на главную страницу

6 Октября 2001 года

Тема номера

Суббота

Обеспечить обороноспособность России

Этому должна служить система комплектования Вооруженных Сил

Анатолий ДОКУЧАЕВ, "Красная звезда".



Многолюдно ныне на сборных пунктах, в комиссариатах. Парни из разных регионов страны прибывают сюда, чтобы завтра стать в боевой строй. 194.824 человека пополнят Вооруженные Силы, части и соединения других силовых ведомств. Слышатся смех, остроты... Создается впечатление, что сложная обстановка в мире, действия террористов никак не влияют на молодых россиян. Впрочем, молодость есть молодость, у нее свои формулы восприятия происходящего. Призыв... Он всегда актуализирует проблемы комплектования нашей армии. К нему обращают свой взор политики, эксперты, СМИ. И, конечно же, это время напряженной работы для военных, тем более проблем здесь немало. О них откровенно говорил в минувший четверг на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС начальник Главного организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил генерал-полковник Владислав Путилин.

В ОБЩЕСТВЕ в последнее время все чаще выносятся на обсуждение различные варианты комплектования Вооруженных Сил рядовым и сержантским составом. В роли авторов выступают известные политики, эксперты, журналисты. Одни предлагают решить вопрос путем сокращения сроков прохождения военной службы с двух до полутора лет, другие - до шести месяцев с форсированным (в течение 2-3 лет) переходом к контрактной армии, а третьи - уже сегодня, немедленно отменить призыв на военную службу. В разных по сути подходах прослеживается и некоторая общность - срок завершения предлагаемого реформирования к очередной предвыборной кампании, на участие в которой, видимо, претендуют авторы. Конечно, все это мы проходили.
Для Министерства обороны вопрос о необходимости изменения существующей системы комплектования Вооруженных Сил и других войск рядовым и сержантским составом не является новым. Начиная с 1990 года, когда действующий в СССР Закон "О всеобщей воинской обязанности" начал давать сбои, руководству военного ведомства приходилось ежегодно преодолевать серьезные трудности при комплектовании войск и сил. Потому Генеральный штаб на протяжении всех этих лет вел целенаправленную работу по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы прохождения военной службы. Причем, что особенно важно, с учетом уроков прошлых лет. Так, игнорирование возможностей государства привело к вынужденному отказу от продекларированного 5 лет назад решения о переходе к комплектованию Вооруженных Сил только контрактниками с весны 2000 года.
Чем сегодня руководствуются эксперты Минобороны при решении столь важной государственной проблемы? Прежде всего объемами нынешнего и завтрашнего финансирования Вооруженных Сил. Они, как известно, определены Советом безопасности России на ближайшие 10 лет, исходя из максимально возможных бюджетных средств, что государство может позволить себе расходовать на национальную оборону. Причем предусматривается их постепенное перераспределение - больше на развитие армии и флота, меньше на их содержание.
Что касается самого комплектования, то расчеты показывают: Вооруженные Силы с серьезными проблемами столкнутся уже в 2006 году, так как число призывников будет ежегодно сильно уменьшаться. С 2007 года их количество начнет снижаться еще резче - на процесс окажет влияние демографическая ситуация в стране. Результат? Укомплектованность частей и подразделений рядовым и сержантским составом к 2010-2012 годам снизится до 50-55 процентов. Значит, нужны действенные меры по совершенствованию всей системы комплектования Вооруженных Сил. Есть ли у Министерства обороны, Генерального штаба продуманная, взвешенная концепция?
ВПРОЧЕМ, сначала о предложениях, что все чаще всплывают на страницах газет, в передачах электронных СМИ. Не реальной представляется идея о форсированном (в течение 2 лет) переходе к комплектованию Вооруженных Сил и других войсковых формирований контрактниками при сохранении ограниченного призыва граждан для подготовки военнообученных ресурсов в течение шести месяцев. Почему?
Авторы идеи предлагают увеличить численность контрактников со 150 тысяч, находящихся сегодня в строю, до 400 тысяч к 2004 году (в 2,6 раза), считая, что этого будет достаточно для поддержания в боевой готовности войск и обеспечения обороноспособности страны. Решение проблемы предлагается осуществить в основном за счет повышения контрактникам денежного довольствия - до 3 тысяч рублей, т.е. осуществить прибавку на 1.600 рублей. Поможет ли это? В последние годы число профессионалов из числа солдат и сержантов ежегодно сокращается на 1,5 процента. Тенденцию не выправляет и повышенное денежное содержание, выплачиваемое профессионалам в "горячих точках". Для прохождения там службы наши соотечественники, как правило, заключают краткосрочные контракты - от шести месяцев до одного года. И потом 3.000 рублей в 2004 году никак не будут соответствовать моральным и физическим затратам военнослужащего на службе.
Но ведь деньги предстоит еще найти, немалые, к слову. План строительства Вооруженных Сил предусматривает, что к январю 2003 года у нас будет 542 тысячи должностей сержантов и солдат. Расходы на их содержание составят 13,2 млрд. рублей в год. Если же контрактников будет 400 тысяч, то с учетом повышения им денежного довольствия и суммы на подготовку в учебных центрах и войсках призывников общие расходы увеличатся до 26,6 млрд. рублей в год, т.е. возрастут в два раза. Нужно еще учитывать, что даже незначительное повышение денежного довольствия контрактникам из числа рядовых и сержантов вызовет необходимость осуществить прибавку офицерскому составу. Не может же командир взвода получать меньше, чем его подчиненные. Да и сокращение сроков военной службы для призывников влечет за собой новые финансовые и материальные расходы - на вещевое имущество, перевозки к местам военной службы и обратно... Словом, все это значительно увеличит затраты на содержание Вооруженных Сил и не позволит выделить больше, чем сейчас, средств на их развитие, что крайне необходимо.
К тому же остро встанут и проблемы социально-бытового обеспечения. Ныне почти половина контрактников не имеют жилья. А что будет, если их число вырастет в 2,6 раза? Замечу, что сегодня без своего угла более 100 тысяч офицеров и прапорщиков.
Возникнет и такая интересная ситуация. Сокращение сроков службы потребует увеличить "размеры" призывного контингента. Если каждые полгода готовить 142 тысячи младших специалистов резерва, в год - 284 тысячи, то это будет на 35 тысяч человек больше, чем сегодня становятся в строй. Где же взять столько призывников, учитывая, что 88 процентов молодых россиян пользуются правом на отсрочку? Рассчитывать же в ближайшее время на изменение федерального законодательства вряд ли реально. И потом для организации подготовки тех же 142 тысяч призывников необходимо будет отвлечь из боевых частей до 40 тысяч специалистов. В войсках останутся только 360 тысяч сержантов и солдат, части и подразделения будут не укомплектованы.
Словом, как считают эксперты Генерального штаба (и с ними трудно не согласиться), вбрасываемые в общество предложения не учитывают реального экономического положения страны на ближайшие 3-5 лет и не охватывают сложнейший комплекс проблем, связанных с прохождением военной службы контрактниками.
А теперь несколько слов о проблеме, связанной с сокращением срока военной службы по призыву до полутора лет. Это предложение также ведет к увеличению призывного контингента в ходе каждого призыва до 40 тысяч человек, которых, понятно, нет. Вместе с тем в перспективе, считают эксперты Минобороны, сокращение срока военной службы представляется возможным, и военное ведомство готово к этому. Условие? Должности солдат и сержантов должны быть укомплектованы контрактниками на 40-50 процентов. Именно такой порог снимет проблему нехватки призывных ресурсов для обеспечения достаточной укомплектованности войск.
Не выдерживает критики и предложение о возможности перехода к проведению призыва один раз в год. Такой порядок существовал до 1967 года. Но тогда продолжительность службы в Сухопутных и других войсках составляла 3, а в Военно-морском флоте - 4 года. В ходе призыва обновлялись соответственно треть и четверть рядового и сержантского состава, что позволяло без нанесения ущерба боевой готовности войск и сил флота в течение трех месяцев осуществлять призыв и увольнение, проводить подготовку младших командиров и специалистов. При двухлетней продолжительности военной службы в ходе одного призыва будут заменяться 50 процентов солдат и сержантов. Понятно, что это повлечет за собой полную утрату боеспособности подразделений и частей в ходе призывной кампании, т.е. в течение 3 месяцев. А также пребывание армии и флота в состоянии ограниченной готовности к выполнению боевых задач в последующие 2-3 месяца из-за необходимости проведения начальной подготовки и доподготовки молодых солдат и водителей, а также завершения слаживания подразделений. К тому же разовый призыв вызовет необходимость увеличить емкость учебной сети, сборных пунктов и, понятно, материальные затраты.
Хотелось бы обратить внимание и на "спешку" в реализации предлагаемых мероприятий. Создается впечатление, что опыт экономических преобразований, проводимых в России путем головокружительной приватизации и "шоковой терапии", ничему не научил нас. А ведь предлагается изменить фундамент важнейшего государственного института - его комплектование. У кого есть право искусственно создавать обстановку социальной напряженности среди людей в погонах и рисковать утратой боеспособности Вооруженных Сил даже на короткий срок?
Всем "носителям идей" не мешало бы ознакомиться с опытом государств, уже перешедших или переходящих на контрактную систему комплектования. Полностью профессиональные армии имеют лишь несколько высокоразвитых государств - Англия, США, Канада и Япония, а Франция и Испания только делают попытку обзавестись ими. Так, Соединенные Штаты при сильной и стабильной по сравнению с нашей экономикой на контрактную службу переходили в течение 13 лет. Немалый срок! Видимо, и нам следует быть более осмотрительными в определении временных рамок. Тем более что реальная обстановка в мире требует от военно-политического руководства глубоко продуманного и детально просчитанного подхода к реформированию военной организации страны. Оно должно осуществляться планомерно и без снижения боеспособности всех ее компонентов.
ВЫПОЛНЯЯ поручение президента и правительства, Генеральный штаб совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти завершает проработку возможных вариантов, сроков и этапов перехода к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований контрактниками. К слову, в них нашли отражение и вопросы сокращения сроков военной службы.
Прежде чем рассказать о сути предложений, отмечу, что России предстоит преодолеть целый комплекс сложных проблем политического, социально-бытового, материального и собственно военного характера. Необходимо сделать все для сохранения экстерриториального принципа комплектования войск и исключения предпосылок к созданию в субъектах Российской Федерации вооруженных формирований по национальному и территориальному признаку. Безусловно, решить задачи повышения денежного довольствия военнослужащих, обеспечения жильем их семей, трудоустройства жен, создать условия для обучения и воспитания детей, строительства объектов культурно-бытового обеспечения. Все это потребует от государства значительных финансовых затрат. Причем их величину, как представляется, можно определить, только проделав на федеральном уровне соответствующий комплекс программных исследований в интересах предстоящего перехода к комплектованию военной организации государства в добровольном порядке.
А теперь о самих предложениях, рассчитанных, к слову, с учетом экономических возможностей страны на ближайшие 5-10 лет. Переход к новой системе комплектования планируется начать после проведения на федеральном уровне всестороннего обоснования всех его аспектов, в том числе геополитического положения России, менталитета населения и исторического опыта. Основной принцип - постепенное ежегодное наращивание численности контрактников исходя из экономических, социально-демографических и других возможностей страны. При этом призыв на военную службу не исключается, его предполагается осуществлять в ограниченном количестве на срок (не более года), обеспечивающий подготовку призывников и позволяющий их дальнейшее использование в качестве военнообученного резерва.
Всю работу предлагается осуществить в три этапа: подготовительный - до 2003-2005 годов, исполнительный - до 2008-2010 годов и завершающий, временные границы которого определятся по итогам проделанной работы.
Итак, подготовительный этап. В ходе него предстоит обосновать возможности перехода к комплектованию военной организации государства профессионалами, разработать Федеральную целевую (Президентскую) программу перехода к комплектованию контрактниками. Для решения этих задач предлагается создать правительственную комиссию и межведомственную рабочую группу. Среди других конкретных задач - подготовка новой законодательной и нормативной базы, разработка комплекса мер по повышению авторитета Вооруженных Сил и престижности военной службы, совершенствование систем военно-профессиональной подготовки младших специалистов, офицерских кадров. Предстоит также определить приоритеты комплектования каждой силовой структуры, подготовить предложения по организации накопления военнообученных ресурсов, в том числе за счет ограниченного призыва. Обязательно провести эксперимент в одном из соединений постоянной готовности, в воинских частях других силовых ведомств с целью определения финансовых и материальных затрат на переход и содержание дивизий, полков такого состава.
Исполнительный этап. В ходе него предлагается обеспечить накопление достаточных объемов военнообученных мобилизационных ресурсов, провести постепенное наращивание в подразделениях контрактников и увеличение числа соединений, воинских частей, подразделений и воинских должностей, комплектуемых военнослужащими-профессионалами, оптимизацию организационно-штатной структуры всех армейских звеньев, планомерный переход к новой системе накопления военнообученных ресурсов.
На завершающем этапе предполагается полностью перейти к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований контрактниками, "законсервировав" систему призыва с целью сохранения ее возможностей на случай проведения полной мобилизации, а также разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию новой системы комплектования.
Думается, вот такой, без надрыва, подход к реформированию системы комплектования военной организации страны солдатами и сержантами конструктивен и вполне согласуется с перспективами развития нашей экономики. Он позволит планомерно перейти на контрактную службу, обеспечить Вооруженные Силы и другие войска нашей страны специалистами-профессионалами и в конечном итоге даст им возможность выполнять поставленные задачи по предназначению - обеспечивать стратегическое сдерживание и предотвращение агрессии.
Безусловно, для прохождения этого пути требуется титаническая работа военных специалистов, да и не только их. В проектировании и создании новой системы комплектования не обойтись без участия широкого круга общественности, политических партий, всех россиян. Только в тесном сотрудничестве, деловом соперничестве конструктивных идей и предложений возможно избежать необоснованных решений и не допустить ошибок, цена которых может быть достаточна высока.
На снимке: командир танковой роты гвардии капитан Сергей Никитушкин (в центре): "Служба, ребята, начинается с азов..." Фото Александра ХРОЛЕНКО.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker