на главную страницу

5 Октября 2001 года

Далекое-близкое

Пятница

На "Цессне" через океан

Андрей ПОЧТАРЕВ, "Красная звезда".



- Алло, редакция "Красной звезды"?
Ответьте Неваде... Звонили из США, из городка Брукдэйл, по поручению известного американского полярного пилота и исследователя Эверетта ЛОНГА. Один из организаторов музея "Воздушные первооткрыватели Аляски", участник экспедиции по поиску пропавшего экипажа Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского, член оргкомитета встречи (1992 г.) российских и американских ветеранов авиации в Фербенксе, он длительное время поддерживает связи с нашей страной. Когда, к примеру, пилотажная группа из Кубинки "Русские витязи" гостила на Аляске, летчики побывали в гостях у Э. Лонга, а он смог вылететь на нашем Су-27.

Сегодня Эверетта интересует, как готовятся к 60-летию АЛСИБА российские ветераны. К юбилею он подготовил второе издание своей книги "Кобры над тундрой", посвященной дружбе русских и американских летчиков в годы второй мировой войны. Американцы, по его словам, готовы участвовать в совместном праздновании юбилея трассы, составной частью которого могли бы стать взаимные воздушные перелеты ленд-лизовских машин. Своим опытом "Рейса дружбы", осуществленном в Россию в июне-июле 1990 года, Эверетт Лонг делится с читателями "Звездочки".
"Радио Провидения, говорит "Цессна" - Ноябрь Один Два Семь Три Восемь - пересекаю воздушную границу СССР. 18 июня 1990 года".
Если бы мне сказали несколько лет тому назад, что я совершу этот полет, я бы рассмеялся и сказал: "Безумство!" Но оказалось, что реальная жизнь сильнее фантастики.
По специальному разрешению советского правительства мне и моей дочери, школьнице Шеннон, представилась уникальная возможность перелететь на личном самолете из Фербенкса - с Аляски, в Якутск - Россию. "Рейс дружбы" был посвящен памяти американских и русских летчиков, летавших по этому маршруту во время второй мировой войны с посадками на таежных аэродромах, где заправлялись перегоняемые самолеты: "Аэрокобры" П-39, бомбардировщики "Митчелл" Б-25, транспортные самолеты С-47...
Мэр Фербенкса поручил мне установить личные контакты с администрацией Якутска, так как оба города с одинаковыми климатическими условиями и имеют тесные исторические связи в области авиации. Например, в них осуществляли посадки летчики, летавшие вокруг света, в частности Говард Хьюз в 1938 году. Но самым недавним связующим звеном был исторический мост через Берингов пролив - АЛСИБ (Аляска - Сибирь), действовавший с 1942 по 1945 годы. Для людей и машин это была невообразимо трудная задача. В тяжелейшей кровопролитной войне с Германией, когда Советский Союз, сражаясь, выбивался из сил, американцы направили ему в рамках ленд-лиза около 8 тысяч самолетов. Думаю, эту помощь Россия не забудет никогда.
Я был первым американцем с 1945 года, который пролетел на крошечной "Цессне" по маршруту Фербенкс - Якутск. И этот шаг был очень труден. Получить разрешение русских властей было делом не из простых. Кроме того, многое в предстоящем полете казалось туманным: заправки, связь, навигационные приборы, прогноз погоды, состояние посадочных полос... Требовался опыт полярного пилота - ведь предстоял перелет длиной в 5 тысяч миль над морем, высокими хребтами и необитаемой местностью. Необходима была постоянная связь с диспетчерами, не знающими английского языка, как и я - русского.
Вообще-то я начал летать в 16-летнем возрасте и летаю уже свыше 35 лет, из них большей частью на Аляске. Исследуя авиацию Севера, мне удалось познакомиться с пионерами воздушного океана. Среди них Клайд Армитстэд - механик Сигизмунда Леваневского, принимавший участие в спасении челюскинцев в 1934 году. Известно, что 12 августа 1937 года С. Леваневский предпринял попытку совершить перелет из Москвы через Северный полюс в Фербенкс на четырехмоторном Н-209. Самолет неожиданно пропал у берегов Аляски. Его исчезновение до сих пор является загадкой, над решением которой я и мои друзья бьемся уже многие годы. Русские потеряли великого летчика - пионера Севера, а Фербенкс - доброго друга.
Но вернусь к своему "прыжку" через океан. Наиболее сложным участком путешествия был перелет через Берингов пролив из Нома в бухту Провидения - 250 миль над водой в течение 2,5 часа. Мы были одеты в специальные плавательные костюмы и имели надувную спасательную лодку. Внизу температура морской воды была около 0 градусов по Цельсию.
Приближаясь к берегам советской Чукотки, я по радио вышел на связь с Провидением. По приземлении первыми нас встретили пограничник в длинной шинели и таможенник. А затем представили нашему будущему штурману Валерию Смирнову, который работал на большом транспортном самолете Ил-76. Между нами почти не было проблем с общением, так как мы постоянно прибегали к универсальному языку авиаторов и редко к словарю. Правда, иногда возникали комичные ситуации, к примеру, когда диспетчеры местных аэропортов видели американский самолет, не будучи предупрежденными о нем заранее.
Везде население и администрации встречали нас тепло и по русскому обычаю сразу же сажали за стол, где было много еды и водки. Для американского трезвенника это было нелегким испытанием. Дочери же было проще - молодежь увлекала ее на танцы. Большое впечатление произвел на меня один из увиденных местных памятников в честь российских летчиков, погибших во время крушения бомбардировщика американского производства. В Оймяконе осмотрел памятник холоду. Там была зарегистрирована самая низкая температура в Северном полушарии - минус 71,2 градуса (по Цельсию). 21 июня советское телевидение снимало наше приземление в Якутске. В течение нескольких дней в нашу честь устроили ряд приемов. Запомнилась встреча с мэром Якутска Павлом Бородиным - будущим управляющим делами президента Ельцина и секретарем Союза России и Белоруссии и самостоятельный вылет на старом биплане Ан-2 с парашютистами на борту.
Незаметно позади остались 8 тысяч километров и 54 часа чистого времени перелета, встречи и расставания с сотнями россиян, влюбленных в Север и авиацию. Были выполнены пожелания мэра Фербенкса - способствовать породнению двух северных городов. Собран дополнительный материал для моей книги "Кобры над тундрой", издаваемой на русском и английском языках. Был открыт новый воздушный мост, который увеличил возможности для развития туризма двух стран.
Я не являюсь знаменитым летчиком, политиком или видной личностью. Но мне повезло: я тоже внес крупицу в братство авиаторов, в формирование дружбы между Аляской и Якутией. Американские и российские ветераны-авиаторы, простые граждане ждут новых встреч, чтобы крепить их давнюю фронтовую дружбу.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker