспортами. На родную землю пограничники их, конечно, пускают, но определенный упрек в адрес военного ведомства высказывают. А наши бравые контрактники, прибывающие из Таджикистана, бывает, "хулиганят" по части наркотиков. В этом году у одного из них изъяли 4,5 грамма чистейшего героина.
Кстати, по наблюдениям пограничников и таможенников, из Душанбе чаще всего везут именно героин. Причем если в прошлом году преобладали "глотатели", то сейчас зелье чаще прячут в багаже. Связано это с тем, что перевозящих наркотики в желудке научились вычислять по целому ряду признаков.
Между прочим, в подчинении у полковника Козыренко в основном женщины. Контрактная служба в аэропорту их вполне устраивает. Зарплата по московским меркам, конечно, небольшая: вместе с пайковыми - от 2 до 3 тысяч. Зато выслуга - год за полтора, и на пенсию уйти можно через каких-то 12-13 лет. К тому же обедают в кафе за счет аэропорта, пользуются другими льготами. Не случайно только каждая четвертая из кандидаток проходит профотбор в "пограничницы".
Но и служат на должностях контролеров представительницы слабого пола куда лучше мужчин. От женского глаза ведь ничего не ускользнет...
Не только в области балета мы впереди планеты всей...
Начальник службы авиационной безопасности Домодедово Владимир Такки до сих пор не поймет, как террористам в США удалось захватить самолеты. Он предполагает, что виной всему неподготовленность экипажей и не совсем адекватная реакция летчиков на происходившее. Словом, если бы они действовали по-мужски, не было бы таких последствий.
Владимир Леонидович сам летчик, и когда его учили летать, инструктор рассказывал такую байку. Если человека посадить на ближнем приводе, он, понаблюдав за 100 посадками, после этого выполнит посадку сам...
Точно так же и террорист. Изучит систему работы аэропорта, покрутится в залах ожидания и поймет, что определенные лазейки все-таки существуют. Обусловленные то ли техническим, то ли человеческим фактором. Люди на пограничных и таможенных постах к концу смены, бывает, тоже устают, осознание действительности у них притупляется. Тем более если поток пассажиров таков, как, скажем, в Шереметьево.
Скоро пропускная способность аэропорта Домодедово приблизится к шереметьевской. После реконструкции начался массовый переход сюда иностранных авиакомпаний. С этим связано и расширение штата сотрудников ФПС, ГТК, линейного отдела внутренних дел. Но увеличение пассажиропотока, уверяет Владимир Такки, не скажется на безопасности полетов. Потому что в Домодедово существует отработанная годами система взаимодействия различных служб.
- И потому что менталитет у нас с американцами разный, - добавляет главный домодедовский секьюрити. - Нет такого шапкозакидательства, как у них...
Такки знает, о чем говорит. Недавно, как раз перед нашумевшими терактами, в Домодедово приезжали представители Федеральной авиаслужбы США, проверяли возможности работы наших авиакомпаний на Штаты. Требования к другим государствам у них в этом плане весьма жесткие. Но, присмотревшись к работе российских коллег, американцы сделали вот какой вывод. В плане обеспечения техническими средствами у нас, конечно, "пожиже". А вот сама система взаимодействия различных служб в аэропорту (в плане обмена информацией, взаимной подстраховки и т.д.) гораздо эффективней. Как в воду, сердешные, глядели...
- Пропускаем ли ножички для резки бумаги? - хитро улыбается Владимир Леонидович. - Теперь и шпильки женские перестали пропускать! Со шпилькой ведь при желании тоже можно захватить самолет...
Кстати, несмотря на скепсис американцев, наши технические средства досмотра тоже не так плохи. С их помощью можно вычислить любой предмет: по характеру материала, плотности и т.д. Скажем, совсем недавно 2,2 кг россыпного золота было обнаружено в ручке обыкновенной хозяйственной тележки. Разница в плотности металлов отобразилась на экране монитора. Азербайджанец, летевший из Магадана в Баку, тоже недооценил наши технические возможности...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker