на главную страницу

5 Октября 2001 года

История Отечества

Пятница

Подвиг и трагедия Петергофского десанта

Капитан 1 ранга в отставке Виктор МУХОРТОВ, участник Великой Отечественной войны.



В 1968 году крейсер "Октябрьская революция", на котором мне довелось служить, находился в ремонте на Морском заводе Кронштадта. Помню встречу личного состава корабля с Борисом Шитиковым, одним из немногих оставшихся в живых участников Петергофского десанта осени 1941 года...

В октябре 1941 года в районе Ленинграда сложилась чрезвычайная ситуация. Танковые соединения немцев прорвались к побережью Невской губы на участке Петергоф - Урицк, вышли к истокам Невы и захватили Шлиссельбург. Чтобы не позволить противнику овладеть Ленинградом, был нанесен контрудар с Ораниенбаумского плацдарма на Красное Село, а в ночь с 4 на 5 октября высажен морской десант в Петергоф. В итоге немецкое командование повернуло свои основные силы на Петергофское направление, что позволило советскому командованию лучше укрепить оборону Ленинграда и обеспечить его длительную защиту. Петергофский десант мужественно сражался и почти весь погиб. Но он не исчез бесследно и не забыт, хотя на протяжении нескольких десятилетий о нем вспоминали редко.
В отряд отбирали добровольцев с кораблей, из частей, учебных подразделений и училищ Кронштадта.
4 октября десант был готов к выполнению боевого задания. С напутственным словом к морякам обратился командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц. Писатель Всеволод Вишневский пожелал им удачи: "Помните, вы - из Кронштадта!"
Глубокой ночью корабли и суда десанта подошли к берегу. Моряки прыгали в ледяную воду и спешили на сушу, чтобы быстрее там закрепиться. Пользуясь внезапностью, десантники сделали проходы в проволочном заграждении и минных полях, сняли немецкое охранение, гранатами уничтожили пулеметные гнезда и прорвались в Нижний парк Петергофа. Но, оправившись от замешательства, гитлеровцы осветили берег ракетами, открыли ураганную стрельбу из орудий, пулеметов и автоматов.
В тот же момент огонь по фашистам открыли корабли поддержки, заставили замолчать несколько их огневых точек. И все же стрельба продолжалась. Был смертельно ранен командир отряда полковник Ворожилов. Командование операцией принял на себя комиссар отряда А.Ф. Петрухин.
Приближался рассвет, бой становился все ожесточеннее. У Большого дворца появились немецкие танки, фашистские самолеты обрушили на десантников бомбовые удары, огонь из пушек и пулеметов. Когда окончательно рассвело, немцы начали интенсивную артподготовку, после чего со стороны фонтана "Самсон" показалась первая цепь фашистов. Атаку десантники отбили. Через час последовала вторая, а затем и третья...
На второй день из Кронштадта десанту дважды пытались доставить подкрепление и боеприпасы, но корабли не смогли подойти к берегу из-за сильного артиллерийского и минометного огня. Не добились успеха со стороны Ораниенбаума и части 8-й армии. Когда немцы начали охватывать десантников в кольцо, комиссар Петрухин поднял всех, кто был рядом с ним, в решительную атаку на прорыв, но вскоре был смертельно ранен.
Командование перешло к Вадиму Федорову, зачисленному в десант из школы оружия. Бой продолжался и ночью, сражаясь в окружении, оставшиеся в живых все еще надеялись, что их не оставят, придут на помощь... Приближался рассвет третьего дня. Над заливом рассеивался утренний туман, а вместе с ним угасала надежда сражающихся на помощь из Кронштадта.
Через громкоговорители немцы предлагали сдаться. Малодушных не нашлось. И тут десантники сквозь грохот боя услышали лай многочисленной своры собак. На смельчаков было брошено подразделение солдат с обученными овчарками. Все случилось так неожиданно, что многие оцепенели, а собаки уже набрасывались на раненых и живых. От них отбивались огнем, штыками и десантными ножами...
Борис Шитиков в то время отступал со своими тремя товарищами к руслу Самсоновского канала. У самого канала на него тоже набросилась огромная овчарка и сбила с ног, но матрос успел выхватить нож и прикончил ее.
По руслу канала десантники надеялись вплавь уйти от преследования в море, где их могли подобрать дозорные корабли Кронштадта. Плыть в холодной воде было трудно. Как только матросы добрались до залива, над ними повисли осветительные ракеты, ударили пулеметы. Пули ложились рядом.
Сколько времени провел Шитиков в воде и где потерял своих товарищей, он не помнит. Окоченевшего, его подобрал катер, один из тех, что этой ночью вновь пытались оказать помощь окруженным десантникам... Попытка и на этот раз оказалась неудачной. Корабли вернулись в базу, и Шитикова доставили в госпиталь.
После госпиталя был особый отдел. Там его долго допрашивали, а потом дали наставление: "Тебя в том десанте не было, и ты ничего о нем не знаешь... Понял?" Он понял и больше двадцати лет боялся сказать хоть слово родным и близким тех, кто остался на том берегу Финского залива и "пропал без вести".
Вышедшая в 1969 году документальная повесть В. Азарова и А. Зиначева "Живые, пойте о нас" высветила подробности Петергофского десанта. Но, к сожалению, в начале 70-х годов на корабли и в части поступило указание изъять ее из библиотек.
В 1988 году, в День Победы, судьба свела меня с одним из авторов этой повести Всеволодом Азаровым. Пользуясь случаем, я спросил, по какой причине была запрещена книга.
- Усмотрел и в ней какие-то якобы несоответствующие действительности факты, - ответил писатель. - Но я надеюсь, что повесть еще послужит живым. Она о мужестве павших.
Что ж, думается, настало время еще раз тщательно изучить все обстоятельства Петергофской десантной операции, объективно оценить и воздать должное каждому ее участнику. Светлая память героям!


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker